Файл: Практическая работа Кейс 5 Савельев Павел Романович 40. 03. 01 Юриспруденция группа юн119(2) Проверил(а).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная

организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная работа (3 семестр)

Дисциплина: Конституционное право. Часть 2

Практическая работа

Кейс №5

Выполнил:

Савельев Павел Романович

40.03.01 Юриспруденция группа ЮН-119(2)

Проверил(а):

__________________(Ф.И.О. преподавателя)

_________________________________(дата)

Омск 2022 г.

Ситуация № 1

В Конституционный Суд РФ обратилось Законодательное Собрание республики Коми с запросом, в котором оспаривало непосредственное вхождение Коми-пермяцкого автономного округа в состав РФ. По мнению заявителя, автономный округ в составе РСФСР не был субъектом федерации, следовательно, не имел государственно-правового, а имел лишь административно-территориальный статус и не мог участвовать в подписании Федеративного договора. Российская Федерация как федеративное государство установлена не Конституцией, а Федеративным договором (Конституция содержит ссылки на его нормы). Конституция лишь воспроизводит нормы Федеративного договора, не придавая им дополнительной юридической силы.

1. Какова была схема организации РСФСР как федеративной республики?

2. Федеративное устройство российского государства носит договорный или конституционный характер?

3. Какое решение следует принять суду?
Решение:

1. В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принимает Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа – конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы и задачи социалистического государства. В Декларации Россия объявляется как Республика Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, называется советской Российской республикой, которая учреждается как федерация советских национальных республик.

Позднее федеративная форма территориального устройства закрепляется в Конституции РСФСР 1918 г. и во всех последующих российских конституциях. Субъектами федерации в советский период развития являлись только республики (в том числе автономные республики), хотя предусматривалось наличие в составе федерации отдельных территорий (автономных областей, автономных округов) с особым национальным составом, бытом, традициями, которые также принимали участие в работе федеральных органов власти.


В соответствии с Конституциями СССР 1937 и 1977 гг. автономные республики РСФСР имели непосредственное фиксированное представительство в одной из палат - Совете национальностей Верховного Совета СССР. Таким образом, представители большей части территориальных единиц РСФСР (краев и областей) от участия в решении общефедеральных вопросов были отстранены. Таким образом, количество, состав, названия автономных республик России неоднократно произвольно изменялись.

2. Российская федерация изначально носила конституционный характер, поскольку федерация в России была провозглашена, учреждена, а не являлась следствием добровольного объединения различных территорий и народов. Федеративное устройство было провозглашено в начале XX века, составная часть государства Российской Федерации называется субъектом, согласно Конституции 1993 года, они являются равноправными и не имеют права выхода из федерации.

3. После распада СССР в 1991 г. стал реальным и распад Российской Федерации. В значительной степени его предотвратил Федеративный договор от 31.03.1992 «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Данный Договор представлял собой фактически синтез трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и группами субъектов федерации – республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

Федеративный договор вошел как составная часть в Конституцию РФ 1978 г., что предопределило его юридическую силу, значение и место в правовой системе государства. Однако Федеративный договор не мог разрешить все негативные тенденции в российских внутрифедеративных отношениях прежде всего потому, что закреплял неравноправие различных субъектов федерации, а это не могло удовлетворить представителей большей части субъектов - краев и областей. Кроме того, Договор подписали не все регионы, в частности, Татарстан, Чечено-Ингушская Республика, многие субъекты РФ подписали его с оговорками. В настоящее время Федеративный договор юридически не отменен, упоминания о нем содержатся в действующей «Конституции Российской Федерации», (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. Необходимо отметить, что значение и место федеративного договора в правовой системе принципиально изменились. В соответствии с ч. 1 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ положения Договора действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. Таким образом, большая часть положений Федеративного договора фактически не действует, поэтому данный правовой в больше степени стал историческим документом.


Ситуация № 2

После вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с последними изменениями и дополнениями) прокурор Санкт-Петербурга обратился в Администрацию города с требованием создать высший исполнительный орган власти, так как ситуация, когда все отраслевые органы исполнительной власти являются структурными подразделениями Администрации, противоречит указанному Федеральному закону.

