Файл: Учебник для средних физкультурных учебных заведений Под общ ред. Матвеева Э. М. М., Физкультура и спорт.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выдающегося успеха добились и наши лыжницы Л. Баранова, М. Масленникова, В. Царева, ставшие чемпионками мира в различных видах программы.
Первыми зимними олимпийскими играми, в которых приняли участие советские лыжники, были VII Олимпийские игры в 1956 г. в Кортина д'Ампеццо (Италия). Успешно выступили П. Колчин, А. Шелюхин, В. Кузин, Ф. Терентьев, Н. Аникин, Л. Баранова, Р. Ерошина, А. Колчина, Е. Сидорова.
В 1958 г. советские лыжники впервые участвовали в первенстве мира по биатлону и команда заняла первое место.
Отдельные успехи и неудачи наших горнолыжников в международных соревнованиях потребовали пересмотра взглядов на постановку учебно-спортивной работы. Соревнования и тренировки горнолыжников все чаще стали проводиться в условиях, приближенных к международным. Местами соревнований становятся горные районы Урала, Средней Азии (Алма-Ата), Кавказа (Бакуриани).
В эти годы растут и ширятся международные связи советских лыжников. В 1958 г. был организован Спортивный комитет Дружественных армий, который наметил ежегодные спортивные встречи лыжников. В программу соревнований вошли гонки на дистанции 15 и 30 км, эстафеты 4X10 км, биатлон, прыжки с трамплина и лыжное двоеборье.
В программу VIII зимних Олимпийских игр I960 г., которые проводились в Скво-Велли (США), впервые были включены соревнования по биатлону. Советские лыжники заняли третье, четвертое и шестое места в личном зачете. Улучшили результаты и двоеборцы: Н. Гусаков занял третье место и получил бронзовую медаль. В прыжках на лыжах с трамплина лучшим среди лыжников был Н. Каменский, занявший четвертое место. В слаломе советские горнолыжники заняли седьмое, восемнадцатое и тридцатое места.
Убедительную победу на дистанции 10 км одержали женщины-гонщицы М. Гусакова, Л. Баранова, Р. Ерошина и А. КолчинЭ. Неплохие результаты были у мужчин, а также в мужской и женской эстафетах.
Участие советских лыжников в международных соревнованиях способствовало укреплению дружбы молодежи разных стран, расширению спортивных связей, улучшению методики спортивной тренировки, техники, тактики, повышению спортивных результатов. Большое значение международные встречи имели для популяризации и еще более массового развития лыжного спорта в нашей стране. Участники этих соревнований— спортсмены и тренеры, выступая перед многочисленными аудиториями и в печати, рассказывали об особенностях техники лучших советских и зарубежных лыжников мира, призывали молодежь упорно и настойчиво тренироваться.
В феврале 1961 г. в Закопане (Польша) проходила I зимняя Спартакиада Дружественных армий с участием военнослужащих Болгарии, Венгрии, ГДР, Монгольской Народной Республики, Польши, Румынии, СССР. Первое место завоевали лыжники Советской Армии, второе —Войска Польского, третье — Вооруженных Сил ГДР.
Год 1961-й в нашей стране был годом II зимней Спартакиады народов РСФСР. Она способствовала оживлению учебно-спортивной работы в республике, выявила новых мастеров спорта, которые получили возможность проявить свои способности в первенстве СССР.
Итогом сезона явились финальные соревнования I зимней Спартакиады народов СССР и V зимней Спартакиады профсоюзов. В соревнованиях, предшествующих Спартакиаде народов СССР, приняли участие 6 миллионов 270 тысяч человек.
Результаты всесоюзных соревнований последних десяти лет показывают несомненный рост достижений советских лыжников. Количество участников соревнований растет из года в год. Повышается и плотность спортивных результатов.
В настоящее время регулярно проводятся всесоюзные соревнования сельских лыжников, школьников, студентов, соревнования ДСО и ведомств. Интересными и популярными, подлинно массовыми праздниками стали зимние спартакиады профсоюзов, союзных республик и народов СССР. Они позволяют выявить способную молодежь, которая должна пополнять сборные команды нашей страны.
Лыжный спорт стал успешнее развиваться не только в РСФСР, но и в союзных республиках: в Украинской, Грузинской, Казахской, Эстонской, Белорусской и др.
