ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Условия профессионального развития личности
Психология профессионального становления личности – это раздел психологической науки, рассматривающий человека как субъекта профессиональной деятельности в сфере профессионального обучения и развития, от выделения конкретного вида профессиональной деятельности до постпрофессионального.
Этот спектр включает в себя фазы осознанного профессионального самоопределения, выбора профессии, профессиональной подготовки, специализации по профессии и личностной подготовки с акцентом на развитие личностного потенциала в профессиональной деятельности; Образование и личностные деформации в профессиональной и постпрофессиональной деятельности.
Таким образом, эта отрасль психологии включает в себя теоретическое и прикладное изучение личности человека на разных возрастных этапах его жизни, начиная с ранней фазы его проявления и становления личности и заканчивая старостью, относительно ее будущей профессиональной деятельности, настоящего и прошлого.
Личностный рост – это качественно новый и осознанный этап развития человека, на котором пробужденная творческая энергия начинает кардинально и кардинально изменять условия жизни. Это поиск единомышленников или пребывание в группе, связанные с взаимным влечением и симпатией и осознанием общего дела.
Личностный рост — это переход от сознания, мыслящего только общеупотребительными категориями, с которыми знакомы все, к высшим и более творческим измерениям сознания с постоянной сосредоточенностью на этих измерениях. Личностный рост – это постоянный самоанализ и самопознание, ведущее к формированию новых качеств.
Личностное развитие – это постоянное обучение, одним из признаков того, что вы находитесь на достаточно высоком уровне личного развития, является помощь другим на этапах, через которые вы прошли.
Поэтому осознание субъективно оптимального жизненного пути человека является важным элементом его личностной зрелости.
Позиция личности как активная субъективная сторона ее статуса представляет собой систему взаимоотношений личности с окружающими, с объективным окружением, с самим собой, с установками и мотивами, которыми он руководствуется в своей деятельности, в целях и ценностях, против которых эта деятельность ориентирована.
Поэтому, исходя из свойства главных условий личностно-профессионального становления, нужно учесть динамические тенденции - потребности и мотивы, ценностные ориентации, заложенные в направленности личности.
Процесс превращения человека в профессионала в бытовой психологии получил название профессионализации. Это целостный процесс, который начинается с выбора профессии и продолжается на протяжении всей жизни.
Существует четыре основных уровня профессионализации:
1. Найди и выбрать профессию.
2. Овладеть профессией.
3. Социальная и профессиональная адаптация.
4. Осуществление профессиональной деятельности.
В каждой из этих фаз изменяются соответствующие механизмы определения действия и его цели. Если на начальном этапе человек ставит целью овладеть профессией и адаптироваться к своим потребностям после обучения, то на следующих этапах он может попытаться изменить содержание и условия.
Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Она начинается с овладения профессией и продолжается последующими этапами. Причем она не завершается самостоятельным исполнением деятельности, а продолжается до тех пор, пока человек полностью не отойдет от работы и не приобретет определенную форму и содержание.
Творческую личность можно определить по характеристикам ее профессионального опыта. Чем больше успеха личности в создании трудового опыта, тем важнее будут результаты творческой личности.
Профессиональный опыт творческой личности охватывает всю профессиональную сферу, насыщенный достижениями, важен для всей профессиональной сферы, а сам личный опыт является иерархической системой профессиональных событий, объединенных в индивидуальную систему оценивания, обобщения и оценки. осуществлять профессиональную деятельность.
Разработанные социальной психологией темы совместной деятельности и условий всестороннего развития личности тесно связаны с психолого-педагогическими проблемами воспитания и образования. В процессе жизнедеятельности человек развивает свои умения и знания не только в процессе труда, но и в самодеятельности – технической, спортивной, культурной.
Совместное осуществление такой деятельности удовлетворяет разнообразные потребности человека, формирует его жизненные перспективы, мотивацию и силу воли.
Поэтому планирование и улучшение оптимальных условий для личностного и профессионального роста предполагает смещение внимания на лицо, о котором идет речь. Это определяет основную тематическую направленность исследования таких ситуаций: проблемы развития человека в
организациях и методы их эффективного решения, используя для этого активные методы обучения и обучения: социально-психологические тренинги, анкетирование, тестирование и т.д.
В идеале нужно стремиться употреблять все способы в комплексе: экономические, социальные, психологические. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый рычаг касался широкого круга стремлений людей, чтобы каждый видел свою заинтересованность в выполняемых действиях: одни моральные, другие материальные, третьи в своем профессиональном росте, четвертые в совершенствовании трудовой деятельности и условия жизни.
2. Дайте характеристику стрессу
Стресс нередко рассматривают как особое функциональное состояние и в то же время как психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы.
Стресс — (от англ. Stress — давление, напряжение) — психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; термин, используемый для обозначения обширного круга неспецифических реакций организма на резко изменяющиеся условия среды.
В настоящее время термин стресс используется для обозначения целого ряда явлений:
1) сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
2) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;
3) сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;
4) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;
5) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.
В целом, стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обусловливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма.
Термин «стресс» был введен Гансом Селье в 1929 г. Стрессор (стресс-фактор) — это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Стрессоры бывают
физиологические — чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т. д., и психологические — факторы, действующие своим сигнальным значением: новизна, угроза, опасность, непосильная задача, риск, внезапность, обида, информационная перегрузка и пр.
Значение стресса.Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для преодоления «препятствия» и возвращения организма к нормальным условиям существования. Биологической функцией стресса является адаптация — приспособление человека к окружающей среде. Стресс — нормальное явление в здоровом организме, он является защитным механизмом биологической системы.
Развитие стресса во времени делится на три стадии:
1 стадия тревоги — активация эндокринных путей, связанных с активацией коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы. Эта стадия связана с мобилизацией защитных механизмов организма.
2 стадия резистентности — стадия максимально высокого уровня сопротивляемости организма вредным воздействиям. Эту стадию отличает максимально высокий уровень сопротивляемости организма к воздействию вредоносных факторов. Все усилия организма направлены на поддержание состояния гомеостаза в изменившихся условиях.
3 стадия истощения — адаптивные механизмы, участвующие в поддержании стадии резистентности, исчерпали себя. В некоторых случаях под угрозой может оказаться выживание организма.
Виды стресса.В связи с особенностями стрессора выделяют, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный).
3. Опишите специфические функциональные состояния в психологической деятельности.
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо разовых значительных нагрузках включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. В других случаях, когда нагрузки не только значительные, но и длительные, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстанавливаться.
Как показывают результаты многочисленных исследований, работа педагогов, психологов, специалистов различных социальных служб вызывает значительные нервно-психические нагрузки. В качестве причин этого можно назвать гиподинамию, повышенную нагрузку на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, психологические и организационные трудности, такие как ответственность за судьбу другого человека, необходимость быть все время «в форме», отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями этого могут быть возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Внешне это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, клиентами. Длительное состояние напряженности может привести к профессиональному выгоранию (подробнее см. 2.5). Опыт работы практических психологов показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения симптома профессионального выгорания является использование способов саморегуляции.
Различают естественные способы регуляции организма и саморегуляцию (С.В. Филина). К естественным способам регуляции организма относятся длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Существуют и индивидуальные естественные способы регуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение пейзажа за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; рисование и др.
Саморегуляция – это управление своим эмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. В результате саморегуляции возникают три основных эффекта – успокоения, восстановления и активизации. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.