Администрация Санкт-Петербурга посчитала требование прокурора необоснованным, поскольку (1) во время принятия Закона Санкт-Петербурга «О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга» подобные требования в законодательстве отсутствовали, (2) Конституция РФ (с последними изменениями и дополнениями) относит вопрос о системе органов государственной власти субъектов к их собственной компетенции, а указанный Федеральный закон противоречит конституционным принципам федерализма, (3) в 1996 году между Санкт-Петербургом и Российской Федерацией был заключен договор о разграничении предметов ведения и полномочий, где указанный вопрос не был урегулирован.

  1. Каковы основные этапы развития современного российского федерализма?

  2. Каким образом положения Конституции РФ о федеративном устройстве российского государства развивались в 1993-2002 годах?

  3. Регламентируется ли структура органов государственной власти субъектов в настоящее время федеральным законодательством?

  4. Действует ли договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Санкт-Петербургом?

  5. Какова судьба договорного способа регулирования распределения предметов ведения между федерацией и субъектами?

  6. Какое федеральное законодательство ограничивает применение этого способа? Оцените доводы Администрации Санкт-Петербурга.

Решение:

1. В развитии федерализма в России традиционно выделяют три основных этапа:

‒ создание основ социалистического федерализма (1918-1936гг.);

‒ утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985гг.);

‒ попытки ликвидации формализма в федеративном устройстве государства и реформа федерации (1985-1993 г.г).
2. В соответствии с Конституцией, Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст.3).


3. Конституция РФ и федеральное законодательство не устанавливают систему органов государственной власти субъектов Федерации. Она определяется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, предусмотренными Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Санкт-Петербурга осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Законодательным Собранием Санкт-Петербурга от 26 марта 2003 года был принят Закон Санкт-Петербурга от 04.04.2003 123-12 «О Договоре о прекращении действия Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга»

Ситуация № 3

Гражданин К.Б. Зелюкин обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его прав и свобод Федеральным законом «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями). Основанием послужил отказ Прокопьевского федерального районного суда Кемеровской области обязать депутата Государственной Думы, Останину Н.А., избранную по Прокопьевскому избирательному округу №91, выполнить наказы избирателей, данные ей во время предвыборной кампании. Районный суд, ссылаясь на нормы указанного Федерального закона, сделал вывод, что в Российской Федерации установлен свободный, а не императивный мандат.


Оспаривая данное положение в Конституционном Суде, К.Б. Зелюкин ссылался на принцип народного суверенитета, закрепленный в статье 3 Конституции РФ. Поскольку народ осуществляет свою власть через представителей, этим представителям могут даваться указания относительно их действий; аналогичным образом их действия ограничиваются предвыборной программой. Государственная Дума и Президент в своих возражениях ссылались на то, что принцип свободного мандата действует во многих демократических странах, этот принцип в полной мере соответствует понятию и правовому содержанию народного суверенитета. Смыслом представительной демократии является представление не воли граждан, а их объективных интересов, далеко не всегда ими осознаваемых ввиду недостатка необходимой информации и подготовленности.

  1. Каково юридическое содержание принципа народного суверенитета (статья 3 Конституции РФ)?

  2. Какое решение должен принять Конституционный Суд?

Решение:

1. Принцип народного суверенитета заключается в том, что государственная власть опирается на народную волю, на народный суверенитет и имеет своим источником власть народа. Принцип народного суверенитета как принцип демократического государства указывает на необходимость осуществления государственной власти от имени народа и в его интересах.

Народ – носитель власти и высший критерий осуществления этой власти. Если власть осуществляется по воли народа, она имеет юридическую основу, если нет – она такой основы лишена. Этот принцип самый основной, самый ключевой, самый базовый для всего конституционного строя. Всеобщая декларация прав человека гласит, что воля народа должна быть основой власти правительства. Народ может осуществлять свою власть непосредственно. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы. Кроме этого народ может осуществлять свою власть через представительную демократию, когда право на осуществление власти передается представителям, которые и должны руководствоваться волей или интересами.

2. В Российской Федерации, как в любом демократическом правовом государстве, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти наделен специальным публично-правовым статусом. Участвуя в законотворчестве и осуществлении других функций, возложенных в системе народовластия на парламент, депутат является представителем всего народа (в общероссийском парламенте) или представителем всех граждан, проживающих в субъекте РФ (в законодательном органе государственной власти данного субъекта Российской Федерации), при этом он связан лишь Конституцией РФ и своей совестью (принцип так называемого свободного мандата) (Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 года N 9-П, определения Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007года N 797-О-О и от 19 мая 2009 года N 598-О-О).