Файл: 1 Предмет и задачи педагогики 5 2 Связь педагогики с другими науками 8.doc
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Связь педагогики с психологией проявляется и в наличии ряда наук: педагогической и возрастной психологии, психологии профессиональной педагогической деятельности, психологии управления педагогическими системами и др.
Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста. [5]
Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориентированного подхода в воспитании.
Социальная психология вооружает педагогику данными и фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.
Устанавливаются тесные связи педагогики с инженерной психологией, которая исследуюет взаимоотношения человека и техники. Данные инженерной психологии помогают педагогике в научной разработке методики включения в учебный процесс технических средств, компьютеров.
Кибернетика – наука об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики в педагогике явилось программированное обучение. Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания.
Используя данные информатики и кибернетики, педагогика совершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом, разрабатывает новые формы образовательных процессов, такие как дистанционное обучение.
Этнография и фольклористика занимают особое место в системе связей педагогики с другими науками. Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогики – народной педагогики. Народная педагогика изучает использование этих памятников культуры в воспитании школьников. [11]
Формы связей педагогики с другими науками:
– объединение усилий педагогов с представителями других наук; совместная разработка новых понятий;
– использование в педагогике результатов исследований, полученных различными науками;
– участие педагогики в комплексных исследованиях (обучение с шести лет; лечебная педагогика и др.)
– применение методов других наук (социологические опросы, компьютерное и математическое моделирование и проектирование, социометрия и т.д.).
Педагогика использует материалы и данные смежных наук на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке. Все это свидетельствует, что педагогика, имея свой предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Педагогика – самостоятельная наука, которая раскрывает законы воспитания и образования человека. Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Задачи педагогики – описание, объяснение прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.
Основные задачи педагогики:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности.
Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественнонаучными и гуманитарными науками.
При этом формы связей педагогики с другими науками включают: использование и обогащение педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук; применение методов различных наук; объединение усилий педагогов-ученых с представителями других наук.
Данные других наук необходимы, но недостаточны для разработки педагогической теории, педагогика как наука сохраняет свою специфику. Педагогика не заимствует, а перерабатывает данные других наук так, чтобы полнее и глубже познать сущность педагогической действительности.
Педагогика использует данные смежных наук после специальной педагогической переработки, с выявлением границ и условий применения в педагогической науке.
Список использованных источников
-
Анализ связи педагогики с другими науками / А.А. Жидков, К.С. Гордеев, Е.С. Илюшина [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – № 1(117). – С. 41. -
Бордовская Н. В., Реан Н. А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с. -
Габдрахманова, Р.Г. Теоретическая педагогика / Р.Г.Габдрахманова. – Казань: Каз.федер.ун-т., 2016. – 118 с. -
Горшенкова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2022. – № 6(134). -
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л. Анализ связи педагогики с гуманитарными науками // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2020/01/26334 -
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л. Суть педагогической этики и связь педагогики с естественными науками // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/12/91045 -
Ибрагимов, Г.Г.И. Об объекте, предмете и понятийном аппарате педагогики / Г.Г.И. Ибрагимов // Педагогика. – 2020. – № 2. – С. 21-28. -
Карпова М.А., Масленникова А.С., Чихутова А.Д., Юрина В.М. Связь педагогики с другими науками // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85285 -
Краевский В. В. Общие основы педагогики:.—М.: «Академия», 2003. —256 с. -
Лошкарева, В.Е. Педагогика как наука / В.Е. Лошкарева, А.Е. Иванченко, Н.В. Артемова // Академия педагогических идей Новация. – 2018. – № 12. – С. 157-161. -
Педагогика / Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 432 с. -
Педагогика / Под. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432 с. -
Связь педагогики и других наук / Е. А. Рыбина, Л. К. Широкова, А. О. Горшенкова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2022. – № 6(134). -
Федосеева, Л. А. Формы взаимосвязи педагогики с другими науками / Л. А. Федосеева // Современные научные исследования и инновации. – 2020. – № 1(105). – С. 41. -
Якубов, З. Я. О категориальном аппарате современной педагогики / З. Я. Якубов // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. – 2012. – № 3. – С. 95-99.