Файл: Практическое задание 3, Модуль Анатомия, физиология и патология речи слушатель Яценко Татьяна Николаевна Преподаватель Снигур Максим Леонидович.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Программа профессиональной переподготовки

Специальное (дефектологическое) образование (620)

Дисциплина: Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей

Практическое задание 3, Модуль 3. Анатомия, физиология и патология речи

Выполнил:

слушатель Яценко Татьяна Николаевна

Преподаватель:

Снигур Максим Леонидович
г. Санкт-Петербург – 2023

Задание 1. Заполните таблицу «Физиологические процессы образования речи», в которой охарактеризуйте что происходит анатомически.

Таблица 1. Физиологические процессы образования речи

Физиологические процессы

Характеристика (что происходит анатомически)

Голосообразование (фонация)

Истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т.е. срединное положение, с тем чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т.д. Таким образом при фонации происходят колебания в поперечном направлении (внутрь-наружу, а не вверх-вниз).

Механизм голосообразования

В результате колебаний голосовых связок движение струи воздуха, текущей по трахее под давлением, превращается над голосовыми связками в колебания частиц воздуха. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются слуховым органом как звук голоса.

Механизм шепота

В задней части голосовых связок остаётся щель в форме маленького треугольника, через которую проходит выдыхаемый воздух. Голосовые связки не колеблются , но трение струи о края щели вызывает шум, который воспринимается в виде шёпота.

Механизм фальцета

Голосовые связки колеблются не по всей своей толщине, а лишь тонкими краями в продольном направлении, т.е. вверх-вниз. При фальцетном звуке между голосовыми связками остаётся веретенообразная щель.

Силы, высота и тембр голоса

Сила зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. Усилителями голоса являются глотка, полость рта, носовая полость.

Высота зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых связок. Повышение звука достигается увеличением натяжения голосовых связок посредством сокращения перстне-щитовидной мышцы. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса. Изменение высоты голоса обеспечивается работой мышечного аппарата гортани.

Наряду с основным тоном в гортани образуются обертоны, количество и качество которых зависит от строения гортани, а также от величины и формы резонаторных полостей глотки, полости рта, носовой полости. Сочетание обертонов обуславливает индивидуальную окраску голоса, или тембр.

Диапазон голоса

Это пределы изменения голоса по высоте. У детей диапазон голоса значительно меньше, чем у взрослых.

Регистры голоса

Грудной –связки плотно смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении, перпендикулярном току воздушной струи.

Головной – механизм образования идентичен механизму образования фальцета.

Смешанный - голосовая щель закрывается не полностью, связки колеблются более широкой поверхностью, чем при фальцете, а иногда и всей своей массой.

Атака звука

Твердая – голосовые связки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит связки в колебание.

Мягкая – момент соприкосновения голосовых связок и начало прохождения струи воздуха совпадают, и сразу же после соприкосновения связки начинают вибрировать.

Придыхательная - выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причем слышен шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые связки смыкаются и начинают вибрировать.

Мутация

Это процесс связан с быстрым ростом гортани и наиболее выражена у мальчиков. Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Вследствие неравномерного роста нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, так как смыкание голосовых складок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсировано работать.
У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений в росте гортани. Перемена голоса у них выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон не претерпевает больших изменений, голос приобретает грудное звучание, становится более сильным.


Задание 2. Заполните таблицу «Развитие речи в онтогенезе», в которой охарактеризуйте развитие разных сторон речи с учетом возраста ребенка.

Таблица 2. Развитие речи в онтогенезе

Стороны речи

Характеристика

Фонетико-фонематическая

В 2-3- месяца у ребенка появляется гуление.

В 3-4 месяца появляется лепет.

К 6 месяцам появляются отдельные четкие звуки, которые неустойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Ясно звучат такие звуки как а, п, б, м, к, т. Хорошо понимается тон голоса и проявляется на него реакция.

К 1 году хорошо произносятся простые по артикуляции звуки такие как а, у, п, б, м, н, т, д, к, г.

2-й год жизни - активно произносятся звуки э, ы, и, но твердые гласные звучат как мягкие – ть, дь, сь, зь. Возрастает способность понимать речь других и подражать ей. Активно используются в речи простые по структуре слова.

