Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гуманитарные дисциплины
РЕФЕРАТ
Тема: «Реформы Петра 1»
Автор: Ильенко Наталья Игоревна
2023 г
Оглавление
Введение 3
1.Предпосылки реформ Петра I 4
2. Судебная реформа 5
3. Военные реформы 7
4. Церковная реформа 8
5. Реформы в области культуры и быта 9
Заключение 10
Список используемой литературы 12
Введение
Преобразования, деятельность, личность и роль Петра Великого в судьбе России - вопросы, которые, как и в прошлые века, привлекают интерес и внимание современных ученых.
Петр отличался от своих предшественников как внешне, так и своей активной и открытой личностью. Хотя личность Петра Великого была очень сложной и противоречивой, Петр Великий был очень здоровым человеком. Все его инициативы, хотя иногда и очень противоречивые, тем не менее, были разумным зерном. Деятельность Петра нельзя рассматривать, не отметив, что за 36 лет его правления Россия находилась в состоянии полного мира всего около 1,5 лет. Постоянные военные действия сказывались на ходе реформ, на всей внутренней и внешней политике в целом.
Старое никогда не уходит из общества самопроизвольно, а новое всегда возникает в упорной борьбе с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда были слишком сильны, чтобы разрушить их одним ударом.
За несколько десятилетий была создана новая система управления, появилась первая печатная газета, открыты первые военные и профессиональные училища, созданы первые печатные станки. Первый музей в стране. Первая публичная библиотека. Наконец, был издан первый указ об организации Академии наук.
Оценивая положительное значение преобразований Петра в истории России, нельзя забывать, что его политика носила классовый характер. Преобразования того времени осуществлялись ценой больших потерь трудового народа. Строительство Петербурга, возведение кораблей, крепостей, рвов, дворцов происходило благодаря его усилиям. На народ были возложены новые тяготы: повышение налогов, введение воинской повинности, мобилизация строительных рабочих. В сражениях, символом которых стали славные победы под Лесной, Полтавой, Гангутом и Гренгамом, русские воины проявили огромное мужество.
1.Предпосылки реформ Петра I
Прежде чем рассматривать реформаторскую деятельность Петра, давайте вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII века.
Огромная территория России и ее статус «другой» по отношению к западному миру сразу бросались в глаза иностранцам, посещавшим страну. Многим из них Московское государство казалось отсталым и даже «полуварварским». Причин такой отсталости было много. Потребовалось много времени, чтобы преодолеть разруху, вызванную «смутами» и «интервенциями» начала XVII века, когда были разорены наиболее экономически развитые регионы. Но опустошительные войны, конечно, не были единственной и главной причиной этой задержки. По мнению многих историков (В.О. Ключевский, Н.И. Павленко, С.М. Соловьев)1, решающее влияние на развитие страны оказали ее природно-географические и социальные условия.
Промышленность, по самой своей структуре, была крепостной, а по уровню производства она значительно уступала западным странам.
Основную часть русской армии составляли отсталые аристократические ополчения и стрелецкие отряды, которые были плохо вооружены и обучены. Государственный аппарат, во главе которого стояло боярское дворянство, не служил нуждам страны. Россия отставала и в области духовной культуры. Просвещение не проникло в массы, в правящем классе было много необразованных и совсем неграмотных людей.
В ходе исторического развития Россия XVII века была поставлена перед необходимостью радикальных реформ, поскольку только таким образом она могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
В это время в истории нашей страны уже произошел крупный перелом. Процветали ремесла и торговля, а также торговля сельскохозяйственной продукцией. Города отделялись от деревень. Выделялись промышленные и сельскохозяйственные районы. Развивалась внутренняя и международная торговля. Это было время, когда накапливалась сила русского народа, позволявшая осуществить великие реформы Петра I, подготовленные в ходе исторического развития России.
2. Судебная реформа
Судебная реформа 1719 года рационализировала
, централизовала и укрепила всю судебную систему России. Судебная реформа была неотъемлемой частью реформы центрального и местного устройства государственного аппарата.
Во главе судебной системы стоял монарх, который решал важнейшие государственные дела. Он был судьей Верховного суда и сам рассматривал многие дела. Генерал-прокурор и генерал-прокурор подчинялись решениям царя. Следующим судебным органом был Сенат, апелляционный суд, который давал отчет судам и выносил решения по некоторым делам. Коллегия была апелляционным судом при Верховном суде, руководящим органом всех судов, и рассматривала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
Местные суды состояли из Суворовского суда и нижестоящих судов. Главой Суворовского суда был губернатор и его заместитель. Дела передавались из нижестоящих судов в вышестоящие в порядке апелляции, либо по постановлению вышестоящих судов, либо по усмотрению судьи, если суд выносил необъективное решение. В случае вынесения приговоров, предусматривающих смертную казнь, дело передавалось генеральному суперинтенданту для утверждения. Нижние суды были заменены окружными судами (1722). Верховный суд был упразднен, а его функции переданы губернатору (1727).
Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России была замена состязательности следственными началами. Владимир Буданов считал, что «до Петра I состязательные формы судопроизводства надо признать общим явлением, а следственные - исключительным.»2. Иного мнения придерживался С.В. Юшков, считавший, что в то время «в обвинительном порядке рассматривались только уголовные и гражданские дела маловажной важности, т.е, в так называемых судах»3. М. А. Черцов, по словам которого, при Петре I исчез «состязательный процесс (говорил о последних пережитках старого «суда»)4. Однако и до Петра I розыск не считался основной формой процесса, но не следует считать его исключением.
Говоря о развитии процессуального права в период правления Петра I, реформы в судебно-процессуальной сфере были свободными и энергичными. Указ от 21 февраля 1697 года «Об отмене очной ставки в судебных делах и замене ее дознанием и следствием», целью которого была замена суда следствием. Указ от 21 февраля 1697 года был дополнен и развит «Сокращением процесса или иска». Первое издание было опубликовано до 1715 года, вероятно, в 1712 году». Сокращение» - это военно-процессуальный кодекс, в котором изложены общие принципы следственной процедуры. 5 ноября 1723 года указ «О формальности судов» был отменен». Указ «О формальности судов» отменил следственную форму и ввел принцип состязательности. Впервые судебные решения должны были основываться на «здравых» (соответствующих) статьях материального права. Изменения, внесенные Декретом «О судоустройстве», не были столь принципиальными.
Судебная система в период реформ Петра I характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия, обслуживанием интересов дворянства.
3. Военные реформы
Военная реформа занимает особое место в преобразованиях Петра. Военная реформа важна не только сама по себе. Она также оказала большое, решающее, влияние на реформы в других областях. Василий Осипович Ключевский писал: «Война обозначила последовательность реформ, определила их темп и саму технологию». Создание современной, боеспособной армии и флота занимало молодого царя еще до того, как он стал монархом. Петр с ранних лет увлекался военным делом. Он создал два «Потешных» полка, Семеновский и Преображенский, в деревне, где жил малолетний император, но это уже был совершенно новый устав, соответствующий европейским стандартам. К 1692 году эти полки были окончательно организованы. Позже по образцу этого полка были созданы другие полки.
Отец Петра, Алексей Михайлович, также пытался реорганизовать армию, и в 1681 году под его руководством была создана комиссия во главе с князем Голицыным для изменения ее структуры. Армия была разделена на полки и роты, а офицеры должны были назначаться в зависимости от их опыта и результатов работы, а не от происхождения; 12 января 1682 года Боярская дума приняла постановление о том, что «все старшие офицеры, даже незнатные, опытные и знающие, независимо от их происхождения, должны подчиняться ему»5.
Благодаря этим изменениям московские военные стали более организованными и систематизированными. Однако эту военную организацию нельзя назвать настоящей регулярной армией. Петр имел армию, которая не отвечала всем требованиям военной науки, но в какой-то степени была готова к дальнейшим изменениям.
В войнах против Турции и Швеции были созданы военно-морские флоты. Россия стала военной державой, с которой приходилось считаться. В 1708 году в Балтийское море были спущены на воду первые 28 фрегатов, а через 20 лет русский флот на Балтике был самым сильным. Были разработаны инструкции по обучению на море. «Корабельный справочник», «Военные наставления и уставы российского флота» и др.
В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия для подготовки морских офицеров, в 1716 году началось обучение офицеров через кадетские эскадры. В это же время был создан морской пехотный корпус.
С созданием военно-морского флота появился его устав. Морской устав возник из 15 статей, составленных Петром I во время его путешествия на Азов в 1696 году. Петр начал работу над более основательным морским журналом, который был опубликован в 1720 году. - «Книга морского устава» по всем вопросам, касающимся пребывания флота в море. Штурманский устав Петра отличался оригинальностью и был результатом его многолетнего боевого опыта.
Таким образом, реформа военной организации оказалась наиболее успешной. В результате Россия стала военной державой, которую не мог недооценивать весь мир.
4. Церковная реформа
Церковные реформы Петра сыграли важную роль в становлении абсолютизма: в конце XVII века позиции Русской православной церкви были очень сильны, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царю. Последние патриархи Иоаким (1675-1690) и Адриан (1690-1700) проводили политику, которая укрепляла эти позиции. Переход к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр приказал провести ревизию, чтобы перечислить имущество патриархата. Воспользовавшись информацией о выявленных нарушениях, Петр приостановил выборы нового патриарха и в то же время поручил пост «исполняющего обязанности патриарха» Стефану Яворскому из Рязанской области.
С появлением Архиерейского собора, регулярно собиравшегося в Москве, и Синода, возникшего в 1711 году, глава церкви окончательно утратил свою независимость. Церковь стала полностью подчинена государству. В 1721 году для управления делами Церкви был учрежден Святейший Синод. Синод был поставлен на одну ступень с Сенатом, выше всех других парламентских и административных органов. Состав Синода ничем не отличается от состава любой другой коллегии.
Духовный регламент - это законодательный акт, определяющий функции, права и обязанности Синода и его членов в управлении Русской православной церковью. Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Даже тайна исповеди была нарушена: указом Синода от 26 марта 1722 года все священники были обязаны сообщать властям о том, что их исповедники намерены бунтовать или восставать; в 1722 году была учреждена должность обер-прокурора Синода, и церковная реформа была завершена.