Файл: Правотворчество и систематизация законодательства Теория государства и праваЦели изучения темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правотворчество и систематизация законодательства
Теория государства и
права
Цели изучения темы
 ознакомление с понятием, целями и принципами правотворчества, видами правотворчества, стадиями правотворческого процесса, особенностями законотворческого процесса в
Российской
Федерации, систематизацией законодательства.
Задачи изучения темы
 охарактеризовать понятие, цели и принципы правотворчества;
 охарактеризовать виды правотворчества;
 охарактеризовать стадии правотворческого процесса;
 охарактеризовать особенности законотворческого процесса в российской федерации;
 охарактеризовать понятие и виды систематизации законодательства.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
 понятие, цели и принципы правотворчества;
 виды правотворчества;
 стадии правотворческого процесса;
 особенности законотворческого процесса в Российской Федерации;
 понятие и виды систематизации законодательства.
Уметь:
 выявлять отличия видов правотворчества;
 выявлять отличия видов систематизации законодательства;
 применять теоретические положения при изучении отраслевых юридических дисциплин;
 правильно использовать юридические понятия и категории при ответе на задания с использованием конкретных примеров.
Владеть:
 навыками выявления общих закономерностей функционирования права.

Учебные вопросы темы:
1.
Понятие, принципы и виды правотворчества
2.
Стадии правотворческого процесса
3.
Систематизация законодательства
Вопрос 1. Понятие правотворчества.
По мере развития общества происходит возникновение новых общественных отношений и изменение уже существующих. Это обусловливает необходимость закрепления наиболее значимых изменений посредством права.
Правообразование, или формирование права, представляет собой процесс, в результате которого в правовую систему вводятся новые, а также изменяются или отменяются уже существующие правовые нормы.
Начальным этапом правообразования выступает возникновение объективно обусловленной общественной потребности в правовом регулировании (либо в изменении регулирования) определенных общественных отношений. Затем эта потребность преломляется в общественном сознании. Завершающим этапом правообразования является правотворчество.
Правотворчество
– это деятельность компетентных органов
(государственных, муниципальных и др.) по созданию норм права.
Таким образом, правотворчество является более узким понятием по сравнению с правообразованием, соотносится со вторым как часть и целое.
Правотворчество представляет собой процедуру закрепления норм и принципов права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативный правовой акт, который является результатом правотворческой деятельности. Правотворчество является основным средством управления обществом. С помощью права создаются благоприятные условия для его стабильного развития и функционирования, устраняются социально вредные факторы.
Существуют два основных способа правотворчества.
1.
Санкционирование государством уже сложившихся в обществе норм, существующих в виде фактического обычного права;
2.
Непосредственная правоустанавливающая деятельность компетентных государственных органов, выраженная в правотворческих решениях и закрепляемая в нормативных правовых и иных актах, которым придается значение источника права.
Если для ранних периодов развития права наибольшее значение имел первый способ правотворчества, то на более поздних этапах преобладающим становится второй.
Целями правотворчества выступают:
 создание новых норм права;
 конкретизация существующих правил поведения;
 детализация правовых предписаний;
 дополнение существующих норм права.
Выделяются следующие принципы правотворчества:
1.
Принцип законности правотворчества предполагает осуществление правотворческой деятельности только на основании закона. Нормативный правовой акт может приниматься только субъектами, наделенными соответствующими полномочиями, при этом должна быть соблюдена процедура подготовки, обсуждения, принятия, опубликования, предусмотренная законодательством. Кроме того, принимаемый нормативный правовой акт не должен противоречить актам, имеющим большую юридическую силу. Так, принимаемый федеральный

