Файл: Национальная безопасность nota bene Правильная ссылка на статью.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальная безопасность / nota bene Правильная ссылка на статью:
Носко ПА. — Анализ национального проекта Экология посредством анализа // Национальная безопасность / nota bene. – 2019. – № 6. DOI: 10.7256/2454-0668.2019.6.31325 Анализ национального проекта Экология посредством
SWOT-анализа
Носко Полина Анатольевна магистр по программе "Окружающая среда и усточивое развитие" Университета Глазго,
Великобритания окончена аспирантура в Департаменте мировой экономики и мировых финансов,
Финансовый университет, Москва, Россия polina.nosko@gmail.com
121609, Россия, г. Москва, ул. Рублевское Шоссе, к, кв. 342 Статья из рубрики "Стратегия обеспечения национальной безопасности"
Аннотация.
Ц ель статьи состоит в изучении национального проекта Экология в рамках национальной безопасности Российской Федерации. Предмет работы – система отношений, связанных с реализацией национального проекта Экология в рамках обеспечения национальной безопасности России. В фокусе исследования федеральные проекты, рассматриваемые по таким направлениям, как обращение с отходами, повышение качества воздуха и водных объектов, сохранение биологического разнообразия и развитие технологий. Обращается внимание на порядок финансирования компонентов национального проекта и его роль в обеспечении национальных экономических интересов России. Основным методом исследования является SW O анализ, также использованы общие методы научного познания, включая анализ, синтез, сравнение. Научная новизна работы заключается в выявлении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз национального проекта и выработке рекомендаций по усилению его эффекта в отношении улучшения состояния окружающей среды. Представлено предложение о координации целого ряда национальных проектов,
учет которого может способствовать более эффективному достижению целей майского
У каза Президента России г. Сделан вывод о том, что реализация национального проекта Экология может внести значительный вклад в обеспечение национальной безопасности России.
Ключевые слова экологическая безопасность, национальный проект, охрана природы W O анализ, федеральные проекты, утилизация отходов, ликвидация загрязнения,
экономическая безопасность, НДТ, национальная безопасность Дата направления в редакцию:
10.7256/2454-0668.2019.6.31325
Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 1
Носко ПА. — Анализ национального проекта Экология посредством анализа // Национальная безопасность / nota bene. – 2019. – № 6. DOI: 10.7256/2454-0668.2019.6.31325 Анализ национального проекта Экология посредством
SWOT-анализа
Носко Полина Анатольевна магистр по программе "Окружающая среда и усточивое развитие" Университета Глазго,
Великобритания окончена аспирантура в Департаменте мировой экономики и мировых финансов,
Финансовый университет, Москва, Россия polina.nosko@gmail.com
121609, Россия, г. Москва, ул. Рублевское Шоссе, к, кв. 342 Статья из рубрики "Стратегия обеспечения национальной безопасности"
Аннотация.
Ц ель статьи состоит в изучении национального проекта Экология в рамках национальной безопасности Российской Федерации. Предмет работы – система отношений, связанных с реализацией национального проекта Экология в рамках обеспечения национальной безопасности России. В фокусе исследования федеральные проекты, рассматриваемые по таким направлениям, как обращение с отходами, повышение качества воздуха и водных объектов, сохранение биологического разнообразия и развитие технологий. Обращается внимание на порядок финансирования компонентов национального проекта и его роль в обеспечении национальных экономических интересов России. Основным методом исследования является SW O анализ, также использованы общие методы научного познания, включая анализ, синтез, сравнение. Научная новизна работы заключается в выявлении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз национального проекта и выработке рекомендаций по усилению его эффекта в отношении улучшения состояния окружающей среды. Представлено предложение о координации целого ряда национальных проектов,
учет которого может способствовать более эффективному достижению целей майского
У каза Президента России г. Сделан вывод о том, что реализация национального проекта Экология может внести значительный вклад в обеспечение национальной безопасности России.
Ключевые слова экологическая безопасность, национальный проект, охрана природы W O анализ, федеральные проекты, утилизация отходов, ликвидация загрязнения,
экономическая безопасность, НДТ, национальная безопасность Дата направления в редакцию:
10.7256/2454-0668.2019.6.31325
Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 1
Дата рецензирования:
12-11-2019
Дата публикации Статья Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на
«благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данное положение заложено ив принципах государственной экологической политики, сформулированных в Основах государственной политики в области экологического развития страны дог, утвержденных Президентом РФ в г.
