Файл: Введение в педагогическую.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
Исследовательская деятельность дает возможность повысить уровень самообразования в процессе систематической работы с литературой, помогает определить круг единомышленников в профессиональной деятельности, общение с которыми позволяет накапливать информацию и развивать свой интеллект.
3. Обучение на различных курсах, дополнительное образование.
В настоящее время существует много курсов для людей разных возрастов, с разнообразными потребностями и жизненной мотивацией (курсы иностранных языков, информатики, обучения работе в сети Интернет, курсы по формированию имиджа, психологические тренинги и т. д.).
Важно определить для себя, какие из них наиболее соответствуют профессиональным требованиям и личным потребностям. Следует определиться и с возможностями (материальными, свободного времени, собственного психофизического состояния), чтобы этот источник самообразования не стал препятствием для достижения жизненной цели.
Для студентов педвузов важны курсы по обучению ораторскому, сценическому искусству, так как существует проблема (у студентов- практикантов и начинающих учителей) – неумение говорить содержательно, образно и эмоционально. Необходимы тренинги развития коммуникативных навыков и уверенности в себе, на которых вырабатываются необходимые педагогу умения создавать педагогическое общение, управлять деятельностью детей.
4. Активное участие в общественно полезной деятельности,
наличие разнообразных увлечений(художественной самодеятельностью, спортом, рукоделием, живописью и др.). Установлено, что обучающимся интересен тот педагог, который не ограничивает свое личностное развитие непосредственно предметом профессиональной деятельности. Наличие хобби позволяет ему расширять свой жизненный кругозор и рамки своего общения с детьми. Участие в общественно полезной деятельности позволяет педагогу общаться с разными людьми, осмысливать всевозможные события, что является источником для накопления жизненного опыта.
5. Педагогический
труд является важнейшим источником самообразования. Педагог ежедневно готовится к проведению занятий, углубляет свои психолого-педагогические знания, что требует значительных самообразовательных усилий, сформированности самообразовательных умений и навыков (составление планов, конспектов занятий, сценариев развлечений и т. д.). Нередко студенты совмещают учебу с работой, что способствует формированию жизненного и профессионального опыта, созданию профессиональной репутации как основы для профессиональной карьеры. Работая, молодые люди черпают


41 новую профессиональную информацию, завязывают полезные контакты с людьми, приобретают друзей.Знания, полученные в процессе работы, для них являются новыми. Это прежде всего знания о самом себе, о работе, ее характере, проблемах, увлекательности и важности.
Вместе с тем необходимо помнить, что, какой бы ответственной и перспективной ни была работа, совмещаемая с учебой, нужно выполнять учебный план, так как главным является получение профессионального образования.
6. Люди, их знания и опыт жизнь во всем ее многообразии. В этой связи необходимо продумывать свои взаимоотношения с преподавателями, друзьями, коллегами-студентами и т. д. Эти взаимоотношения могут значительно способствовать расширению информационного поля человека.
7. Посещение концертов, конкурсов, выставок, спектаклей.
8. Посещение методических мероприятий (семинаров, конференций, опыт педагогов-новаторов).
Можно сделать вывод, что профессиональное самообразование будущего педагога должно быть непрерывным (осуществляться на всех этапах в системе педагогического образования), личностно- ориентированным (отвечать потребностям, возможностям и особенностям личности занимающегося самообразованием человека) и опираться на разнообразные источники.
3. Профессиональное самовоспитание педагога, его структура.
Чем лучше педагог осознает свое высокое профессиональное назначение и понимает предъявляемые к его личности требования, тем активнее он работает над собой в плане профессионального становления. Однако одного желания и чувства ответственности за выполняемую работу недостаточно, необходимо профессиональное самовоспитание.
Профессиональное самовоспитание педагога это сознательная работа над совершенствованием своей личности, адаптирование своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное совершенствование профессионально значимых личностных свойств и качеств (С. Б. Елканов).
Взаимосвязь самообразования и самовоспитания содействует личностному росту педагога, развитию его профессионализма.
Один из основателей гуманистического направления в психологии
А. Маслоу представлял личностный рост как последовательное удовлетворение «высших» потребностей на основании достигнутых
«базовых». Расти – это значит не оставаться в потенциальности.