конституционный закон не может противоречить Конституции РФ, федеральный закон – Конституции РФ, федеральным конституционным законам, и т.д.
2.
Принцип
демократизма правотворчества означает, что основополагающие нормативные правовые акты должны приниматься путем общенародного голосования или через представителей, избранных народом. Данный принцип предполагает возможность обращения граждан в правотворческие органы с предложениями, замечаниями и пожеланиями по совершенствованию права.
3.
Принцип гласности правотворчества означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию. Данный принцип тесно связан с принципом демократизма. Принципы демократизма и гласности правотворчества также получают свое выражение в предварительном обсуждении общественностью значимых нормативных правовых актов. Такое обсуждение проходит в Общественной палате РФ, в общественных палатах субъектов РФ, в общественных советах при органах государственной власти.
4.
Принцип
профессионализма правотворчества предполагает привлечение к процессу правотворчества специалистов, компетентных в соответствующих сферах деятельности. Так, в подготовке нормативных правовые актов, регулирующих общественные отношения в сфере образования, должны принимать участие как юристы, так и лица иных профессий, имеющие опыт работы в данной сфере, знающие ее.
5.
Научный характер правотворчества означает строгое соблюдение правил юридической техники, выработанных юридической наукой. Данный принцип требует использования научных данных при подготовке принимаемых актов.
6.
Связь правотворчества с практикой необходима для изучения правотворческим органом проблем эффективности действия принимаемых актов.
Необходимо учитывать возможность практической реализации содержащихся в них норм права. Данный принцип показывает, насколько эффективно право помогает восполнять пробелы в праве, разрешать правовые коллизии. Так, автоматическое заимствование норм права из правовой системы иного государства не гарантирует, что эти нормы смогут полноценно регулировать общественные отношения в другом государстве. Например, в странах Африки южнее Сахары в колониальную эпоху и постколониальный период были приняты законы, установившие регулирование «по европейскому образцу» ряда значимых общественных отношений. Но большинство населения все равно продолжает жить в соответствии с со сложившимися много веков назад обычаями.
7.
Своевременность правотворчества предполагает оперативное создание новых норм и внесение правотворческими органами изменений и дополнений в действующие источники права в соответствии с качественным изменением общественных отношений, что повышает эффективность их использования. Данный принцип предполагает быструю ликвидацию пробелов в законодательстве, своевременную отмену или изменение устаревших нормативных правовых актов, приостановление действия актов в силу несоответствия конституции или законодательству и т.п. Так, в ряде государств сохраняют силу нормативные правовые акты, правовые прецеденты либо правовые обычаи, содержащие устаревшие нормы права, не соответствующие современным общественным отношениям.
8.
Принцип
системности правотворчества предусматривает согласование готовящихся к принятию актов с действующим законодательством, во избежание коллизий, пробелов, дублирования.
Коллизия права – это расхождение содержания различных норм права, относящихся к одному вопросу.


Правотворчество делится по видам. В зависимости от субъекта правотворчества выделяют:
1) правотворчество органов публичной власти;
2) непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;
3) правотворчество негосударственных организаций.
Правотворчество органов публичной власти в свою очередь можно разделить на:
 правотворчество органов государственной власти – осуществляется законодательными и исполнительными органами государственной власти РФ,
Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ;
 правотворчество органов местного самоуправления – осуществляется представительными органами местного самоуправления и должностными лицами муниципальных образований путем принятия нормативных правовых актов по вопросам местного значения.
Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума осуществляется путем всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Референдум является высшей формой прямого выражения воли народа. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой. Итоги непосредственного правотворчества народа в ходе референдума не подлежат утверждению и вступают в законную силу с момента опубликования. В нашей стране референдумы по видам разделяются на федеральные, субъектов Российской Федерации и муниципальные.
Правотворчество негосударственных организаций разделяется на:
 санкционированное правотворчество – утверждение уполномоченным государственным органом норм, принятых негосударственными организациями.
Пример – регистрация уполномоченным государственным органом уставов общественных объединений, коммерческих организаций;
 делегированное правотворчество – это осуществление правотворческой деятельности негосударственными организациями по поручению компетентных государственных органов. Пример - В СССР профессиональные союзы имели право издавать нормативные правовые акты в сфере охраны труда.
Правотворческая деятельность органов публичной власти осуществляется в различных формах. Эти формы зависят от особенностей правовой системы определенного государства. Так, можно выделить следующие формы:
 законотворчество - является основной формой правотворчества высшего законодательного (представительного) органа государственной власти РФ –
Федерального Собрания. Также законотворческую деятельность осуществляют законодательные (представительные) органы субъектов РФ – по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и ее субъектов, и по предметам исключительного ведения субъектов РФ. Таким образом, из числа органов публичной власти законотворческую деятельность вправе осуществлять только законодательные (представительные) органы государственной власти. Органы местного самоуправления принимать законы не вправе. В то же время, законодательные органы государственной власти могут передавать свои полномочия органам исполнительной власти на издание акта, имеющего силу закона, по вопросам регулирования общественных отношений, входящих в предмет компетенции данных законодательных органов. Такая практика передачи полномочий получила наименование делегированного законодательства.
 подзаконное правотворчество - предназначено для детализации законов и их конкретизации. Оно осуществляется путем принятия подзаконных нормативных правовых актов Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, органами исполнительной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также

