ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Модуль 2. Содержание дошкольного образования
Тема 2.1 Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
Практическое задание 3. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков
Инструкция по выполнению:
-
изучите представленный материал: задачи формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах, методы формирования культурно-гигиенических навыков; -
заполните таблицу, выделив для каждой возрастной группы усложняющиеся задачи формирования разных видов культурно-гигиенических навыков, методы формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах (см. пример для первой младшей группы); -
в конце таблицы выделите линии, по которым происходит усложнение культурно-гигиенических навыков, например, по степени самостоятельности детей (остальные линии нужно выделить самостоятельно).
Правильность выполнения задания оценивается в 5 баллов.
Критерии оценки:
5 баллов – в таблице правильно указаны усложняющиеся задачи формирования разных видов культурно-гигиенических навыков и соответствующие методы; правильно выделены линии, по которым происходит усложнение культурно-гигиенических навыков от раннего возраста к старшему дошкольному возрасту (не менее 4-х линий);
3–4 балла – в таблице указаны усложняющиеся задачи формирования разных видов культурно-гигиенических навыков и соответствующие методы; выделены линии, по которым происходит усложнение культурно-гигиенических навыков от раннего возраста к старшему дошкольному возрасту (2–3 линии);
1–2 балла – в таблице указаны усложняющиеся задачи формирования разных видов культурно-гигиенических навыков и соответствующие методы; линии, по которым происходит усложнение культурно-гигиенических навыков от раннего возраста к старшему дошкольному возрасту, не выделены;
0 баллов – задание не выполнено.
Показатели усложнений культурно-гигиенических навыков (кгн) в разных возрастных группах
Возрастная группа | Задачи по формированию кгн | Методы формирования кгн | ||||
навыки поддержания чистоты тела | навыки одевания, раздевания | навыки культуры питания | навыки опрятности | |||
Первая младшая | Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. | Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. | Во время еды учить детей правильно держать ложку. | Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). | – совместное выполнение действия; – расчлененный показ действия в замедленном темпе с объяснением; – игры-занятия, игры-упражнения («Мы умываемся», «Оденем куклу Таню на прогулку» и т.п.) с подгруппой детей; – включение в игры-занятия разнообразных игрушек, предметов (щеточки, расчески, носовые платки, столовые приборы и т.п.); – участие в играх-занятиях ребенка старшей группы, который показывает непосредственно само действие (одевание, умывание); – постоянный контроль со стороны воспитателя за правильностью выполнения каждого действия; – введение игровых персонажей: «Сейчас кукла Таня проверит, как мы умеем мыть руки»; – поощрение и положительная оценка самостоятельного выполнения («Молодец, Олечка, – сама моет руки»), в дальнейшем – оценка качества действий («Олечка умылась – на полу нет ни одной капельки, молодец»); – использование произведений устного народного творчества. | |
Вторая младшая | | | | | | |
Средняя | | | | | | |
Старшая | | | | | | |
Подготовительная | | | | | ||
Линии усложнения кгн |
| |||||
| ||||||
| ||||||
|
Материалы для изучения и заполнения таблицы
Задачи формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах
Первая младшая группа (2-3 года)
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Во время еды учить детей правильно держать ложку.
Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Вторая младшая группа (3-4 года)
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Средняя группа (4-5 лет)
Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Старшая группа (5-6 лет)
Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.
Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.
Методы формирования культурно-гигиенических навыков
Гигиеническая культура – это часть общей культуры личности, включающая представления и навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Первая младшая группа
Задача – воспитание опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды.
Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.
На начальных этапах формирования навыка возможно совместное выполнение действия. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни – стремление к самостоятельности, поэтому необходимо предоставлять ребенку самостоятельность в тех действиях, которые он может выполнить сам.
Для более легкого овладения определенным навыком связанные с его усвоением действия членят на несколько операций: расчлененный показ действия в замедленном темпе с объяснением.
Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению, поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.
Упражнять детей в усвоении навыка можно в форме игр-занятий, игр-упражнений («Мы умываемся», «Оденем куклу Таню на прогулку» и т.п.).
В игры-занятия можно включать разнообразные игрушки, предметы (щеточки, расчески, носовые платки, столовые приборы и т.п.). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов. Интерес детей усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание).
Игры-занятия и игры-упражнения целесообразно проводить с подгруппой детей.
На этапе формирования навыка необходим постоянный контроль со стороны воспитателя за правильностью выполнения каждого действия. Можно вводить игровые персонажи: «Сейчас кукла Таня проверит, как мы умеем мыть руки». Но на начальном этапе усвоения навыка торопить детей нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.
Для укрепления навыка и поддержания положительного отношения ребенка к выполнению действия следует использовать поощрение. Если в раннем возрасте важен не столько результат сам по себе, сколько то одобрение, которым взрослый сопровождает выполнение ребенком действия, то к трем годам все большее значение приобретает результат: ребенок стремится к его достижению и испытывает удовлетворение, когда ему это удается. Поэтому характер оценки действий меняется в соответствии с повышающимся уровнем самостоятельности и овладения навыком: вначале поощряется и оценивается положительно самостоятельное выполнение («Молодец, Олечка, - сама моет руки»), в дальнейшем к этому нужно относиться как к должному и оценивать качество действий («Олечка умылась – на полу нет ни одной капельки, молодец»).
Использование произведений устного народного творчества также способствует созданию у дошкольников положительно – эмоционального отношения к процессу овладения навыком.
Вторая младшая группа
У детей на четвертом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляются более сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов.
Продолжают использовать такие методы как показ и объяснение, упражнения в повторении действий.