3-й год жизни – трудные по артикуляции звуки заменяются простыми (ц на ть или сь, звуки л и р – звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие на ть, дь). Четко оформляется артикуляция губно-зубных ф, фь, вь. Близкие по звучанию слова почти не смешиваются с попытками сохранить слоговую структуру.

4-й год жизни - в речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова с несколькими согласными, дети способны замечать ошибки в речи других.

5-й год жизни - большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – л, р, рь, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются в сложных словах, а в простых произносятся правильно. Дети способны отличить увеличение или снижение громкости речи и изменение её темпа.

6-й год жизни - дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Ребенок способен выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

7-й год жизни – произношение слов максимально приближена к речи взрослых.

Лексико-грамматическая

1-й год жизни – лепетные слова из ударных слогов.

2-й год жизни – словарный запас состоит примерно из 300 слов, каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием, ребенок хорошо понимает обращенные к нему слова и выполняет просьбы взрослого. Первыми ребенок осваивает единственное и множественное число именительного падежа, винительный падеж существительных имен, повелительное наклонение, форму 3-го лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложения простые, из 3-4 слов.

3й год жизни – словарный запас около 1000 слов, слова употребляются с простыми слогами в, на, у, с. Предложения увеличиваются до 5-6 слов, существительные употребляются вместе с прилагательными в разных падежах.

4-й год жизни – словарный запас увеличивается до 1900 слов среди которых существительный, глаголы, прилагательные, наречия, появляются сложные предлоги такие как из-за, из-под и т.п. Предложения становятся сложными с употреблением в них союзов чтобы, потому что, который и т.п.

5-й год жизни – используют слова, обозначающие простые геометрические формы, некоторые измерения величин, словарный запас увеличен до 2000-2200 слов. Возникают трудности с употреблением слов в родительном и предложном падежах множественного числа.

После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.

Связная речь

1-й год жизни – в процессе эмоционального общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи. На основе понимания речи (сначала примитивного) начинает развиваться активная речь.

2-й год жизни – к его началу появляются первые осмысленные слова, обозначающие предметы, выражают желания и потребности, вторая половина 2 года- слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов. К концу 2-ого года - появляется грамматическое оформление предложения.

3-й год жизни – быстрыми темпами начинает развиваться понимание речи и собственная активная речь, резко возрастает словарный запас и усложняется структура предложений.

До 6-7 лет речь приобретает планирующую функцию, осваиваются описание, повествование, рассуждение, увеличивается количество сложных предложений.

В школьный период продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь. В процессе обучения совершенствуются все функции речи, но особое значение приобретает речь как средство познавательной деятельности. В связи с овладением научными понятиями у младшего школьника интенсивно совершенствуется обобщающая функция речи. Это проявляется в том числе и в качественном изменении словаря ребенка: в нем значительно увеличивается доля абстрактных слов, которых практически не было в речи дошкольника. 



Задание 3. Составьте перечень мероприятий по профилактике нарушений голоса и речи у детей.  Оформите это в виде списка:

1. Закаливание детского организма.

2. Занятия физкультурой и доступными детям видами спорта.

3. Разъяснительные работы по вреду курения.

4. Удаление препятствий, мешающих нормальному носовому дыханию.

5.Медицинские мероприятия в виде активного вмешательства врачей (оториноларинголога, стоматолога, психоневролога), а также специальная логопедическая работа.

6. Правильное воспитания речи в семье и в дошкольных учреждениях в том именно периоде, когда развитие речи происходит наиболее интенсивно и когда возникшие по каким-либо причинам ее дефекты еще не успели закрепиться.

7. Раннее выявление недостатков слуха.

8. Правильное и своевременное лечение органов слуха.

9. Излишняя громкость голоса ведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего могут возникнуть хрипота, слабость голоса.

10. Систематические занятия пением, при котором укрепляются голосовые складки, что способствует развитию голосового аппарата.

11. Следует избегать эмоциональных переживаний.

12. Не злоупотреблять пищей, травмирующей голосовые связки (семечки, сухарики, орешки, сушки, чипсы и т.п.).