органами местного самоуправления. Примером подзаконного правотворчества, осуществляемого Президентом РФ, является издание указов нормативного характера, подзаконного нормотворчества палат Федерального Собрания РФ – принятие постановлений, в частности регламентов палат. Подзаконные нормативные правовые акты не должны противоречить законам, должны осуществляться на их основе.
 договорное правотворчество - процесс заключения нормативных соглашений, устанавливающих соответствующие правила правового характера.
Примером договорного правотворчества является заключение Федеративного договора 31 марта 1992 г. между РФ и ее субъектами. Применительно к
Великобритании и США перечень форм правотворческой деятельности также расширяется за счет правотворчества судебных органов, создающих правовые прецеденты.
Вопрос 2. Стадии правотворческого процесса.
Правотворческий процесс — это процедура, включающая в себя ряд стадий.
Стадии правотворческого процесса (связанные с принятием нормативных правовых актов)
1. Принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права;
2. Подготовка проекта нормативного правового акта;
3. Рассмотрение его правотворческим органом;
4. Обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами;
5. Принятие нормативного правового акта;
6. Опубликование нормативного правового акта.
Большинство вышеуказанных стадий правотворческого процесса имеют подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Поэтому в литературе часто выделяют всего три стадии, превращающие проект нормативного правового акта в правовой документ, имеющий общеобязательный характер:
 подготовка проекта нормативного правового акта;
 принятие нормативного правового акта;
 введение в действие нормативного правового акта.
Среди нормативных правовых актов особое место занимают законы – как акты, обладающие высшей юридической силой, и регулирующие наиболее значимые общественные отношения. В связи с чем законотворческий процесс представляет собой более сложную процедуру по сравнению с иными видами правотворчества органов публичной власти.
В
Российской
Федерации федеральный законотворческий процесс включает в себя четыре основные стадии:
1.
Законодательная инициатива - право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона. В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают:
 Президент Российской Федерации;
 Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
 сенаторы Российской Федерации;
 депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации;
 Правительство Российской Федерации;
 законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации;
 Конституционный Суд Российской Федерации;


 Верховный Суд Российской Федерации.
2.
Обсуждение законопроекта
- происходит на заседании
Государственной Думы. Допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений.
3.
Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной
Думой РФ большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным
Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов данной палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен. В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Государственной Думой. При этом федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту
РФ для подписания и обнародования в четырнадцатидневный срок. Если Президент
Российской Федерации в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов
Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской
Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской
Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если
Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской
Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской
Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент
Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.
В отношении принятия федеральных конституционных законов установлены более жесткие требования. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию.
В отношении федерального конституционного закона Президент Российской
Федерации в течение 14 дней также может обратиться в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о проверке его конституционности.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Например, Федеральный конституционный закон
«О
Чрезвычайном положении»,
Федеральный конституционный закон «О Военном положении», Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» и др. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.