Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Ибрагимова Эльвира Мусаевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Чем занят ежик?
- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)
2. Чтение текста.
- Прочитаем текст внизу.
- Что шьет еж?
- Кого он одевает?
-Прочитаем текст еще раз.
- В каких словах встретилась буква Ю?
- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)
- Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).
3. Рассматривание рисунок.
- Какой момент изображен на рисунке
- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)
- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).
- Послушайте отрывок из колыбельной песни
- Ребята, может быть кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).
- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак) (Выставляю портрет С.Я. Маршака)
- Почему на картинке изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)
- Хотите послушать отрывок из этой сказки?
4. Инсценировка отрывка сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?
- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?
- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С. Я. Маршака.
Итог урока.
- О какой букве узнали на уроке?
- Чем она вам запомнилась?
Домашнее задание:
Читать слова из текста, колыбельную песенку выучить наизусть.
Самуил МАРШАК СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОКЕ
Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок,
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
- приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождичка в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать
Стала жабу в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба громко квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Тетю лошадь в няньки звать:
Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
И-го-го! — поет лошадка.
Спи, мышонок, сладко-сладко. Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло!
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука
- Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет...
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поёшь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- мяу, мяу, спи, мой крошка,
Мяу, мяу, ляжем спать.
Мяу, мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 6 баллов)
3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов (два учебно-методических пособия на выбор), определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.
Тема | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Состав слова | | | | |
Части речи | | | | |
Предложение | | | | |
3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.
3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?
ОТВЕТ:
Тема | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Состав слова | Чтобы составить схему слова, нужно уметь определять твёрдые и мягкие согласные звуки. Определять гласные звуки. Существуют такие слияния обозначаются прямоугольник-ом с диагональю. Нижняя часть закрашивается синим цветом, если согласный звук твёрдый, и зелёным цветом, если согласный звук мягкий. Верхняя часть закрашивается красным цветом, обозначая гласный звук. Остальные звуки обозначаются просто квадратами. Которые закрашиваются тоже исходя из того какой звук обозначают. | Корень-главная часть любого слова, в котором заключено общее для все однокоренных слов значение. Приставка-часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. Суффикс-часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. Окончание-изменяющаяся часть слова, служащая для связи слов в предложении. Основа-часть слова без окончания, в котором заключено его лексическое значение. | Предложения состоят из слов, но и у слов есть свои составные части. Если разобрать слово по составу, можно многое понять о его происхождении и значении. Изучение состава слова – тема 3 класса русского языка – помогает лучше понять правила правописания и родной язык в целом. В русском языке есть слово, у которого нет… корня – вынуть. Когда-то оно звучало как вынять, и корень в слове был – ня. Но языковые процессы привели к тому, что он трансформировался в суффикс -ну-. В русском языке есть слова с нулевым окончанием, когда в начальной форме после основы нет никаких букв, а проявляется окончание только при склонении: мяч – мяча – мячом и т.д. Любое слово в русском языке можно разобрать по составу. Это корень, окончание, приставка и суффикс. Основная часть слова – корень, к ней “пристраивается” все остальное, слова с общим корнем называются однокоренными. Есть слова, состоящие только из корня и окончания, причем последнее может быть и нулевым. Окончание выполняет важную функцию, оно изменяется, делая устную и письменную речь связной. С помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка ставится перед корнем, а суффикс – после него. Та часть слова, которая идет до окончания, называется его основой. | Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы. Морфема является значимой частью слова, потому что она выражает какое – то значение. Всего в русском языке выделяют 4 морфемы – это корень, приставка, суффикс и окончание. |
Части речи | Имена существительные обозначают предметы и отвечают на вопросы Кто? Что? Имена прилагательные обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Предлоги - это отдельные слова. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово. | В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. Чтобы определить, к какой части речи относится слово, действуйте по алгоритму: Задайте вопрос к слову. Определите, что обозначает слово: - предмет; - признак предмета; - действие предмета. | Слова в русском языке делятся на большие группы-части речи. Каждая часть речи отвечает на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль а предложении. Всего 10 частей речи в русском языке: Существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие. В предложении существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения. | Части речи – это группы слов, имеющих общее лексическое значение, одинаковые морфологические признаки; они выполняют одинаковые синтаксические функции в предложениях. Части речи бывают самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Служебные части речи не могут употребляться самостоятельно (например, без имени существительного). Они не являются членами предложения. |
предложение | выделять предложение из потока речи, из текста, отличать его от отдельных слов, соблюдать при произнесении и чтении интонацию конца предложения, интонацию перечисления (в предложениях с однородными членами), записывают его после предварительного анализа, учатся употреблять большую букву в начале предложения и точку (или другой знак препинания) в конце. | знакомятся с употреблением на конце предложений, кроме точки, восклицательного и вопросительного знаков. Учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания. | даются понятия о видах предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное (по цели высказывания), восклицательное (по интонации), дети учатся правильному, уместному их употреблению в речевом общении, как в устной, так и письменной форме. | школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов). Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой. |
Современная методика преподавания русского языка определяет три основных направления по развитию речи учащихся: овладение нормами русского языка, обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Если все эти три направления не реализованы в учебниках по русскому языку, то в итоге речь учащихся становится невыразительной, неточной, лишенной образности и яркости и, кроме того, содержащей в себе множество грамматических и речевых ошибок.