[2]
. В выполнении большинства задач данного документа значительную роль должен сыграть принятый в рамках Указа Президента России О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
(майского указа) и реализуемый с 1 января 2019 г. национальный проект «Экология».
Н еобходимо отметить, что реализация мероприятий данного проекта позволит внести вклад в достижение таких целей майского указа, как повышение продолжительности жизни, ускорение технологического развития и повышение темпов экономического развития до уровня выше мировых.
Н ациональный проект (Н П ) в сфере охраны окружающей среды можно считать ключевым механизмом обеспечения экологической безопасности России, которая является частью национальной безопасности согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период дог (далее – Стратегия. Целевые показатели и непосредственно система федеральных проектов, образующих Н П
«Экология»,
представляют собой ответ на основные внутренние вызовы экологической безопасности страны, обозначенные в Стратегии, и соответствуют задачами приоритетным направлениям, сформированном в данном документе. Однако для более глубокого понимания и формирования обоснованного суждения о национальном проекте в сфере охраны окружающей среды представляется необходимым проведение анализа Н Пс помощью метода SW O T-анализа.
В ыявленные сильные и слабые стороны, представленные в Таблице, структурированы по направлениям согласно методологии Министерства природных ресурсов и экологии
Р оссийской Федерации. Направление Отходы включает в себя такие федеральные проекты, как Чистая страна, Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами, Инфраструктура для обращения с отходами I-I I классов опасности. Блок Вода объединяет федеральные проекты Чистая вода»,
«О здоровление Волги, Сохранение озера Байкал. Направление Б иоразнообразие»
охватывает федеральные проекты Сохранение биоразнообразия и развитие экотуризма» и Сохранение лесов. К Технологиям относится только федеральный проект Внедрение наилучших доступных технологий».
Т аблица 1 – Сильные и слабые стороны национального проекта « Экология по направлениям
10.7256/2454-0668.2019.6.31325
Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 2
12-11-2019
Дата публикации Статья Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на
«благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данное положение заложено ив принципах государственной экологической политики, сформулированных в Основах государственной политики в области экологического развития страны дог, утвержденных Президентом РФ в г.
[2]
. В выполнении большинства задач данного документа значительную роль должен сыграть принятый в рамках Указа Президента России О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
(майского указа) и реализуемый с 1 января 2019 г. национальный проект «Экология».
Н еобходимо отметить, что реализация мероприятий данного проекта позволит внести вклад в достижение таких целей майского указа, как повышение продолжительности жизни, ускорение технологического развития и повышение темпов экономического развития до уровня выше мировых.
Н ациональный проект (Н П ) в сфере охраны окружающей среды можно считать ключевым механизмом обеспечения экологической безопасности России, которая является частью национальной безопасности согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период дог (далее – Стратегия. Целевые показатели и непосредственно система федеральных проектов, образующих Н П
«Экология»,
представляют собой ответ на основные внутренние вызовы экологической безопасности страны, обозначенные в Стратегии, и соответствуют задачами приоритетным направлениям, сформированном в данном документе. Однако для более глубокого понимания и формирования обоснованного суждения о национальном проекте в сфере охраны окружающей среды представляется необходимым проведение анализа Н Пс помощью метода SW O T-анализа.
В ыявленные сильные и слабые стороны, представленные в Таблице, структурированы по направлениям согласно методологии Министерства природных ресурсов и экологии
Р оссийской Федерации. Направление Отходы включает в себя такие федеральные проекты, как Чистая страна, Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами, Инфраструктура для обращения с отходами I-I I классов опасности. Блок Вода объединяет федеральные проекты Чистая вода»,
«О здоровление Волги, Сохранение озера Байкал. Направление Б иоразнообразие»
охватывает федеральные проекты Сохранение биоразнообразия и развитие экотуризма» и Сохранение лесов. К Технологиям относится только федеральный проект Внедрение наилучших доступных технологий».
