ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающаяся Зятькова Карина Александровна
Преподаватель:
Харланова Юлия Викторовна
Задания по теме 4.2. Методические рекомендации по обучению решению арифметических задач
Задание 1. Разработайте конспект занятия на тему «Решение простых арифметических задач» для детей 6-7 лет с использованием занимательного материала.
Цель: Формирование начальных математических знаний.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи по числовому примеру.
Закреплять представления о геометрических фигурах.
Развивающие:
развивать внимание, сообразительность и логическое мышление; развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математическим знаниям, воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Демонстрационный: набор цифр, геометрические фигуры
Раздаточный: разрезные картинки, распечатанные задания "Математический диктант", «Соедини точки по картинке» (на каждого ребенка), карточки «сравни числа», простой карандаш.
Ход занятия:
Воспитатель:
— Здравствуйте, ребята! Пишет вам Мальвина. Мне очень, нужна ваша помощь. Злой колдун отправил меня на необитаемый остров. Чтобы вернутся мне необходимо решить задачи и восстановить сломанные геометрические фигуры. На острове никого нет, кто мог бы мне помочь. Дорогие ребята! Я знаю, что вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите ко мне на помощь. Я в опасности, помочь мне можно только в ближайших полчаса. Если не успеете, то я останусь на острове на всегда! Ваш друг Мальвина.
Воспитатель: — Ну что, ребята, поможем Мальвине вернуться домой?
Дети: — Да, поможем!
Воспитатель: — Но попасть на необитаемый остров не просто. Для того чтобы мы с вами справились со всеми трудностями, мы должны быть смелыми, сообразительными, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться назад мы сможем только тогда, когда справимся со всеми заданиями. Ну, что, вы уверены в своих силах?
А чтобы узнать, на чем мы отправимся на необитаемый остров, необходимо выполните задание.
1. «Разрезные картинки» (корабли)
Дети собирают картинку, дают название кораблю и отправляются на помощь Мальвине.
2. «Подумай и ответь»(Задание устное)
Воспитатель: — Вот и первое задание.
— Какой сегодня день недели?
— Сколько в неделе выходных дней? Назовите их.
— Сколько у светофора глаз?
— Сколько пальцев на одной руке?
— Сколько лап у двух собак?
— Сколько дней в неделе?
— Сколько на небе солнышек?
— Какое сейчас время года?
— А какое время года было перед зимой?
— Когда ребята идут первый раз в первый класс?
— Сколько пальцев на двух руках?
— Сколько солнышек на небе ночью?
— Сколько ушей у двух кошек
— После весны наступает какое время года?..
Задания на логическое мышление.
— На столе лежало 2 яблока. Все яблоки разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
— Какую посуду нельзя наполнить?
— Что можно увидеть с закрытыми глазами?
— Сколько лап у двух кошек?
— Сегодня среда, через два дня мы пойдем в театр. В какой день недели мы пойдем в театр?
— Сегодня понедельник, через три дня у Саши день рожденье. В какой день недели у Саши день рожденье?
— Мышка зерна собирала
По два зернышка таскала.
Принесла уже три раза.
Каков ее запас?
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданиями!
3. «Реши задачу»
Воспитатель: Но перед тем, как решить задачу давайте с вами вспомним из каких частей состоит задача?. (Условие, Вопрос, Решение, Ответ)
-Молодцы!. Кто может составить задачу?» (Воспитатель предупреждает, чтобы число было не больше десяти).
Если дети затрудняются в составлении задач, воспитатель выкладывает на доске пример: 5—1 =?
Воспитатель: «Составьте задачу, в которой будут такие числа».
Дети составляют задачи. Например: «В магазине было 5 кукол. Пришел покупатель и купил 1 куклу. Сколько кукол осталось в магазине?» (Дети решают ее и «записывают» решение: 5—1=4).
Воспитатель выслушивает задачи детей, обращает внимание на то, чтобы они правильно ставили вопрос к задаче.
Предлагаю еще один пример, по которому дети составляют задачи. Например: 7+1 = ?
Воспитатель: Вы хорошо потрудились. А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть.
Физ. минутка«Ты давай-ка, не ленись!»
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка не ленись!
Взмахи делай четче, резче,
Тренируй получше плечи.
Корпус вправо, корпус влево –
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
На одной ноге стою,
А другую подогну,
А теперь попеременно
Буду поднимать колени.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
4 задание«Геометрические фигуры».
Какие геометрические фигуры вы видите? Вы должны поставить точку в том месте, где я укажу. Слушайте внимательно.
- Поставьте точку вне прямоугольника, вне треугольника (дети ставят у себя на листочках, затем выходит ребёнок к доске ставит точку и объясняет, почему здесь поставил точку).
- Внутри треугольника и внутри круга, но не в прямоугольнике.
- Вне круга и вне треугольника.
- Внутри прямоугольника, треугольника и круга.
- Вне прямоугольника, круга, треугольника.
-Молодцы!
5 задание «Рисунок по номерам»
Соедини все точки по порядку и узнаешь что нарисовано.