В связи с этим, учебники по русскому языку должны включать в свое содержание большое количество упражнений на предупреждение грамматических и речевых ошибок. С этой целью были проанализированы учебники по русскому языку для 8 класса под редакцией М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой и М.Т.Баранова.
Во всех трех учебниках встречается большое количество упражнений, необходимых для обогащения и расширения словарного запаса учащихся. Ученику предлагается, например, обращение к толковым словарям для уточнения лексического значения того или иного слова. В учебнике под редакцией М.Т. Баранова предлагаются в значительном количестве упражнения по подбору синонимов к словам, устаревшим словосочетаниям, фразеологизмам или подбору антонимов. С этими типами упражнений очень тесно связаны задания по составлению словосочетаний и предложений самими учащимися с новыми для них словами. При этом составители учебников предлагают учащимся такие слова, которые имеют не одно, а несколько значений, слова-паронимы, слова, которые могут употребляться в переносном значении. В этом случае ученик должен составить такие предложения, чтобы из контекста было понятно, о чем именно идет речь и в каком из значений в данном случае выступает то или иное многозначное слово.
Направление по освоению учащимися орфоэпических норм русского языка также отражено во всех трех анализируемых учебниках. Так, в учебниках под редакцией М.М. Разумовской и В.В. Бабайцевой представлены задания, в которых основным содержанием становится научить учащихся правильно произносить те или иные слова, в том числе и термины русского языка. Но в большинстве случаев упражнения такого рода выступают как дополнительные к основному заданию.
Кроме того, в учебниках под редакцией В.В. Бабайцевой и М.Т.Баранова на поля выносятся новых для учащихся слова с правильной расстановкой ударений. Однако в первом случае слова, вынесенные на поля представлены авторами учебников в контексте предложений, где можно рассмотреть и особенности сочетания данного слова с другими и из контекста определить его лексическое значение. Во втором же случае слова, вынесенные на поля, не относятся к какому-либо упражнению и рассчитаны на то, что учитель будет проводить какие-либо работы с включением этих слов самостоятельно.
В учебнике под редакцией М.М. Разумовской в некоторых упражнениях предлагается учащимся обращаться к орфоэпическому словарю, если они не уверены или сомневаются в правильности произношения того или иного слова.
В результате работы по усвоению лексических и орфоэпических норм русского языка у учащихся формируется необходимость обращения к соответствующим словарям, что становится основой их работы и, безусловно, способствует обогащению и расширению их словарного запаса.
Упражнения по предупреждению грамматических ошибок в речи учащихся во всех трех анализируемых учебниках по русскому языку представлены в своем многообразии.
Во-первых, все учебники предлагают большое количество упражнений на устранение нарушений в области согласовании и управлении. Но при этом зачастую авторскими коллективами не представлены такие случаи согласования и управления, которые бесспорно могут вызвать у ученика сомнения. В большей степени этому требованию соответствует учебник под редакцией М.М. Разумовской Авторский коллектив этого учебника, например, при изучении правил согласования подлежащего и сказуемого предлагают такие предложения, в которых подлежащее может иметь в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть) или может быть выражено количественно-именным значением. При этом данные предложения они предлагают рассматривать не с одной точки зрения, а выявить условия, которые позволили бы допустить в том или ином предложении два варианта согласования.
Большое внимание уделено во всех учебниках предупреждению ошибок в области управления. Особенно много упражнений, помогающих предупредить выбор ненормативной падежной формы из числа тех форм, которые предлагает языковая система, предупреждение ненормативного расширения сочетаемости слов. В учебниках под редакцией М.М. Разумовской и В.В. Бабайцевой представлены и такие задания, которые помогают предупредить ненормативное использование лексически связанной синтаксической формы, а также на предупреждение «нанизывания» одного и того же падежа в рамках одного предложения. Данные виды работ представлены в некоторых учебниках, как предложение учащимся исправить ошибки, допущенные школьниками в сочинениях, записать правильные варианты предложений и обосновать свой выбор.
Учебник под редакцией М.Т. Баранова такого разнообразия упражнений не дает, и задания в большей степени не содержат сложных, спорных случаев, привлекающих внимание учащихся и позволяющих их заинтересовать тем или иным материалом. Хотя многие виды упражнений, указанные выше, в данном учебнике имеются.