Т аблица 1 – Сильные и слабые стороны национального проекта « Экология по направлениям
10.7256/2454-0668.2019.6.31325
Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 2
Сильные стороны
Слабые стороны
Весь национальный проект комплексный подход отсутствие связи с другими национальными проектами
О тходы
- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда и
рекультивация земель, на которых располагаются несанкционированные свалки в городах- модернизация государственной системы учета отходов и создание электронной схемы обращения с
твердыми коммунальными отходами- наличие целевого показателя подоле Т КО, направленных на утилизацию- создание единой государственной системы обращения с отходами I-I классов опасности- отсутствие механизма поиска и выявления виновных в причинении ущерба окружающей среды лиц и, по возможности, взыскания с них компенсации за проводимые государством восстановительные работы- нет плана по внедрению раздельного сбора твердых коммунальных отходов- отсутствие целевых показателей в системе обращения с Т КО в разбивке подоле отходов, направляемых на полигоны, мусоросжигательные и
мусороперерабатывающие заводы
Воздух
- разработка и реализация комплексных планов по снижению объемов загрязнения воздуха в городах, которые являются крупными промышленными центрами ив которых проживает 6,4 млн человек- введение информационной системы анализа качества атмосферного воздуха- нет программ по снижению загрязнения в других крупных городах (прежде всего, в Москве и
Санкт-Петербурге)
- не разработаны целевые показатели и мероприятия по снижению выбросов от автомобильного транспорта в
крупнейших городах
Вода
- учет оценки риска здоровью населения в технологиях, включенных в справочники перспективных технологий водоподготовки, ив оценке эффективности модернизации систем водоснабжения и
водоподготовки
- строительство и модернизация очистных сооружений, позволяющих сократить объем сброса загрязненных сточных вод в р. Волгу ив озеро
Байкал
- расчистка участков водных объектов нар. Волге сокращение площади сильно загрязненных территорий на о.
отсутствие механизма поиска и
выявления виновных в загрязнении водных объектов, и, по возможности,
взыскания с них компенсации за проводимые государством работы по реабилитации
10.7256/2454-0668.2019.6.31325
Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 3
Слабые стороны
Весь национальный проект комплексный подход отсутствие связи с другими национальными проектами
О тходы
- ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда и
рекультивация земель, на которых располагаются несанкционированные свалки в городах- модернизация государственной системы учета отходов и создание электронной схемы обращения с
твердыми коммунальными отходами- наличие целевого показателя подоле Т КО, направленных на утилизацию- создание единой государственной системы обращения с отходами I-I классов опасности- отсутствие механизма поиска и выявления виновных в причинении ущерба окружающей среды лиц и, по возможности, взыскания с них компенсации за проводимые государством восстановительные работы- нет плана по внедрению раздельного сбора твердых коммунальных отходов- отсутствие целевых показателей в системе обращения с Т КО в разбивке подоле отходов, направляемых на полигоны, мусоросжигательные и
мусороперерабатывающие заводы
Воздух
- разработка и реализация комплексных планов по снижению объемов загрязнения воздуха в городах, которые являются крупными промышленными центрами ив которых проживает 6,4 млн человек- введение информационной системы анализа качества атмосферного воздуха- нет программ по снижению загрязнения в других крупных городах (прежде всего, в Москве и
Санкт-Петербурге)
- не разработаны целевые показатели и мероприятия по снижению выбросов от автомобильного транспорта в
крупнейших городах
Вода
- учет оценки риска здоровью населения в технологиях, включенных в справочники перспективных технологий водоподготовки, ив оценке эффективности модернизации систем водоснабжения и
водоподготовки
- строительство и модернизация очистных сооружений, позволяющих сократить объем сброса загрязненных сточных вод в р. Волгу ив озеро
Байкал
- расчистка участков водных объектов нар. Волге сокращение площади сильно загрязненных территорий на о.
отсутствие механизма поиска и
выявления виновных в загрязнении водных объектов, и, по возможности,
взыскания с них компенсации за проводимые государством работы по реабилитации
10.7256/2454-0668.2019.6.31325
Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 3
Байкал экологическая реабилитация других водных объектов
Биоразнообразие
- увеличение площади особо охраняемых природных территорий благодаря созданию новых О О ПТ
- создание и развитие инфраструктуры для экологического туризма- увеличение площади искусственного лесовосстановления- отсутствие мероприятий по усилению контроля за действующими О О ПТ
- слишком длительные сроки разработки стратегии по сохранению и программы по восстановлению видов животных и дорожной карты включенных в них мероприятий- отсутствие мероприятий по эффективной борьбе с незаконными вырубкой леса и оборотом древесины
Т ехнологии
- оказание государственной поддержки бизнеса в рамках осуществления инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий (возмещение части затратна выплату купонных доходов по облигациям- создание и модернизация производства оборудования экологического машиностроения
Источник: составлено автором.
