Файл: Изменения в уголовном праве. Изменения в гражданском праве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В области охраны труда устанавливался технический надзор со стороны профсоюзов, сокращались сверхурочные работы. Была введена сдельная оплата труда; регулирование зарплаты во всем народном хозяйстве было централизовано.

Большое внимание уделялось организации социального страхования. Увеличивался размер средств, выделенных на социальное страхование. Оно было полностью передано профсоюзам. Повысилась роль профсоюзов в разрешении «трудовых споров», в 1928г. утверждены «Правила о разборе трудовых конфликтов», по которым созданы расценочно-конфликтные комиссии при обязательном участии месткомов профсоюзов (просуществовали до 1957 г.).

28 декабря 1938 г. Постановлением СНК, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле» был введен дифференцированный подход к оплате по временной нетрудоспособности. Теперь она зависела от стажа непрерывной работы на данном предприятии.7

    1. Изменения в колхозном праве.

В рассматриваемый период был решен вопрос о форме коллективного хозяйства. Основной формой стала сельскохозяйственная артель. 1 марта 1930 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Примерный устав сельскохозяйственной артели. Оплата труда была не по уравнительному принципу, а в соответствии с количеством и качеством труда по определенной норме. В качестве единицы измерения труда был установлен трудодень. Высшим органом управления колхоза стало общее собрание. В 1930 г. колхозам были предоставлены льготы: освобождались на 2 года от большей части налогов; списывали недоимки; оказывалась другая помощь (финансами, семенами и т. д.).

27 декабря 1932 г. в СССР была введена постановлением ЦИК и СНК СССР паспортная система и обязательная прописка паспортов. Паспорта вводились только для жителей городов, рабочих поселков, совхозов и новостроек. Колхозники были лишены паспортов, и это обстоятельство стразу ставило их в положение прикрепленных к месту жительства.

Наиболее крупным и важным актом колхозного законодательства рассматриваемого периода был Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935 года. В Уставе колхозный путь провозглашался единственно правильным для трудящегося крестьянства. В то же время сохранялся пункт Устава 1930 года о добровольном объединении крестьян.

27 мая 1939 г. выходит Постановление СНК СССР «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания», в результате чего от личных приусадебных участков было изъято и передано колхозам 2,5 млн га. Для колхозников был введен обязательный минимум трудодней.
8

2. Государственно-правовые изменения в СССР в годы ВОВ

22 июня 1941 г. войска фашистской Германии напали на СССР. Военные действия потребовали мобилизации всех сил и средств для обороны страны. Уже 22 июня 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти переходили военным властям (военным советам фронтов, армий).

Во время войны сохранили свои полномочия Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные чрезвычайные органы в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Однако из-за войны неоднократно откладывалось проведение очередных выборов и продлевались полномочия соответствующих Советов.

Усилилось значение исполнительных органов Советов, а также интеграция партийного и государственного руководства различных уровней .9

При Совнаркоме СССР был создан ряд новых органов: Совет по эвакуации, Комитет по учету и распределению рабочей силы, в 1943 г. - Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Образовывались новые наркоматы, прежде всего по отраслям военной промышленности, создавались новые звенья в ранее существовавших наркоматах. Для оперативного решения вопросов расширялись права наркоматов в области финансов, распределения ресурсов, капитального строительства.

Высшим чрезвычайным органом стал Государственный Комитет Обороны СССР. В руках ГКО была сосредоточена «вся полнота власти в государстве», постановления ГКО имели силу законов военного времени. Своего аппарата ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации. Усилилась роль военных трибуналов: в местностях, объявленных на военном положении, трибуналам были переданы многие дела, входившие в компетенцию общих судов.10

Была проведена реорганизация управления войсками. Высшее стратегическое руководство вооруженными силами возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандования. Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, управления наркомата обороны и наркомата военно-морского флота. С мая 1942 г. при Ставке действовал Центральный штаб партизанского движения, а в сентябре 1942 г. было создано Главное командование партизанского движения.


Юридической базой всего законодательства продолжали оставаться Конституция СССР и конституции союзных и автономных республик. При этом особое значение приобретали те их нормы, которые прямо касались вопросов обороны страны. Приказы и инструкции общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов тоже стали весьма распространенным источником права.