42
Личностный рост не заключается в единичном достижении, это особое взаимоотношение с миром и с самим собой в этом мире.
Оптимальное развитие личности, ее рост осуществляются в процессе овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта.
Движущей силой и источником самовоспитания педагога является
потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Среди объективных причин,порождающих эту потребность, называют социокультурные преобразования, происходящие в обществе в связи с развитием и усложнением науки, техники, производственных и социальных отношений. Эти изменения предъявляют новые требования к образованию, его системе и к личности педагога. При отсутствии мотивации в выборе профессии педагога, собственной активности в ее осуществлении, профессионально-педагогическое самовоспитание как потребность в профессиональном совершенствованииневозможна.
Потребность в профессиональном самовоспитании не возникает сама собой, она появляется тогда, когда у педагога возникает стремление разрешить противоречия между требованиями к нему и имеющимися в наличии личностными качествами. Требования к личности педагога, которые выдвигает жизнь, либо стимулируют его работу над собой, либо вынуждают к всевозможным ухищрениям. Так, учитель снимает с себя ответственность за отсутствие роста собственного профессионализма, считая, что обществу не нужны профессионалы-педагоги, оно не ценит его работу и в отсутствии педагогического профессионализма виновато само.
Иногда видит причины своей профессиональной несостоятельности в
«плохих учениках», «трудных подростках», которых формирует семья. В конечном итоге снова виновато общество, государство, так как они не обеспечивают должного семейного воспитания. Такой механизм снятия противоречий психологи называют «проекцией».
В сознании некоторых учителей иногда происходит «бегство от реальности» с целью ухода от противоречий между профессиональными требованиями к нему и отсутствием того, что требуется. Педагог просто не видит этих противоречий или делает вид, что их нет.
Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах будущего либо уже работающего педагога личностную, глубоко осознанную
ценность,тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании и начинается процесс педагогического самовоспитания.
Важным механизмом, запускающим процесс самовоспитания, ученые называют адекватную профессиональную самооценку.Психологи отмечают два приема формирования самооценки: 1) соотнесение уровня своих притязаний с достигнутым результатом; 2) социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих. Эти приемы не всегда способствуют выработке адекватной самооценки. Невысокие притязания


43 могут сформировать заниженную самооценку(ведь затруднения в работе имеют те педагоги, которые ставят перед собой высокие и трудные цели; все в «лучшем виде» получается лишь у тех, кто довольствуется малым). К завышенной самооценке может прийти педагог, избравший способ сравнения себя и своих трудовых результатов с результатами коллег.
Основной способ формирования адекватной самооценки педагога
(в том числе и будущего) – соизмерение своих результатов и себя как профессионала с идеалом личности и деятельности педагога. Такая работа должна начинаться еще на этапе довузовской профессиональной подготовки. Простой способ формирования профессионального идеала – изучение специальной литературы, знакомство с жизнью и творческой деятельностью выдающихся педагогов, поиск и нахождение приближенного к идеалу действующего педагога.
Правильно сформированный идеал педагога – условие эффективности его самовоспитания.
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства учреждением образования и фактор свободного времени.
Учитель (воспитатель), особенно начинающий, попадая в
педагогический
коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания убьют потребность в самосовершенст-вовании.
Руководство должно создавать педагогам условия переживания успеха, веры в собственные силы и способности, озабоченности успехами учителей, стремления помочь, чтобы стимулировать потребность в самовоспитании. В этой связи предпочтительнее демократический стиль
руководства образовательным учреждением.
Фактор времени необходим для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения научной психолого-педагогической литературы.
Структура самовоспитательной деятельности педагога:
1. Профессиональное самопознание: анализ своих индивидуальных психофизических особенностей и соотнесение их с требованиями избранной профессии. Педагог должен изучить свой тип центральной нервной системы, темперамент, состояние здоровья, особенности


44 характера, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и определить их соответствие избранной профессии.
2. Определение целей и задач самовоспитательной деятельности, составление плана профессионально-личностного саморазвития.В соответствии с результатами самопознания необходимо спланировать деятельность
(план, программа) по профессиональному самосовершенствованию.
3. Собственно самовоспитательная деятельность педагога, направленная на совершенствование тех или иных личностных качеств.
4. Самоконтроль и самооценка результатов самовоспитания, внесение изменений в процесс самоусовершенствования.
Приведенную структуру можно считать общей схемой саморазвития педагога. Посредством самовоспитания педагог управляет своим профессиональным становлением и развитием и во многом достигает высокого уровня профессионализма.
Самовоспитательная деятельность представляет собой три взаимосвязанных этапа.
1. Профессиональное самопознание,которое должно опираться на знания из курса психологии. Эти знания способствуют определению общей самооценки, уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа). Важно определить собственный уровень коммуникабельности, общительности (тест В. Ф. Ряховского), которые рассматриваются как показание к выработке высокого уровня педагогического профессионализма.
Углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированности умений слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией, овладения педагогической техникой в целом.
Профессиональное самопознание предполагает выявление особенностей волевого развития, развития своей эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов, речи, внимания как профессионально важных личностных свойств.
2. Самопрограммирование
профессионального личностного развития. Предполагает знание того, что в себе надо усовершенствовать и на основании этого знания – составление определенных «жизненных правил», которые постепенно становятся принципами деятельности педагога. Например, никогда не опаздывать, четко распределяя свое время; стремиться к искренности и правдивости во взаимоотношениях с людьми.
Программа самовоспитания предполагает планирование работы над собой
(план-минимум на день, план-максимум – на большой отрезок времени, от недели до года).