О дним из основных достоинств национального проекта, который должен способствовать улучшению состояния окружающей среды в России, является включение ликвидации накопленного экологического ущерба в перечень мероприятий по направлениям
«О тходы» и Вода. Анализ структуры финансового обеспечения федеральных проектов
(табл. 2) позволил выявить, что ряд проектов, предусматривающих в том числе экологическую реабилитацию территорий, – Чистая страна, Сохранение озера
Б айкал, Сохранение уникальных водных объектов – полностью финансируется за счет бюджетных средств.
Т аблица 2 – Распределение источников финансирования федеральных проектов национального проекта « Экология»
Всего,
млрд руб.
Доля бюджетных средств, Доля внебюджетных источников, Отходы в том числе
Чистая страна Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами Инфраструктура для Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 4
Биоразнообразие
- увеличение площади особо охраняемых природных территорий благодаря созданию новых О О ПТ
- создание и развитие инфраструктуры для экологического туризма- увеличение площади искусственного лесовосстановления- отсутствие мероприятий по усилению контроля за действующими О О ПТ
- слишком длительные сроки разработки стратегии по сохранению и программы по восстановлению видов животных и дорожной карты включенных в них мероприятий- отсутствие мероприятий по эффективной борьбе с незаконными вырубкой леса и оборотом древесины
Т ехнологии
- оказание государственной поддержки бизнеса в рамках осуществления инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий (возмещение части затратна выплату купонных доходов по облигациям- создание и модернизация производства оборудования экологического машиностроения
Источник: составлено автором.
О дним из основных достоинств национального проекта, который должен способствовать улучшению состояния окружающей среды в России, является включение ликвидации накопленного экологического ущерба в перечень мероприятий по направлениям
«О тходы» и Вода. Анализ структуры финансового обеспечения федеральных проектов
(табл. 2) позволил выявить, что ряд проектов, предусматривающих в том числе экологическую реабилитацию территорий, – Чистая страна, Сохранение озера
Б айкал, Сохранение уникальных водных объектов – полностью финансируется за счет бюджетных средств.
Т аблица 2 – Распределение источников финансирования федеральных проектов национального проекта « Экология»
Всего,
млрд руб.
Доля бюджетных средств, Доля внебюджетных источников, Отходы в том числе
Чистая страна Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами Инфраструктура для Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 4
обращения с отходами I-I классов опасности Чистый воздух Вода в том числе
Чистая вода Оздоровление Волги Сохранение озера Байкал Сохранение уникальных водных объектов 100%
0%
Биоразнообразие
157,3 в том числе
С охранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма Сохранение лесов Технологии Внедрение наилучших доступных технологий 427,3 Примечание бюджетные средства включают в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Источник: составлено автором.
В этой связи целесообразно разработать механизм, который бы позволял находить лиц,
виновных в загрязнении, по крайней мере, почв и земель и, по возможности, взыскивать с них денежную компенсацию за понесенные государством расходы на расчистку.
П одобный механизм действует в Соединенных Штатах Америки в рамках Закона о всеобъемлющих мерах по охране окружающей среды, компенсации и ответственности,
принятого в 1980 г. (известного под аббревиатурой C E R C L A или как С уперфонд,
поскольку был создан фонд для финансирования мероприятий по очистке территорий. В
рамках данного закона Агентство по охране окружающей среды либо осуществляет мероприятия по очистке территорий своими усилиями при отсутствии возможности установить виновных в загрязнении лиц, либо обязывает частные лица произвести такие меры, либо взыскивает с виновных компенсацию за произведенные по расчистке расходы, если лица, которым предъявляется такое требования, обладают финансовыми средствами. Безусловно, в случае принятия попытки разработки подобного инструмента в российских условиях основной проблемой станет финансовая недееспособность юридических лиц, которые будут выявлены как эксплуатировавшие ранее конкретные земли и ответственные за причинение им экологического ущерба.
