Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное профессиональное образовательное учреждение «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
Курсовая работа
по | Право Социального Обеспечения |
дисциплине/междисциплинарному курсу
Тема: | Рассмотрение и оценка материнского капитала как |
| социальной выплаты |
| |
| тема работы |
Выполнил(а) студент(ка) | 3 | курса, группы | ПСО1-20(9) |
| | ||
| Ничкова Анастасия | ||
| фамилия имя отчество | ||
Руководитель работы | Граматчикова Людмила Евгеньевна | ||
| ученая степень, звание, фамилия и инициалы |
Рецензия | | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| актуальность, цели, достоинства и недостатки исследовательской работы, оценка в баллах | | |
| | ||
| | ||
Проверил | | ||
| | ||
| «____» ____________ 20 ___ г. |
Пермь 2022
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1. Правовое регулирование материнского (семейного) капитала…………………………………………………………………………..6
1.1 Условия предоставления материнского (семейного) капитала…...……………6
1.2 Размер материнского (семейного) капитала. Направления использования материнского (семейного) капитала…………………………..……………………12
2. Применение законодательства о материнском (семейном) капитале…………………………………………………...…17
2.1 Порядок выдачи государственного сертификата на получение материнского капитала………………………………………………………………...…………….17
2.2 Проблемы применения законодательства о материнском (семейном) капитале………………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………….…23
Список использОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….…...25
ВВЕДЕНИЕ
В современной юридической науке особую роль приобретает решение вопросов, касающихся материнского капитала: лица, имеющие право его получить, основания и размер, а также порядок получения данных денежных средств семьями.
Актуальность данной темы связана с тем, что вопросы получения материнского капитала затрагивают многих граждан, имеющих детей. Поэтому очень важно детально и полно изучить все аспекты данной темы, т.к. от уровня осведомлённости в таких вопросах как основания, размер и порядок получения семейного капитала зависит приобретение такой выплаты многими семьями.
Особую актуальность приобретает исследование проблем, касающихся получения, реализации материнского капитала, т.к. в целях улучшения качества жизни семей необходимо обозначить такие проблемы и найти пути их решения. Этим вопросам многие учёные уделяют значительное внимание.
На современном этапе избранная тема приобретает новое звучание. Она требует определенного переосмысления с позиции новых данных науки, потребностей юридической практики. Авторский интерес к данной теме вызван потребностью проанализировать действующее законодательство, касающееся семейного капитала, изучить новые нормативные акты и положения, для детального изучения этого вопроса.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды следующих авторов: Зверева Д.А., Козлова И. В., Колесникова Т. Д., Еремина О. Ю., Амирова С. А. и другие. Нормативной базой работы послужили: Налоговый кодекс РФ часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ1 (далее - НК РФ), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»2 (далее – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»3 (далее – ФЗ «О дополнительных мерах 1 СЗ РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340. 2 СЗ РФ. 22.05.1995. № 21. Ст. 1929. 3 СЗ РФ. 01.01.2007. № 1 (часть I). Ст. 19. 5 государственной поддержки семей, имеющих детей»), и другие нормативно-правовые акты. 1
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при определении оснований и реализации права на материнский капитал.
Предметом - нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в данной сфере, а также правоприменительная практика.
Цель настоящего исследования - анализ проблем теории, правового регулирования и правоприменительной практики порядка получения материнского капитала и его реализации, а также формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства, в том числе и относительно размера семейного капитала.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие материнского капитала в современном праве РФ и его значение. Рассмотреть законодательную базу, касающуюся семейного капитала;
2. Осуществить комплексный анализ лиц, которые имеют право на семейный капитал, размер и порядок получения данной выплаты, направления ее использования;
3. Исследовать особенности получения, реализации материнского капитала и соответствующие проблемы;
4. Проанализировать пути решения выявленных проблем.
В процессе написания выпускной курсовой работы использовались следующие методы:
а) теоретического анализа научной литературы;
б) анализа нормативно-правовой документации;
в) системного подхода к объекту исследования;
г) конкретизации;
д) обобщения.
Теоретическую базу работы составляет Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, Приказы Министерства здравоохранения социального развития России, учебная и дополнительная литература, периодические издания.
Структура курсовой работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи исследования, выявляет практическую значимость работы.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты понятия материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование.
Во второй главе анализируются возможные направления распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Для того, чтобы получить материнский капитал, необходимо обладать для этого правом на его получение, поэтому в первой главе данной курсовой работы мы рассмотрим условия предоставления материнского капитала.
-
Правовое регулирование материнского (семейного) капитала
1.1. Условия предоставления материнского (семейного) капитала
Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов:
- всеобщности социального обеспечения;
- дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;
- гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.
Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.
Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения. В свою очередь, принцип дифференциации социального обеспечения реализуется путем установления социально значимых критериев как объективного (природно-климатические условия, вредные условия труда и тд.), так и субъективного (состояние здоровья, возраст и тд.) характера.
Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г до 31 2декабря 2022 г. При этом иные обстоятельства не учитываются, например, нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. Иными словами, поддержка в том смысле, в котором это предполагает социальное обеспечение, не будет оказана: суть социального обеспечения – это компенсация дохода, недополученного по уважительным причинам, сближение уровня жизни различных слоев населения. При этом у семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется «узаконенное неравенство», так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже. На этот недостаток Закона № 256-ФЗ уже обращали внимание в юридической литературе. По мнению К.В. Бубона, положения Закона противоречат Конституции РФ, согласно которой граждане России от рождения приобретают равные права, в том числе в сфере социальной поддержки; кроме того, нет возможности объяснить, почему один ребенок имеет преимущество при оплате образования перед другими детьми, более того, родиться в той или иной семье и (или) срок отнюдь не его заслуга.
Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г, граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение (ст. 26). Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации независимо от места их жительства:
- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
- женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом;
- мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на