Файл: Введение Жизненный цикл проекта является важнейшей составляющей в управлении проектами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • координирующая роль плана, 

  • неопределенность будущего, 

  • оптимизация экономических результатов.

Если бы будущее проекта было действительно абсолютно предопределенным, не было бы необходимости в постоянной разработке планов, совершенствовании методов их структурирования и составления. Отсюда следует то, что главной целью составления каждого плана является не определение точных ориентиров и цифр, так как это невозможно сделать в принципе, а установление по каждому из наиболее важных направлений некоторого "отрезка", в пределах которого может варьировать тот либо другой показатель.

Смысл координирующей роли плана заключается в том, что хорошо структурированные целевые установки дисциплинирует как текущую, так и перспективную деятельность, позволяет организации работать без существенных сбоев, приводит ее в определенную систему.

Последней причиной необходимости составления планов является то, что любое рассогласование в деятельности организации влечет за собой финансовые затраты (прямые или косвенные) на его преодоление. Если работа осуществляется по плану, то вероятность подобного рассогласования гораздо ниже; вместе с тем, и негативные финансовые затраты менее значительны.

Планирование дает возможность обеспечивать высокую вероятность и высокий уровень достижения целей, основываясь на систематической подготовке решений. Тем самым оно выступает предпосылкой эффективной реализации проекта.

Основным инструментом интеграции участников проекта является план проекта. Составление и согласование плана проекта всеми участниками обеспечивает лучшее понимание ответственности и своих задач.

В плане проекта проводится подробный анализ методов обеспечения сбалансированности затрат проекта, качества, расписания и сроков реализации.

Задачи планирования проекта

На этапе планирования проекта решается ряд задач:

  • утверждение плана проекта;

  • согласование плана основными участниками проекта;

  • создание и уточнение процедур управления проектом;

  • уточнение и детализация целей и задач проекта;

  • уточнение объема работ и состава проекта;

  • уточнение порядка взаимодействия в проектной команде, а также между внешней средой и проектной командой;

  • оценка рисков и формирование плана реагирования на них;

  • уточнение потребности в ресурсах, план ресурсного обеспечения проекта (или отдельных этапов проекта);

  • разработка бюджета проекта и реального расписания (или отдельных его этапов).


Основная цель планирования состоит в построении модели реализации проекта. Она необходима для координации деятельности участников проекта, с её помощью определяется порядок, в котором должны выполняться работы.

Процесс планирования начинается до утверждения объёма работ и продолжается в ходе выполнения проекта и внесения изменений. Каждая фаза жизненного цикла проекта предусматривает определённый вид планирования с присущими ему методиками и инструментами.

Планирование представляет собой совокупность процедур, связанных между собой взаимными отношениями. Первый этап планирования проекта - разработка первоначальных планов, являющихся основой для разработки бюджета проекта, определения потребностей в ресурсах, организации обеспечения проекта, заключения контрактов и проч. Планирование проекта предшествует контролю по проекту и является основой для его применения, так как на этапе контроля проводится сравнение фактических показателей с плановыми.

Определение уровней планирования - также предмет планирования и проводится для каждого конкретного проекта с учётом его специфики, масштабов, географии, сроков и т.д. В ходе этого процесса определяется вид и число уровней планирования, соответствующих выделенным пакетам работ по проекту, их содержательные и временные взаимосвязи.

Планы (графики, сети) как выражение результатов процессов планирования должны образовывать в совокупности некоторую пирамидальную структуру, дифференцированную по уровням управления и эшелонированную по срокам разработки (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы). Уровни планирования и система планов должны строиться с использованием принципов «обратной связи», обеспечивающей постоянное сравнение фактических данных с плановыми.

Ключевые понятия, используемые в процессах планирования, - «работы» и «вехи».

Работа в плане проекта представляет некоторую деятельность, необходимую для достижения конкретных результатов (конечных продуктов нижнего уровня). Таким образом, работа - основной элемент (дискретная компонента) деятельности на самом нижнем уровне детализации, на выполнение которого требуется время и который может задержать начало выполнения других работ. Момент окончания работы означает факт получения конечного продукта (результата работы). Работа является базовым понятием и предоставляет основу для организации данных в системах управления проектами.


Веха - событие или дата в ходе осуществления проекта. Веха используется для отображения состояния завершённости тех или иных работ. В контексте проекта менеджеры используют вехи для того, чтобы обозначить важные промежуточные результаты, которые должны быть достигнуты в процессе реализации проекта. Важным отличием вех от работ является то, что они не имеют длительности. Из-за этого свойства их часто называют событиями. Веха является мерой выполнения (контрольной точкой), её завершённость имеет только две оценки - выполнена или нет. Принятие решений в системах финансирования проектов, например, чаще всего полагается на оценки завершённости вех при выполнении платеже по контрактам.