Благодаря заботе партии и правительства физкультура и спорт в нашей стране являются общенародным, государственным делом, важным средством коммунистического воспитания.
За годы советской власти в результате многолетней спортивной деятельности ведущих лыжников и тренеров в единении с работниками учебных и исследовательских институтов в стране создана своя школа лыжного спорта, основные черты которой: коммунистическая направленность; народность и патриотизм; научность; коллективность в разработке наиболее эффективных методов тренировки и современной техники; высокая всесторонняя физическая и специальная подготовка спортсменов.
Программа КПСС, принятая ХХII съездом КПСС, предусматривает развитие физкультуры и спорта как одно из необходимых 18условий воспитания гармонически развитого, активного члена коммунистического общества.
Партия и правительство много внимания уделяют улучшению условий для занятий спортом трудящихся, строительства спортивных сооружений. В материалах XXIV съезда КПСС говорится:
«Улучшать условия для занятий широких масс трудящихся физической культурой и спортом, развернув строительство новых и повысив использование действующих спортивных сооружений» *.
Залогом дальнейшего успешного развития лыжного спорта в нашей стране является постоянное внимание партии и правительства к росту материального благосостояния советского народа, всестороннему развитию физических и умственных способностей трудящихся, воспитанию активных строителей коммунистического общества.
Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 277.
УДК372.874/.875(075.8) ББК 75.719.5 Б 93
Издательская программа «Физическая культура и спорт»
Руководитель программы - доктор педагогических наук,
профессор Ю.Д.Железняк
Рецензенты:
кафедра спортивных дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого (зав. кафедрой доктор
педагогических наук, профессор В.А.Ермаков); Заслуженный учитель физической культуры РФ С. М. Масленников
БутинИ.М.
Б 93' Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000, - 368 с. ISBN 5-7695-0613-Х
В пособии изложены основные вопросы истории возникновения и развития лыж и лыжного спорта, техника и методика обучения способам передвижения на лыжах, организация и методика проведения уроков лыжной подготовки в школе. Отдельные главы посвящены общим основам методики тренировки в лыжном спорте, методике тренировки школьников, а также организации и проведению соревнований по лыжным гонкам и т.д.
Учебное пособие может быть использовано также учителями общеобразовательных школ, тренерами ДЮСШ, студентами и преподавателями средних педагогических учебных заведений.
УДК372.874/.875(075.8) ББК 75.719,5
Учебное издание
Бутин Игорь Михайлович Лыжный спорт
Учебное пособие
Редактор М.В.Маслов. Технический редактор Р.Ю.Волкова. Компьютерная верстка: С.В.Старовойтова. Корректоры Н.И.Долгова, Г.В.Абатурова
Диапозитивы предоставлены издательством.
Подписано в печать 14.07.2000. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 23,0. Тираж 30000 экз. (1-й завод 1-10000 экз.). Заказ №275).
ЛР ИД №02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». 105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095) 165-4666, 367-0798, 305-2387. Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
©БутинИ.М., 2000
© Издательский центр «Академия». 2000
ВВЕДЕНИЕ
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.
Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее и эмоциональное состояние организма, повышают умственную и физическую работоспособность.
Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.
Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.
Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.
Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).
В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам -лыжная подготовка и лыжный спорт.
Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в Вооруженных Силах страны; рекомендуется в качестве спортивного развлечения включать в занятия по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и передвижение на лыжах. Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков, юношей и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.
Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.
Главная задача занятий лыжным спортом - достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами. За годы развития сложились следующие типы лыжного спорта.
Детско-юношеский спорт. Основная задача - прививание устойчивого интереса у подростков и юношей к занятиям по различным видам лыжного спорта, а также укрепление здоровья, достижение физического совершенства и подготовка резервов для спорта высших достижений.
Массовый лыжный спорт. Основная задача - повышение уровня физической работоспособности, оздоровление и совершенствование организма. Спортивные результаты в данном случае являются не самоцелью, а показателем уровня физической подготовленности и готовности к активной жизнедеятельности и труду. Одной из разновидностей массового спорта можно считать инвалидный – лыжный спорт для инвалидов. Основная задача - реабилитация инвалидов, привлечение их к активной деятельности, укрепление здоровья.