ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)

Кафедра педагогики и психологии

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 2
по учебному курсу «Общая психология 1 »

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося










(И.О. Фамилия)




Группа
















Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Напишите эссе на тему: «Этапы становления психологической науки».

Этапы становления психологической науки

Психология, как и другие науки, прошла нелёгкий путь к своему становлению как научной дисциплины. Данный путь делится на определенные этапы, которые далее рассмотрю подробнее.

Для первого этапа (его начало – более двух тысяч лет назад) характерно изучение психологии, как науки о душе. Психология возникла в античные времена как наука о душе, и на протяжении столетий психологические знания накапливалось в рамках философской мысли. Наличием души люди объясняли все непонятные явления в жизни.
Мыслители античности пытались делать первые попытки понять, что такое душа, и каковы её функции и свойства?

Крупнейший философ древности Демокрит считал, что душа состоит из атомов и умирает со смертью тела. Другое представление о сущности души имел Платон. Он утверждал, что в основе всего лежат идеи. Они образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник - мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Платон полагал, что душа бессмертна. Трактат Аристотеля "Три книги о душе" считается первым психологическим трудом посвященным душе.

На втором этапе психология изучалась как наука о сознании (XVII в.). В психологии понятие «душа» было вытеснено понятием «сознание». Под сознанием понималась способность человека мыслить, ощущать и желать. Р. Декарт ввел понятие рефлекса и сознания. Основной метод изучения - наблюдение человека за своим внутренним миром (интроспекция), разработанный Дж. Локком. Считалось, что всё, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, поэтому возникают ощущения, которые затем могут сочетаться между собой с помощью ассоциаций. Различают ассоциации по сходству, смежности и контрасту.

Дальнейшее развитие наук более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Появился ряд исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и работе органов чувств. Большое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Э. Вебера, посвященные вопросу об отношении между приростом раздражения иощущением. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования.

Третий этап - предметом психологии становится поведение, появился бихевиоризм. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. Внедрение в психологию эксперимента позволило выдвинуть новые требования научности. Развитие экспериментальной психологии связывают с немецким ученым В. Вундтом, открывшим в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию.

Четвертый этап - психология, как наука о психике. В настоящее время психология понимается как наука о психике. Она изучает общие закономерности психических процессов, явлений и своеобразие их протекания. 


У современной психологической науки нет набора исследовательских методов, поэтому она подразделяется на множество научных направлений и не является целостной наукой.

Понятие «кризис науки» связано с понятием революции в науке. Кризис - это состояние науки, когда старая парадигма уже разрушена, или разрушается, а новая еще не создана. Научная революция - это новый этап развития науки.  Быстрое продвижение науки вызывает кризис. Кризис в психологии был вызван различными причинами, включая ее отрыв от практики, использование интроспекции в качестве основного метода исследования и неспособность изменить многие психологические проблемы. Некоторые теоретические положения не были подтверждены экспериментально, запросы практики требовали новых концепций. В начале XX в. возникли новые направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, описательная психология и др.)

В настоящее время существуют такие научные парадигмы как:

  • естественно-научная парадигма – набор общих принципов познания, предполагающих, что объект познания рассматривается как материальный объект, независящий от разума исследователя;

  • эмпиризм  традиционно был ранней формой парадигмы естественных наук, сосредоточен на выявлении точно установленных фактов и несоответствий в данных, фактах, опыте;

  • экспериментализм – фокус на выявлении закономерностей, поиске общего знания для объяснения явлений;

  • персонализм – ориентирование на понимание и развитие роли личности человека;

  • гуманистическая парадигма – совокупность общих принципов познания, которые предполагают, что предмет познания принимается за идеальный объект, зависящий от сознания исследователя;

  • трансперсонализм – фокусируется на сознании, развитии психики, которая не может быть сведена к личности, определении конечных возможностей человека;

  • психотехническая парадигма – ориентирована на процессы, зависимые от преобразующей деятельности исследователя; 

  • деятельностный подход  изучение моделей развития и содержания человеческой деятельности;

  • деятельная парадигма  познание человека как участника событий.


В настоящее время психология является одной из ведущих наук, имеющих свой предмет изучения, объект и задачи.

Психология изучает закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Только систематически исследуя механизмы, лежащие в основе поведения, можно добиться прогресса.  

В последние годы психология переживает активное академическое и прикладное развитие в связи с разнообразием теоретических и практических вопросов. В нашей стране интерес к данной науке проявляется практически во всех областях современного общества, включая медицину, спорт, политику, образование, экологию, бизнес и др.

В последние десятилетия значительно расширились сфера и направление психологических исследований, возникли новые научные дисциплины. Изменился концептуальный аппарат психологии, разработаны новые парадигмы, предложены новые гипотезы.

Основной задачей психологии остается изучение законов развития психической деятельности. Данная наука нужна каждому из нас для того, чтобы лучше понимать себя и анализировать состояния других людей. На мой взгляд, невозможно здоровое и полноценное развитие цивилизованного общества без систематически развивающихся знаний в области психологии.