Файл: Модуль Содержание дошкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модуль 2. Содержание дошкольного образования

Тема 2.1 Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Практическое задание 3. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков

Инструкция по выполнению:

  1. изучите представленный материал: задачи формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах, методы формирования культурно-гигиенических навыков;

  2. заполните таблицу, выделив для каждой возрастной группы усложняющиеся задачи формирования разных видов культурно-гигиенических навыков, методы формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах (см. пример для первой младшей группы);

  3. в конце таблицы выделите линии, по которым происходит усложнение культурно-гигиенических навыков, например, по степени самостоятельности детей (остальные линии нужно выделить самостоятельно).

Правильность выполнения задания оценивается в 5 баллов.

Критерии оценки:

5 баллов в таблице правильно указаны усложняющиеся задачи формирования разных видов культурно-гигиенических навыков и соответствующие методы; правильно выделены линии, по которым происходит усложнение культурно-гигиенических навыков от раннего возраста к старшему дошкольному возрасту (не менее 4-х линий);

3–4 балла – в таблице указаны усложняющиеся задачи формирования разных видов культурно-гигиенических навыков и соответствующие методы; выделены линии, по которым происходит усложнение культурно-гигиенических навыков от раннего возраста к старшему дошкольному возрасту (2–3 линии);

12 балла – в таблице указаны усложняющиеся задачи формирования разных видов культурно-гигиенических навыков и соответствующие методы; линии, по которым происходит усложнение культурно-гигиенических навыков от раннего возраста к старшему дошкольному возрасту, не выделены;

0 баллов – задание не выполнено.
Показатели усложнений культурно-гигиенических навыков (кгн) в разных возрастных группах



Возрастная группа

Задачи по формированию кгн


Методы формирования

кгн

навыки поддержания чистоты тела

навыки одевания, раздевания

навыки культуры питания

навыки опрятности

Первая младшая

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Во время еды учить детей правильно держать ложку.


Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

– совместное выполнение действия;

– расчлененный показ действия в замедленном темпе с объяснением;

– игры-занятия, игры-упражнения («Мы умываемся», «Оденем куклу Таню на прогулку» и т.п.) с подгруппой детей;

– включение в игры-занятия разнообразных игрушек, предметов (щеточки, расчески, носовые платки, столовые приборы и т.п.);

– участие в играх-занятиях ребенка старшей группы, который показывает непосредственно само действие (одевание, умывание);

– постоянный контроль со стороны воспитателя за правильностью выполнения каждого действия;

– введение игровых персонажей: «Сейчас кукла Таня проверит, как мы умеем мыть руки»;

– поощрение и положительная оценка самостоятельного выполнения («Молодец, Олечка, – сама моет руки»),

в дальнейшем – оценка качества действий («Олечка умылась – на полу нет ни одной капельки, молодец»);

– использование произведений устного народного творчества.

Вторая младшая
















Средняя

















Старшая

















Подготовительная















Линии усложнения кгн

  • по степени самостоятельности ребенка









Материалы для изучения и заполнения таблицы

Задачи формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах

Первая младшая группа (2-3 года)

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Во время еды учить детей правильно держать ложку.

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Вторая младшая группа (3-4 года)

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Средняя группа (4-5 лет)

Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (5-6 лет)

Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.


Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.

Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.
Методы формирования культурно-гигиенических навыков

Гигиеническая культура – это часть общей культуры личности, включающая представления и навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Первая младшая группа

Задача – воспитание опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды.

Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.

На начальных этапах формирования навыка возможно совместное выполнение действия. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни – стремление к самостоятельности, поэтому необходимо предоставлять ребенку самостоятельность в тех действиях, которые он может выполнить сам.

Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия членят на несколько операций: расчлененный показ действия в замедленном темпе с объяснением.


Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению, поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.

Упражнять детей в усвоении навыка можно в форме игр-занятий, игр-упражнений («Мы умываемся», «Оденем куклу Таню на прогулку» и т.п.).

В игры-занятия можно включать разнообразные игрушки, предметы (щеточки, расчески, носовые платки, столовые приборы и т.п.). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов. Интерес детей усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание).

Игры-занятия и игры-упражнения целесообразно проводить с подгруппой детей.

На этапе формирования навыка необходим постоянный контроль со стороны воспитателя за правильностью выполнения каждого действия. Можно вводить игровые персонажи: «Сейчас кукла Таня проверит, как мы умеем мыть руки». Но на начальном этапе усвоения навыка торопить детей нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.

Для укрепления навыка и поддержания положительного отношения ребенка к выполнению действия следует использовать поощрение. Если в раннем возрасте важен не столько результат сам по себе, сколько то одобрение, которым взрослый сопровождает выполнение ребенком действия, то к трем годам все большее значение приобретает результат: ребенок стремится к его достижению и испытывает удовлетворение, когда ему это удается. Поэтому характер оценки действий меняется в соответствии с повышающимся уровнем самостоятельности и овладения навыком: вначале поощряется и оценивается положительно самостоятельное выполнение («Молодец, Олечка, - сама моет руки»), в дальнейшем к этому нужно относиться как к должному и оценивать качество действий («Олечка умылась – на полу нет ни одной капельки, молодец»).

Использование произведений устного народного творчества также способствует созданию у дошкольников положительно – эмоционального отношения к процессу овладения навыком.

Вторая младшая группа

У детей на четвертом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов.

Продолжают использовать такие методы как показ и объяснение, упражнения в повторении действий.