Определение основных вех требует ясного понимания ключевых стадий или состояний, через которые проходит программа в течение своего жизненного цикла, и чётких характеристик точек перехода. Вехи отмечают эти ключевые переходы и, следовательно, обеспечивают естественную серию контрольных точек. Эти контрольные точки соответствуют специфическим промежуточным целям, требуемым для достижения общей цели. При обзоре выполнения работ вехи позволяют руководству быстро понять, на какой стадии находится проект, и оценить, достигнуты ли основные состояния, необходимые для успешного завершения работ.

В действительности процесс планирования не является таким строго последовательным, как это было только что показано. Например, ключевые вехи обычно определяются требованиями заказчика в самом начале программы. При контроле разработчик плана может обнаружить, что эти вехи не могут быть достигнуты и поэтому должны быть заново проведены переговоры с заказчиком. Кроме того, детальные вехи (для рабочих групп и отдельных исполнителей) могут устанавливаться по ходу выполнения проекта. Аналогично основные ресурсы (руководство проекта, ключевые исполнители) назначаются на ранних стадиях проекта, а специфические - определяются и назначаются на более поздних стадиях.

Планирование представляет собой циклический процесс. Он начинается с наиболее общего определения целей, движется к более детальному описанию того, когда, как и какие работы должны быть выполнены для достижения поставленных целей. По мере продвижения проекта от концепции к завершению появляется дополнительная информация об условиях, влияющих на ход работ. Применение средств планирования и управления проектами позволяет членам команды более чётко описывать проблемы и контролировать изменения по проекту более эффективно.


Хотя планирование и является итеративным процессом, существует логическая последовательность шагов разработки плана проекта, которая составляет цикл планирования. Для руководства проектом каждый шаг планирования подразумевает необходимость ответа на некоторый обобщённый вопрос.

Конкретная структура планов, применяемых на разных уровнях и стадиях планирования проекта, зависит от стандартов и подходов, принятых в отрасли и в организациях, осуществляющих проект. Например, в строительной индустрии в состав проектной документации входят сметная документация, поставляемая заказчиком и детализируемая исполнителями, строительный генплан объекта, организационно-технологические схемы возведения объектов, графики выполнения работ и поступления на объект строительных материалов. В промышленных проектах в основе календарных графиков работ лежит конструкторская и технологическая документация. В информационных проектах - спецификация информационной системы.

В общем виде на уровне управления проектом можно выделить следующие виды планов:

1) Концептуальный план проекта.

2) Стратегический план реализации проекта.

3) Тактические (детальные) планы реализации проекта.

Отметим, что разные уровни управления в организации в разной степени вовлечены в разработку данных планов.

Исходными данными для разработки плана проекта являются:

  1. Договорные требования.

  2. Описание доступных ресурсов.

  3. Оценочные и стоимостные модели.

  4. Документация по аналогичным разработкам.

Процедура планирования проектов достаточно универсальна, а потому и последовательность шагов планирования является общей для широкого спектра разнообразных проектов.


Глава 2. Реализация проекта

2.1 Описание проекта

В пример можно взять создание сайта одежды и аксессуаров.

Цели создания сайта:

  • Облегчение получения пользователями актуальной информации о компании;

  • Необходимость увеличения трафика;

  • Сокращение звонков в службу поддержки клиентов;

  • Упрощение процесса продаж;

  • Упрощение процесса обратной связи;

Задачи создания сайта:

  • Увеличение лояльности клиентов;

  • Увеличение продаж за счет новых клиентов;

  • Сокращение расходов на службы технической и/или информационной поддержки;

  • Увеличение объема продаж;

  • Совершенствование и модернизация продукта и/или услуг;

Рабочая группа:

1. Менеджер проекта

Специалист, осуществляющий общее руководство по организации рабочего процесса проекта. В его компетенции: формирование и контроль рабочей группы проекта, составление графика работ, контроль над качеством и сроками выполнения работ, а также управление бюджетом проекта и рисками.

2. Арт-директор

Специалист, осуществляющий общее руководство за творческим процессом и разрабатывающий совместно с дизайнером общую концепцию дизайна проекта. В его компетенции: контроль качества работы дизайнеров и верстальщиков.

3. Технический директор

Специалист, отвечающий за программную часть проекта и осуществляющий общий контроль над работой технических специалистов (html-верстальщиков, программистов, технических дизайнеров, тестировщиков).

4. Специалист по юзабилити и оптимизации

Специалист, отвечающий за разработку удобной и понятной для пользователя структуры сайта, а также рекомендующий требования к правильному написанию информационных блоков (названий разделов, заголовков, гиперссылок).

5. Дизайнер

Специалист, разрабатывающий креативную концепцию дизайна сайта, а также различных графических элементов сайта (иллюстраций, иконок, визуальных образов).

6. Технический дизайнер

Специалист, разрабатывающий типовые страницы сайта на основе утвержденной концепции сайта.

7. HTML-верстальщик

Специалист, осуществляющий верстку html-страниц сайта.

8. Программист

Специалист, отвечающий за интеграцию системы управления, разрабатывающий различные скрипты, проектирующий базы данных и решающий другие задачи, связанные с программированием.