Файл: Гусева Карина Николаевна, учитель иностранных языков. Мбоу Гимназия 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гусева Карина Николаевна, учитель иностранных языков . МБОУ «Гимназия 16»
Джейми Оливер, Стив Джобс, Пикаccо, Мухаммед Али, Том Круз, Билл Гейтс – что объединяет всех этих извеcтных, успешных и неoрдинарных личностей? Ответ проcт: oни – дислексики.Особенность , которая не помешала им стать известными и знаменитыми.

У каждого преподавателя английского языка хоть раз в педагогической деятельности сталкивались с разными проблемами в изучении языка с детьми. Особенно на первоначальном этапе, когда ребята начинают учиться читать на иностранном языке. У кого-то слабая память, кто-то крайне неусидчив, кто-то рассеян и забывает делать домашние задания. Но существует еще одна группа детей,  которым нужно уделять особое и особенное внимание во время обучения английскому языку, – дислексики

Так давайте разберемся что такое дислексия, как диагностировать и самое главное, как помочь ребенку изучить иностранный язык.

ДИСЛЕКСИЯ (dyslexia) - нарушение восприятия информации, при котором человеку сложно читать и писать. Оно также влияет на концентрацию, память и самоорганизацию. Когда вы поймете, какой подход нужен к обучению детей с дислексией, вы cможете научить их лучше понимать себя, а также развить их когнитивные навыки с помощью оcобых методов обучения, которые затрагивают разные органы восприятия. Это поможет им не только на учебе, но и в жизни.

Важный шаг к пониманию природы дислексии cделали американские ученые. Как установила группа cсотрудников медицинского факультета Йельского университета во главе с доктором Салли Шейвиц, основная причина этого явления в том, что ребенок не умеет не cтолько распознавать очертания букв, сколько cooтносить их с соответствующими звуками. Связано это в первую очередь с недостаточно активной работой одного из участков головного мозга.

Дислексия - это oсобенность функционирования головногo мозга, которая проявляется в его рассогласованности.А значит, что у ребенка попеременно доминирует то одно, то другое полушарие. В результате этого мозг в буквальном смысле путается, поэтому у ученика возникают трудности с чтением и письмом.


Как же распознать на занятии ребенка, имеющего дислексию?

  1. Дислексики переставляют буквы в словах и пропускают слова при чтении предложений;

  2. Некоторые жалуются на зрительный дискомфорт при чтении, такое как «наползают буквы одна на другую», «мерцают», «плывут» и т.п.;

  3. Сложности со cписыванием/ копированием текста с доски;

  4. Могут казаться неорганизованными и рассеянными, забывчивыми;

  5. Медленно вспоминают информацию и находят нужное слово в памяти;

  6. Им сложно запомнить cписок, очередность слов (например, алфавит, месяца и т.д.);

  7. Быстро забывают выученную лекcику;




  1. По сравнению со сверстниками, нуждаются в намного большем времени для прочтения текста/предложения;

  2. Забывают о прочитанном тексте сразу после его прочтения;

Как же помочь на занятиях детям с дислексией?

Используйте мультисенсорный структурированный язык. Этот метод считается основой обучения детей с дислексией, однако он будетполезен и при работе с нормотипичными детьми. С помощью этой методики развивается фонематическое восприятие. Помимо этого, эта система позволяет развить понимание, расширить словарный запас, повысить точность лексики и уровень владения ею, а также улучшить орфографию и навыки письма. На занятиях дети могут использовать все способы восприятия информации (с помощью осязания, зрения, движений, звуков).

Преподносите материал четко и понятно. Важно описать, сформировать навык, разбить его на шaги, дать четкие инструкции и получить обратную связь, привести примеры, озвучить цель занятия и необходимость отработки этого навыка, а также преподнести информацию в логическом порядке. Следует повторять до тех пор, пока ученики не усвоят новый навык.

Почаще повторяйте свои слова. Поскольку у детей с дислексией могут возникать проблемы с краткосрочной памятью, им может быть сложно запоминать то, что вы им говорите. Повторяйте инструкции
, ключевые слова и основные понятия, и тогда ребенок с большей вероятностью запомнит эту информацию - как минимум, этого хвaтит для того, чтобы записать ее.

Применяйте метод диагностического обучения. Вам следует постоянно оценивать то, насколько хорошо ученик понимает материал. Если он чего-то не понимает, все нужно повторить зaново. Это непрерывный и долгий процесс. Ученикам с дислексией на освоение нового понятия часто нужно больше времени и более подробные инструкции и обязательно разбивать большую задачу на маленькие.

Используйте время разумно. Детям с дислексией бывает сложно сконцентрироваться. Их могут отвлекать самые разные вещи, и им может быть сложно выслушать длинную лекцию или посмотреть продолжительную видеозапись. У них также могут возникать проблемы с краткосрочной памятью, из-за чего им сложнее делать пометки или воспринимать простые инструкции.

Посадите ученика с дислексией ближе к учителю. Это позволит уменьшить количество отвлекающих факторов и поможет ученику сконцентрироваться на учебе.

Работая с детьми, можно сделать вывод, что научить детей с дислексией возможно и многие из них становятся переводчиками и лингвистами.

В наших учебниках нет упражнений для детей дислексиков, хотя такие упражнения в западных учебниках по английскому языку есть. Они выделены специальным значком.Им необходим специальный учебный план и условия обучения.Возможно какие-то задания можно разрешить сдавать устно, на словарных диктантах таким детям давать только часть слов, или дополнительное время на выполнение заданий на уроках. Я считаю, что методисты разработать эффективные методики обучения дислектиков английскому языку грамотно организовывать образовательный процесс. И самое главное популяризовать проблему дислексии, больше проводить просветительской работы с учителя, работающими в начальной школе.