Файл: Программа профессиональной переподготовки Специальное (дефектологическое) образование профиль Олигофренопедагогика и олигофренопсихология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Программа профессиональной переподготовки

Специальное (дефектологическое) образование профиль «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология» (620)

Дисциплина: Основы специальной педагогики

Практическое задание 3, Модуль 3. Организация коррекционно-образовательного процесса


Выполнила:

слушатель Назарова Наталья Сергеевна

Преподаватель:

Марчук Елена Станиславовна

г. Санкт-Петербург - 2023


 

Характеристика

Нарушение зрения



Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского

Отклонение, вызванное поломкой, выпадением функции

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго

Дефицитарное развитие

Специфические особенности развития

Большая точность в распознавании эмоциональных состояний собеседника. Отсутствует отражение переживаний в мимике, жестах, позе. Характерна высокая самооценка и низкий уровень притязаний. Большинство относится неадекватно к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его. Изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм». Происходит накопление большого количества слов, не связанных с конкретным содержанием. Активное речевое общение становится обходным путём в развитии. Типично системное недоразвитие речи. Слабое использование неязыковых средств общения. Свойственна избирательность. Формируются обеднённые, деформированные и неустойчивые зрительные образы. Схематизм зрительного образа. Трудность выделения существенных качеств, отсутствие целостности образа, его фрагментарность и неполнота. Страдает восприятие пространства. Слух и осязание являются основными средствами восприятия. Важным компонентом является мышечно-двигательная чувствительность.

Особенности обучения

Формирование мыслительных операций осуществляется в более поздние сроки и с большими трудностями. Большой диапазон индивидуальных различий в объёме памяти. Недостаточное осмысление запоминаемого материала. Для запоминания необходимы многочисленные повторения, логическая обработка материала, уточнение образов. Наблюдается реминисценция. Замедленное формирование различных форм деятельности. Нуждаются в специальном направленном обучении. Замедленный темп формирования предметных действий, трудности переноса их в самостоятельную деятельность. Высокая чувствительность к оценке своих действий.

Нарушение слуха



Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского

  Отклонение, вызванное поломкой, выпадением функции

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго

 Дефицитарное развитие

Специфические особенности развития

 Познание окружающей действительности крайне затруднено у ребенка, лишенного слуха. Овладение речью – одна из центральных, важнейших психических функций – в определяющей степени зависит от слуха. Ребенок, имеющий дефекты слуха не может самостоятельно научиться говорить, т.к. нечетко воспринимает речь и слышит звуковые образцы. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Речь лежит в основе мыслительной деятельности. Глубокие нарушения слуха и речи способствует известной социальной изоляции лиц с нарушениями слуха, т.к. деятельность с нормально слышащими ограничена. Таким образом, глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка

Особенности обучения

 Обучение затруднено восприятием устной речи (разговорной). Этот недостаток компенсируется развитием коррекционного навыка зрительного восприятия речи – чтения с губ. Успешное различение слов и фраз, считываемых с губ, зависит от уровня речевого развития ребёнка, речевого опыта. Другое затруднение речевой деятельности является произношение. Оно отличается типичными особенностями: нарушением модуляций голоса, неточной артикуляции звуков, слабой звучностью, ошибками в словесном ударении и окончании слов. Особое значение имеет последовательное наращивание словарного запаса, обучение грамоте и грамматике. Позднооглохшие лица обучаются отдельно от глухих детей в специальных школах, где важное место уделяется развитию зрительного восприятия речи и сохранению имеющегося речевого запаса. 

Нарушение ОДА



Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского

  Отклонение, вызванное поломкой, выпадением функции

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго

 Дефицитарное развитие

Специфические особенности развития

 При двигательных нарушениях изменен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервнопсихических функций, освоении предметно-практической деятельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития. Уровень работоспособности значительно снижен. При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психических процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности. 3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм нарушения развития психики зависит от времени мозгового поражения, локализации и степени выраженности. При ДЦП частота речевых нарушений составляет восемьдесят процентов. Основными формами речевых нарушений являются задержка речевого развития, дизартрия, алалия, нарушения письменной речи.

Особенности обучения

 Лицам с ДЦП свойственна интеллектуальная недостаточность, имеющая неравномерный, дисгармоничный характер, обусловленный органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. В большинстве случаев лицам свойственна низкая познавательная активность, которая проявляется в отсутствие интереса к занятиям, низком уровне сосредоточенности, медлительности.

Людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в том числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, лечебная помощь и психолого-педагогическое сопровождение. Лица с ДЦП нуждаются в условиях специального образования.

 

Умственная отсталость



Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского

 Отклонения, вызванные отставанием в развитии

 

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго

 Недостаточное развитие

Специфические особенности развития

 Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Нарушения пространственной ориентировки — один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Она проявляется в том, что звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи.

 

Особенности обучения

 Для умственно отсталых учеников свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением. Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. Ту или иную степень недоразвития речи можно наблюдать в высказываниях детей и младших и старших классов. Оно обнаруживается и в затруднениях, имеющих место при овладении произношением. Это дает основания говорить о более позднем и дефектном, по сравнению с нормой, развитии у умственно отсталых детей фонематического слуха, играющего столь важную роль в становлении правильного произношения и обучении грамоте. Для речи умственно отсталых детей свойственно существенное преобладание пассивного словаря над активным. Дети медленно овладевают техникой чтения. Читая, они допускают много ошибок — не прочитывают окончания, пропускают и переставляют буквы, путают окончания, искажают и заменяют слова и с трудом понимают прочитанное. Основное содержание часто остается для детей неясным. Можно встретить учащихся, которые при беглом чтении совершенно не понимают простые тексты.

 

Задержка психического развития



Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского

 Отклонения, вызванные отставанием в развитии

 

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго

 Недостаточное развитие

Специфические особенности развития

 Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом. «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию; повышенная отвлекаемость. ребенок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды и т.п Для детей с ЗПР характерны прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Дети с ЗПР испытывают выраженные затруднения в формировании «алгоритма движения» ввиду недостаточности со стороны кинетической основы произвольного действия.

 

Особенности обучения

 Основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. У детей с ЗПР, пришла к выводу о том, что у данной категории детей грубо нарушена ориентировка в пространстве. Это в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании графических навыков, письма и чтения.

при ЗПР церебрально-органического генеза в той или иной степени нарушены основные предпосылки успешного развития письменной речи , а именно: на уровне базовых способностей имеется недоразвитие пальцевого праксиса, недостаточность кинетической основы произвольного действия, недостатки устной речи; на операциональном уровне имеется недоразвитие фонематического восприятия, несколько снижена способность к символизации, имеются проблемы в оптимальном функционировании зрительно-моторной координации, трудности перекодирования временной последовательности звуков в пространственную последовательность букв (слухомоторная координация); на уровне навыка — недостаточная сформированность графо-моторных навыков, несформированность навыка звуко-буквенного анализа

 

Расстройства аутистического спектра



Форма психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского

 Отклонения, вызванные диспропорциональностью развития

 

Форма психического дизонтогенеза по классификации Н.Я. и М.М. Семаго

 Асинхронное развитие

Специфические особенности развития

Все производимые ребенком звуки и все его движения и действия повторяются так же монотонно, как и речевые высказывания. Существуют заметные ограничения в различных спонтанных действиях. Поведение ребенка определяется сильным навязчивым желанием поддерживать одинаковый порядок вещей, который может быть нарушен только самим ребенком и лишь иногда. Изменения привычного образа жизни, расстановки мебели, распорядка дня и последовательности ежедневно выполняемых действий могут привести его в отчаяние. Выраженный недостаток эмоционального контакта с другими людьми • Навязчивое полное тревоги желание постоянства • Зачарованность предметами, для обращения с которыми необходимы навыки мелкой моторики • Мутизм (отсутствие речи) или своеобразная речь, не предназначенная для межличностного общения Сохранение умного и задумчивого выражения лица и хороший познавательный потенциал и необыкновенная память у детей, пользующихся речью, а у детей, которые не пользуются речью. Аутичность или социальная изолированность и необычное поведение и стремление к однообразию.

 

Особенности обучения

 Внимание ребенка с РАС устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации, а проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался. информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Им трудно отвлечься от непосредственных впечатлений, от положительной и отрицательной «валентности» предметов, т.е. от того, что составляет для ребенка их привлекательность или делает их неприятными. Кроме того, аутистические установки и страхи ребенка с РАС — вторая причина, препятствующая формированию учебной деятельности во всех ее неотъемлемых компонентах. Школьная деятельность вызывает большие затруднения, учителя отмечают пассивность и невнимательность на уроках. Дома дети выполняют задания только под контролем родителей, быстро наступает пресыщение, утрачивается интерес к предмету.