6 задание «Сравни числа и поставь знаки»
2…3 9…8 4…8
5…5 1…7 10…4 (работа за столом)
Воспитатель: Молодцы! Какие вы сообразительные.
Вот и справились со всеми заданиями. Вернули Мальвину домой. Кому сегодня помогали? Что было трудным?, Что больше понравилось? Со всеми заданиями справились?
Задание 2. Составьте арифметические задачи разного вида (по 1-2 задачи) для занятий по обучению решению арифметических задач в разных возрастных группах
Младшая группа
1. Задача на нахождение суммы:
Миша и Витя ходили на рыбалку. Миша поймал 3 рыбки, а Витя – 1.
Сколько всего рыб поймали мальчики вместе?
Решение: 3+1=4
Ответ: вместе мальчики поймали 4 рыбки.
2. Задача на нахождение остатка:
В вазе было 3 яблока. Маша съела 1 яблоко.
Сколько яблок осталось в вазе?
Решение: 3–1=2
Ответ: в вазе осталось 2 яблока.
Средняя группа
Задачи на нахождение неизвестных компонентов
1. Задача на нахождение первого слагаемого:
Нина вылепила из пластилина несколько ягод и 1 мишку. Всего она вылепила 5 фигур. Сколько ягод вылепила Нина?
Решение: 5–1=4
Ответ: Нина вылепила 4 ягоды.
2. Задача на нахождение второго слагаемого:
Витя вылепил 5 медведей и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?
Решение: 7–5=2
Ответ: Витя вылепил 2 зайчика
Старшая группа
1. Задача на нахождение уменьшаемого:
Дети сделали на ёлку несколько гирлянд. Одну из них уже повесили на ёлку, у них осталось 3 гирлянды. Сколько всего гирлянд сделали дети?
Решение: 3+1=4
Ответ: Дети сделали 4 гирлянды.
2. Задача на нахождение вычитаемого:
Дети сделали 7 гирлянд на ёлку. Когда они повесили на ёлку несколько гирлянд, у них осталась 1 гирлянда. Сколько гирлянд повесили на ёлку?
Решение: 7–1=6
Ответ: На ёлку повесили 6 гирлянд.
Подготовительная группа
Взаимообратные задачи
1. У Вовы было 6 красных марок 4 синих. Сколько всего марок было у Вовы?
Решение: 6+4=10
Ответ: У Вовы было 10 марок.
2. У Вовы было 10 марок. 6 марок красного цвета, остальные синего. Сколько синих марок было у Вовы?
Решение: 10–6=4
Ответ: У Вовы было 4 марки синего цвета.
3. У Вовы было 10 марок. Несколько марок были красного цвета и 4 марки синего цвета. Сколько марок красного цвета было у Вовы?
Решение: 10–4=6
Ответ: У Вовы было 6 марок красного цвета
Косвенные задачи
9 детей разместилось в двух лодках: несколько детей село в большую лодку, а 4 ребёнка село в маленькую. Сколько детей село в большую лодку?
Решение: 9–4=5
Ответ: В большую лодку село 5 детей.
Задания по теме 6.1. Технологии организации работы по формированию математических представлений с детьми, имеющими трудности в обучении
Цель: закрепление знаний о технологиях организации работы по формированию математических представлений с детьми, имеющими трудности в обучении, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 3. Подберите диагностические задания для определения уровня математического развития детей одной из возрастных групп.
Определите критерии оценки уровня математического развития детей.
Диагностические задания.
Для определения уровня знаний по ФЭМП в средней группе.
Критерии:
Высокий (3 балла) - Ребенок владеет навыками счета предметов (до 8-10), обнаруживает зависимости и отношения между числами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве путем сопоставления, счета предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия.
Ребенок разбирается в свойствами предметов. Группирует предметы по одному, двум, трем свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства. Различает геометрические фигуры и тела. Называет и показывает элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи использует соответствующую терминологию.
Самостоятельно устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров по длине, толщине, высоте.
Ориентируется в направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении. Имеет представления о временных отношениях – в последовательности частей суток, протяженности во времени: вчера, сегодня, завтра.
Ребенок самостоятельно устанавливает связи между числом, цифрой и количеством. Проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов. Легко справляется с заданием на придумывание, дорисовывает изображенные фигуры. Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательность действий. Обладает хорошей памятью.
Средний (2 балла) - Ребенок в достаточной степени владеет навыками счета предметов (до 4-7), пользуясь при этом приемами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
С небольшой помощью взрослого устанавливает некоторые отношения групп предметов (длине, ширине), пространственные и временные отношения.
Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством, но при помощи взрослого устраняет их.
Ребенок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовывает изображенные фигуры. Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.
Низкий (1 балл) - Ребенок допускает ошибки при счете предметов (до 3-5). Различает предметы по форме, размерам, называет их. Устанавливает некоторые отношения между предметами, пространственные и временные отношения только по подсказке взрослого. Не устанавливает связей между числом, цифрой и количеством. Равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии. Не пытается подумать, не принимает условий задачи. Не запоминает стихи.