ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
5 класс Русский язык.
Тема. Главное в тексте – идея (основная мысль).
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи:
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
- продолжить формирование знаний о теме и основной мысли текста, о способах раскрытия основной мысли текста; - продолжить формирование умения видеть текст, вычленять признаки текста, работать с разрозненными предложениями и соединять их в текст;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
Оборудование: презентация «Основная мысль текста». На доске: текст основная мысль тема текста заголовок ключевые слова
Ход урока
1. Запись числа, темы урока.
2. Формулировка цели урока (формулируют учащиеся) - Определите в записанной теме ключевые слова урока (текст, основная мысль) – Какое слово вам показалось странным? (идея) - Какой учебный предмет чаще всего использует это понятие? (урок литературы) - Итак, идея – это основная мысль текста. Это слово используем как на уроках русского языка, так и литературы. Почему на уроках литературы мы им пользуемся? (потому что работаем с текстом) – Давайте вспомним, что же такое основная мысль текста? – Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (закрепить умение находить основную мысль в тексте или её формулировать, доказать, что основная мысль – один из важных признаков текста)
3. Мотивация учащихся. Учитель. Итак, мы уже знаем, что, приступая к работе над сочинением, очень важно обдумать тему, т.е. решить, о чём надо сказать в сочинении на данную тему. Но это ещё не всё. Очень важно решить, ради чего я пишу сочинение, что хочу доказать в нём, иными словами: надо определить, продумать основную мысль сочинения. Давайте сначала вспомним всё, что знаем о тексте. Я предлагаю вам небольшую игру «Верите ли вы …». Вы должны дать ответ «да» или «нет» и объяснить своё суждение.
-
Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
1. Верите ли вы, что можно написать сочинения, не зная признаков текста?
2. Верите ли вы, что текст может состоять из разрозненных предложений?
3. Верите ли вы, что предложения в тексте не связаны темой?
4. Верите ли вы, что предложения в тексте не связаны основной мыслью?
5. Верите ли вы, что текст нельзя озаглавить?
6. Верите ли вы, что текст не делится на абзацы (микротемы)?
7. Верите ли вы, что текст не принадлежит ни одному из стилей речи?
8. Верите ли вы, что работа с текстом не развивает нашу речь?
9. Верите ли вы, что сегодняшний урок не даст вам знаний о тексте и не сформирует определённые умения работы с текстом? 10. Я тоже в это не верю. Почему?(потому что это не относится к тексту)
Работа с учебником. Работаем с материалом учебника на стр. 34 – 35 (параграф 14 «Что такое текст»). Дети самостоятельно читают материал о тексте на стр. 34, определение текста на стр. 35. – Что же такое текст? – Что же вас удивило, когда я вам задавал вопросы? (вопросы формулировали отрицательные) – Давайте ещё раз поиграем.
1. Верите ли вы, что, зная признаки текста, можно написать сочинение?
2. Верите ли вы, что текст состоит из предложений, связанных по смыслу (темой и основной мыслью)?
3. Верите ли вы, что любой текст можно озаглавить?
4. Верите ли вы, что текст делится на абзацы (микротемы)?
5. Верите ли вы, что текст может принадлежать к одному из стилей речи?
6. Верите ли вы, что работа с текстом развивает нашу речь?
7. Верите ли вы, что сегодняшний урок в дальнейшем поможет вам писать хорошо сочинения? 8. Я тоже в это верю. Почему?(потому что это всё признаки текста)
4. Стадия осмысления темы. Практическая демонстрация приёмов. Комментарий к приёму.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос».
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
-
умение формулировать вопросы; -
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
Работа с учебником на стр. 57 (параграф 23 «Основная мысль текста»). Упр. 116
–Прочитайте выразительно стихотворение А. Усачёва. – Какова тема текста, т.е. о чём в нём говорится? – Какова тема текста, т. е. что хотел сказать автор? – Попробуем сформулировать к данному тексту три тонких и три толстых вопроса.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? – Кто вёл себя умно? – Кто ходил бесшумно? Кого? - Кого древние люди могли бы не добыть? Как? - Как ходили древние люди? Почему? - Почему древние люди не могли бы добыть оленя? - Почему бы от них могли убежать и мамонт, и лось? | Дайте три объяснения, почему… ? - Дайте три объяснения, почему древние люди повсюду ходили бесшумно? (оленя бы не добыли, мамонт от них убежал бы, лось..), Объясните, почему… ? - Объясните, почему древним людям пришлось бы вымереть с голоду? Предположите, что было бы, если… ? - Предположите, что было бы, если человек был бы неразумным существом? |
Приём «Кластер»
Описание приёма:
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". |
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Цель приёма:
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Работа с учебником на стр. 117 – упр. 117. Работа с ключевыми словами.
- Ученики вслух читают текст. – О чём говорится в тексте, какова его тема? - Найдите предложения, в которых автор выражает основную мысль? – Что значит порядочный человек, найдите ключевые слова, помогающие раскрытию темы и основной мысли?
Что означает слово «порядочный человек»?
-
Устройство жизни -
Это порядок:
верность честность благородство умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной
-
Порядочный – это прекрасное русское слово -
Живи, чтобы про тебя говорили: «Это порядочный человек».
Прием «Лови ошибку!» При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.Преимущества приема «Лови ошибку»:
-
универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам; -
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся; -
развивает аналитические способности.
Работа с учебником на стр. 58 (параграф 23 «Основная мысль текста»). Упр. 118 (работаем по заданиям упражнения).
5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Обратимся к словам, записанным на доске. Прочитаем их. – Все ли они прозвучали сегодня на уроке? – Что такое текст? - Что такое основная мысль текста? - Что такое тема текста? - Что такое заголовок? - Зачем в тексте мы должны находить ключевые слова? (помогают понять тему, найти или сформулировать идею - основную мысль текста)
- А теперь давайте составим с вами синквейн по данному уроку. (можно разделить класс на несколько групп). Детям нужно объяснить смысл синквейна. Можно детям предложить вернуться к материалу о тексте на стр. 34.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Текст.
Устный, письменный.
Читать, слушать, понимать.
Раскрывает обозначенную мысль.
Сочинение.
Рефлексия. Приём «Всё в твоих руках»-
Ребята, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – знания о тексте позволят мне в дальнейшем хорошо писать сочинения.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом я представляю ясно.
МИЗИНЕЦ - данные знания о тексте мне известны, но я их применить не могу.
Комментирование оценок.
Домашняя работа. Упр. 118 (отредактировать текст)