Нормотворческая деятельность Советского государства дополнялась и судебной практикой. Устанавливая порядок применения ряда правовых норм, толкуя законы и подзаконные акты, Верховный Суд нередко восполнял в то же время пробелы в праве, которые выявлялись в практике, но не были решены законодателем и не могли быть восполнены в процессе законодательной деятельности из-за сложной обстановки.

Война вынудила Советское государство приостановить действие некоторых норм Конституции до окончания войны, а другие видоизменить в соответствии с чрезвычайной обстановкой. 11

    1. Изменения в уголовном праве. 

В годы войны возникла проблема увеличения всех видов преступлений. Действовали довоенные нормы уголовного права, но появились и новые, вызванные военной обстановкой. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке, в это время усиливалась и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. При совершении государственных и воинских преступлений, расхищении государственной собственности, при совершении особо опасных преступлений против порядка управления и некоторых других судебная репрессия усиливалась. Осужденным часто предоставлялась возможность искупить свою вину на фронте, широко практиковалась отсрочка исполнения приговоров с направлением в действующую армию. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, и с них снималась судимость.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943г. вводились новые виды наказаний в советское уголовное право - смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. 12

    1. Изменения в гражданском праве. 

Сначала следует отметить, что советское законодательство считалось действовавшим не только на территорию, находящеюся под защитой советских войск, но и на область, временно оккупированную врагом. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные на территории за время её оккупации, если они противоречили закону или не соответствовали интересам советского государства, признавались недействительными. Советское гражданское право не претерпело существенных изменений.


Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности. Граждане освобожденных территорий обязаны были сдавать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого не известны, все присвоенное во время оккупации имущество, как государства, так и граждан.

Преобразования в обязательном праве стремились к сужению применения гражданско-правовых договоров и расширению применения административно-правовых, плановых задач. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. 13

    1. Изменения трудовом праве. 

Для обеспечения безостановочной работы предприятий, замены работников, ушедших в вооруженные силы, для проведения оборонных, строительных работ, заготовок топлива, восстановления транспорта, охраны военных объектов, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д. вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда вышеперечисленных работ.

Указом от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства было дано право устанавливать обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 ч в день. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 ч в день. Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска, за исключением отпусков работника до 16 лет, в случае болезни, по беременности и родам. Они были заменены денежной компенсацией, которая переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих.

Для обеспечения рабочими руками важнейших, работавших на нужды обороны, предприятий, строек военной промышленности и других отраслей народного хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. признавалась необходимой мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и строительстве. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, а женщины - от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. От мобилизации освобождались лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, которые подлежали призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, а также женщины, имевшие грудных детей или детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи; учащиеся высших и средних учебных заведений. Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.


Государство предоставляло льготы инвалидам Великой Отечественной войны, которые по временной нетрудоспособности получали пособие в размере полного заработка независимо от стажа работы.14

    1. Изменения в семейном праве. 

Серьёзное снижение числа населения СССР, из-за людских жертв, которых требовала война, потребовало издания ряда законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление института брака, повышение рождаемости и поощрение многодетных семей, решение вопроса об одиноких матерях и облегчение устройства детей-сирот.

Меры, предусматривающие дополнительную охрану интересов матери и ребенка и направленные на увеличение народонаселения Советского Союза, начались уже в самом начале войны. С 1 октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Для беременных женщин выдавались дополнительные пайки. Улучшилась организация ясельного обслуживания.

Условия военного времени привели к необходимость проведения мероприятий по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. 23 января 1942 г. был издан первый общесоюзный акт, содержавший правила о патронате. Им предусматривалось направление детей, оставшихся без родителей, в приемники-распределители, а оттуда в детские учреждения или на патронирование в семьи трудящихся.

8 июля 1944 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Указ внес серьезные изменения в законодательство о семье и браке. Указ установил, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания указа от 8 июля 1944 г., могли оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни.

Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке.

Усложнился процесс развода: он производился не путем регистрации в органах Загса, а производился в судебном порядке. Упрощенный порядок развода допускался лишь в случае безвестного отсутствия или пропажи без вести на фронте