Файл: 1 Предмет и задачи педагогики 5 2 Связь педагогики с другими науками 8.doc
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1 Предмет и задачи педагогики 5
2 Связь педагогики с другими науками 8
Заключение 13
Список использованных источников 15
Введение
Педагогика прошла длительный путь эволюционного и революционного развития. Для нее характерны: предметная область, отличная от других наук; научный инструментарий; собственный понятийный аппарат, раскрывающий ее специфику. Педагогика имеет свои закономерности и педагогические теории.
Педагогическая наука исследует сущность, принципы, закономерности и перспективы развития педагогического процесса, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности разрабатывает теорию и технологии его организации.
Термин «педагогика» образован от греческих paides – «дитя» и gogos – «вести», в дословном переводе paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
Существует множество определений педагогики. Часто педагогику рассматривают как науку о воспитании человека. Однако в этом определении содержание педагогики как теории и практики сужается. Каждое из определений раскрывает тот или иной аспект педагогики.
В настоящее время педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания на всех возрастных этапах развития. Такой подход основывается на том, что система непрерывного образования создана во многих странах; современная система образования и воспитания касается практически каждого человека. педагогика включает в себя звенья – от дошкольных учреждений до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.
Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Во многом это взаимодействие определяет вектор развития педагогики. Улучшение взаимодействий педагогики с другими науками порождает появление новых отраслей педагогики.
Цель работы: рассмотреть предмет и задачи педагогики и ее связь с другими науками.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
1 Предмет и задачи педагогики
Педагогика является сферой человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она обладает определенным объектом и предметом исследования, а также выполняет определенные цели и задачи.
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. [2]
Педагоги-исследователи по-разному подходят к определению предмета педагогики. Например, П.И. Пидкасистый считает предметом педагогики воспитательную деятельность, осуществляемую в учебно-воспитательных учреждениях [12]; И.Ф. Харламов – исследование сущности развития и формирования личности и определение на этой основе теории и методики воспитания; Б.Т. Лихачев – объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, а также реальную общественную воспитательскую практику формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса. [3]
Согласно В.А. Андрееву, предметом педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. По Б.С. Гершунскому, это не только деятельность, связанная с непосредственной работой педагога-практика с учащимися, но и деятельность научно-исследовательского и управленческого характера.
В.В. Краевский считает предметом педагогической науки систему отношений, возникающих в педагогической деятельности. [9]
Крившенко предмет педагогики определяет как сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.[11]
В современной педагогике предметом исследования и главной категорией служит образование. Образование имеет двоякий смысл: 1) образование понимается как социокультурный феномен, т.е. функция общества по передаче подрастающему поколению знаний и опыта предыдущих поколений; 2) образование как педагогический процесс. Второе и является предметом педагогики. [15]
Основные задачи педагогики:
– выявление и изучение закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;
– разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования.
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности.
Таким образом, предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Задачи педагогики – описание, объяснение прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.
2 Связь педагогики с другими науками
Педагогика прошла длительный путь развития. Являясь самостоятельной наукой, имея свою предметную область исследования, педагогическая наука не может существовать обособленно от других наук, она тесно связана с гуманитарными и естественными науками.[8] Диалектические связи педагогики с другими науками можно представить следующим образом: [14]
– человек как личность: философия, психология;
– человек как индивид: биологические науки (анатомия и физиология человека), антропология, медицина;
– человек как носитель социально-экономических связей и отношений: социология, политология, экономические науки.
Рисунок 1. Связь педагогики с другими науками
Методологической основой педагогики является философия, педагогическое знание долгое время являлось частью философских наук.
Педагогика в настоящее время использует общенаучные подходы и философские концепции. Из философии она заимствовала построение рассуждений и правильную формулировку умозаключений. Целый раздел педагогической науки – философия образования – посвящен изучению связей педагогики с философией. От системы философских взглядов исследователей зависит как направление педагогического поиска. [14]
Философия способствует осмыслению целей воспитания и образования. Определение целевых, сущностных характеристик образовательного процесса, направлений педагогического поиска зависят от системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики. [13]. Педагогика разрабатывает средства и пути формирования и развития мировоззрения человека.
К общим вопросам и проблемам философии и педагогики относятся:
– проблема формирования мировоззрения;
– проблемы цели воспитания;
– гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания;
– взаимосвязь коллектива и личности.
Педагогика тесно связана с такими гуманитарными науками, как этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач эстетического и нравственного воспитания.[8]
В результате интеграции социологии и педагогики возникла социальная педагогика. Социальная педагогика изучает закономерности воспитания и социализации личности в различных социальных институтах, влияние социальной среды на человека, переводит данные и результаты социологических исследований в конкретные задачи воспитания, которые должны совместно решать школа, семья и общественность. [11]
Связь педагогики с экономическими науками послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования. Немаловажным фактором развития педагогики является экономическое стимулирование научных исследований. Данные экономики образования важны для определения финансовых аспектов предоставления образования: определение затрат для обеспечения работы образовательных учреждений, определение стоимости в различных типах образовательных учреждений и т.д. [14]
В решении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения. Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов миграции населения невозможно решить проблемы строительства и размещения школ, подготовки учителей.
Биологические науки являются естественно-научной базой педагогики и психологии. Биология изучает природные особенности человека, которые играют важную роль в образовании. Проблема индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, соотношения социальных и природных факторов развития человека является одной из центральных проблем педагогики. [6]
Важную роль играют физиологические особенности обучающихся. Для решения вопросов разработки режимов труда и отдыха, обучения и воспитания имеет возрастная физиология, школьная гигиена, изучает вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвязи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты. [8]
Связь педагогики с физиологией, медициной и гигиеной помогает построить процесс обучения более комфортным для обучающихся, имеющих отклонения в здоровье. Определяется учебная нагрузка и оптимальные гигиенические условия.
Благодаря связи педагогики с психологией становится возможным учет психологических особенностей обучающихся. Ведь психологические знания о состоянии ребенка помогают более правильно организовать педагогический процесс. Чтобы правильно воспитывать, обучать и развивать человека, нужно сначала учесть его потребности, интересы, психические свойства, возможности. Результаты психодиагностики, психология как наука являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.
Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими науками, изучающими закономерности развития психики человека. Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов.