Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Реформы в области культуры и быта
Реформы Петра I предоставили прекрасную возможность для развития тенденций в русской культуре. Появились светские школ (первые школы, Навигацкая и Артиллерийская, были созданы в 1701 году) и первой (криптографической) школы в губерниях (1714), где детей обучали основам арифметики и геометрии.
Во время правления Петра были созданы медицинский факультет (1707), инженерный, кораблестроительный, навигационный, горный и ремесленный факультеты. Для того чтобы занимать высшее положение в государстве и способствовать развитию отечества, дворяне должны были приобретать знания. Петр I специальным указом запретил неграмотным дворянам жениться. Им разрешалось учиться как за границей, так и на родине.
В период правления Петра I произошла коренная реформа всей отечественной системы образования и науки. Были изданы учебники, в том числе «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первые уроки для юношества» Ф. Прокоповича, знаменитая «Арифметика» Л. Маницкого. Издавались пособия по словарям, механике, инженерному делу, архитектуре, истории и т.д.
С 1703 года для печати книг был введен упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры. В 1714 году была построена светская библиотека и открыт магазин по продаже книг. Библиотека существовала как хранилище книг в Кунсткамере, первом музее России, который открылся в 1719 году и стал открыт для посетителей в 1723 году; в декабре 1702 года вышла первая русская газета «Ведомости».
В 1724 году Петр Великий решил основать Санкт-Петербургскую академию наук, которая открылась в 1725 году (вскоре после его смерти) и стала не только национальным научным центром России, но и местом подготовки ученых.
При Петре произошли значительные изменения в повседневной жизни. Патриархальный уклад жизни постепенно уступал место светскости и рационализму.
Изменения в повседневной жизни и культуре, произошедшие в первой четверти XVIII века, имели огромное прогрессивное значение. Однако они сопровождались дальнейшим подчеркиванием привилегий аристократии, превращением в одну из ее прерогатив использования благ и достижений культуры, а также распространением среди аристократии галломании - презрения к русскому языку и культуре.
Заключение
Петр Алексеевич Романов, который войдет в историю как первый император России, Петр Великий, был глубоко противоречивой и драматической фигурой, и невозможно дать однозначную оценку его деятельности. Пожалуй, ни одна другая фигура в истории России не вызывала столь острых споров. В споре о достижениях Петра I на первый план выходит глубина и объективность исторического анализа ученого-историка.
Реформы Петра и их последствия крайне противоречивы, и это отражено в трудах историков. Многие исследователи считают реформы Петра I выдающимся событием в истории России (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Павленко, Н.И. Костомаров, Е.П. Карпович, Н. Молчанов и др.)6 Царствование Петра вошло в историю как период блестящих военных побед и бурного экономического развития. Это была эпоха великого продвижения в Европу, и, по словам С.Ф. Платонова, Петр был готов пожертвовать собой и всеми своими близкими ради этой цели. Он был готов уничтожить все, что не отвечало государственным интересам.
В целом, Петра I можно рассматривать как успешный и популярный пример реформ в России, определивший дальнейшее развитие России почти на два столетия. Однако следует отметить, что за эти реформы пришлось заплатить непомерно высокую цену. Проводя реформы, царь не считался с жертвами, принесенными на алтарь отечества, с этническими тенденциями и памятью предков.
В 1721 году Петр I провозгласил себя императором, изменил титул российского монарха, и страна стала называться Российской империей. Так было официально реализовано то, к чему Петр стремился все годы своего правления: создание государства с упорядоченной политической системой, сильной армией и флотом, мощной экономикой, способной влиять на международную политику. В результате реформ Петра государство было ничем не связано и могло использовать любые средства для достижения своих целей. В итоге Петр создал свой идеальный государственный строй - военный корабль, подчинивший все воле одного человека, и ему удалось провести этот корабль из болот в бурные воды океана, избежав всех рифов и мелей.
Список используемой литературы
-
Личман Б.В. История России с древнейших времен до второй половины XIX века: Курс лекций / Личман Б. В., Скоробогацкий В. В., Постников С. П. и др.; Под ред. Б. В. Личмана; Урал. гос. техн. ун-т. - 3-е изд., доп. - Екатеринбург: УГТУ, 1995. - 301. -
Мальков, Владимир Васильевич Пособие по истории СССР: для поступающих в вузы / В. В. Мальков; под ред. И. И. Минца. - Изд. 4-Москва: Высшая школа, 1985. -528 с. -
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого Издательство: М.: Международные отношения; Издание 3-е.; 448 страниц; 1990 - 1991 -
Павленко, Н. И. (1916-). Петр Великий / Н. И. Павленко. - Москва: Мысль, 1990. – 591 -
Рыбаков Б.А. История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во “Высшая школа”, 1983. -
Соловьев С. М. (1885-1942). Об истории новой России / С. М. Соловьев; Сост., авт. предисл. и примеч. А. И. Самсонов. - Москва: Просвещение, 1993. – 558
1 Соловьев С. М. (1885-1942). Об истории новой России / С. М. Соловьев; Сост., авт. предисл. и примеч. А. И. Самсонов. - Москва: Просвещение, 1993. – 558
2 История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во “Высшая школа”, 1983.
3 Личман Б.В. История России с древнейших времен до второй половины XIX века : Курс лекций / [Личман Б. В., Скоробогацкий В. В., Постников С. П. и др.]; Под ред. Б. В. Личмана; Урал. гос. техн. ун-т. - 3-е изд., доп. - Екатеринбург : УГТУ, 1995. - 301
4 Мальков В.В. «Пособие по истории СССР для поступающих в ВУЗы», М., изд-во «Высшая школа», 1985.
5 Павленко Н.И. “Петр Великий”. - М.: Мысль,1990
6 Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого Издательство: М.: Международные отношения; Издание 3-е.; 448 страниц; 1990 - 1991