ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровень развития детей четвертого года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к играм-занятиям, играм-упражнениям. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка. Можно вводить игры – соревнования. Постепенно детям предоставляется все большая самостоятельность, минуя показ действий, создается возможность для самостоятельных упражнений по объяснению, напоминанию. Воспитатель, осуществляя контроль, может обращаться к детям с вопросами, направляющими на необходимость действовать определенным образом.
Закрепление определенных действий может происходить в сюжетно-ролевой игре, путем внесения в игровые уголки новых атрибутов, позволяющих развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками. Например, в игре-упражнении «Кукла Таня простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вложил платочки всем куклам в карман. Т.о. дети в игре закрепляют навык пользования носовым платком, играя с «больными» куклами.
Продолжает использоваться пример взрослого, пример детей.
Поощрения носят косвенный, предупредительный характер: «Посмотрите, как чисто и быстро Таня вымыла руки, теперь, Таня, покажи, как ты умеешь их вытирать».
Средняя группа
Задача – закрепление ранее усвоенных умений и повышение качества их выполнения.
Воспитатель добивается того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение.
Объяснение направлено на формирование представлений о необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Воспитательные воздействия уже менее прямые и заметные, т.к. постоянные напоминания лишают ребенка самостоятельности. Напоминание воспитателем последовательности действий используется в основном в случае недостаточной сформированности навыка или его усложнения.
Демонстрация способа действий направлена главным образом на освоение наиболее сложных элементов отрабатываемого навыка и его совершенствование.
Используются приемы косвенного влияния: показ лучшего примера, игровые приемы, беседы.
Целесообразно использовать простые, легко запоминающиеся стихи и соответствующие иллюстрации, фотографии; просмотры диафильмов, рисунков (могут быть с юмористическим содержанием); игры-ситуации (например, с нарушением последовательности действий).
Указания принимают обобщенный характер: «Готовьтесь к обеду».
Важно, чтобы дети самостоятельно начали следить за собой; закрепляли и совершенствовали полезные умения.
Поощрения касаются не только быстроты и качества выполнения действия, но и оказания помощи другим.
Старший дошкольный возраст
Задача – совершенствование культурно-гигиенических навыков, их развитие до такого уровня, при котором поведение ребенка будет носить устойчивый характер в любых, даже измененных условиях.
На поведение старшего дошкольника не должно влиять отсутствие взрослого.
Ребенок должен руководствоваться в своей деятельности социальными мотивами. Поэтому во время режимных процессов следует выдвигать перед детьми не только мотивы, связанные с личной пользой, но и мотивы общественной пользы («Чисто вымоешь руки – сбережешь труд прачки, мамы»).
Дети должны осознавать целесообразность последовательности тех или иных действий. Можно использовать косвенные приемы воздействия, например высказывать одобрение тем, кто правильно повесил одежду; наводящие вопросы, отвечая на которые ребенок осознает рациональность действий; прием совместного обсуждения с детьми некоторых вопросов (например, как лучше расставить стульчики для одежды перед сном).
Контроль и поощрения носят косвенный характер («Мария Ивановна, сейчас здесь можно не убирать, видите, как чисто!»; «Сейчас я посмотрю, чистые ли полотенца»).
Замечания следует делать деликатно, в индивидуальном порядке.
Прочность формирования привычки позволяют диагностировать приемы создания нестандартных условий (Л.Г.Нисканен): умывание из ковша.
Старших дошкольников привлекают к оборудованию процессов одевания, умывания, чтобы они почувствовали, как важно рациональное расположение необходимых для самообслуживания предметов (оборудование места для хранения щеток для одежды и т.п.)
В старшей группе вводятся этические беседы; чтение художественных произведений; игры-инсценировки; используются пословицы, поговорки; беседы-миниатюры, рассказы-миниатюры (в утренние, вечерние часы), в основу которых могут быть положены события и ситуации, которые педагог наблюдал в реальном поведении детей.