Масштабная реформа обращения с отходами, которая стала частью национального проекта Экология, при наличии перечисленных в Таблице сильных сторон, обладает и целым рядом недостатков. Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие программы по внедрению раздельного сбора отходов, что представляет собой значительное препятствие для достижения и учета целевого показателя подоле твердых коммунальных отходов (Т КО, направляемых на утилизацию, который должен достичь кг. Помимо этого, в качестве рекомендации для повышения уровня прозрачности реформы и более эффективного ее осуществления автором предлагается формирование комплексного целевого показателя по конечному пункту направления
10.7256/2454-0668.2019.6.31325
Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 5
Чистая вода Оздоровление Волги Сохранение озера Байкал Сохранение уникальных водных объектов 100%
0%
Биоразнообразие
157,3 в том числе
С охранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма Сохранение лесов Технологии Внедрение наилучших доступных технологий 427,3 Примечание бюджетные средства включают в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Источник: составлено автором.
В этой связи целесообразно разработать механизм, который бы позволял находить лиц,
виновных в загрязнении, по крайней мере, почв и земель и, по возможности, взыскивать с них денежную компенсацию за понесенные государством расходы на расчистку.
П одобный механизм действует в Соединенных Штатах Америки в рамках Закона о всеобъемлющих мерах по охране окружающей среды, компенсации и ответственности,
принятого в 1980 г. (известного под аббревиатурой C E R C L A или как С уперфонд,
поскольку был создан фонд для финансирования мероприятий по очистке территорий. В
рамках данного закона Агентство по охране окружающей среды либо осуществляет мероприятия по очистке территорий своими усилиями при отсутствии возможности установить виновных в загрязнении лиц, либо обязывает частные лица произвести такие меры, либо взыскивает с виновных компенсацию за произведенные по расчистке расходы, если лица, которым предъявляется такое требования, обладают финансовыми средствами. Безусловно, в случае принятия попытки разработки подобного инструмента в российских условиях основной проблемой станет финансовая недееспособность юридических лиц, которые будут выявлены как эксплуатировавшие ранее конкретные земли и ответственные за причинение им экологического ущерба.
Масштабная реформа обращения с отходами, которая стала частью национального проекта Экология, при наличии перечисленных в Таблице сильных сторон, обладает и целым рядом недостатков. Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие программы по внедрению раздельного сбора отходов, что представляет собой значительное препятствие для достижения и учета целевого показателя подоле твердых коммунальных отходов (Т КО, направляемых на утилизацию, который должен достичь кг. Помимо этого, в качестве рекомендации для повышения уровня прозрачности реформы и более эффективного ее осуществления автором предлагается формирование комплексного целевого показателя по конечному пункту направления
10.7256/2454-0668.2019.6.31325
Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 5
Т КО в разбивке подоле отходов, отправленных на полигоны, мусоросжигательные заводы и на утилизацию. Причем, в средне- и долгосрочной перспективе следует ввести учет конкретных составляющих утилизации, которая в соответствии с определением
Ф едерального закона Об отходах производства и потребления включает в себя повторное применение отходов (рециклинг), их возврат в производство после обработки
(регенерация) и извлечение и повторное использование полезных компонентов
(рекуперация) Отдельно стоит упомянуть важный для улучшения экологического состояния страны федеральный проект по сохранению биологического разнообразия, в который входят целевые показатели по увеличению площади особо охраняемых природных территорий
(О ОП Т ) за счет создания новых О ОП Т . При всей значимости данной инициативы опущен вопрос ужесточения контроля за уже действующими О ОП Т , что особенно актуально в границах городов. На протяжении последних несколько лет в г. Москве фиксируются случаи вывода природных зон из статуса О ОП Т и строительства на них либо жилищных или бизнес-комплексов, либо частных спортивных клубов. Такие процессы фактически нарушают статьи Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Об особо охраняемых природных территориях, по которым подобные действия запрещены, 8]
. Такой сценарий развития городов является неприемлемым в отношении всех действующих О ОП Т должен быть усилен контроль и ужесточено наказание за нарушения режима их функционирования.
Еще одной слабой стороной рассматриваемого Н П Экология является отсутствие согласования его с другими национальными проектами при наличии ряда точек соприкосновения, что характерно для всей системы национальных проектов по обеспечению выполнения майского Указа Президента России. Так, существует связь экологического проекта с национальными проектами Здравоохранение Демография, Жилье и городская среда, Наука и Образование. Настоящим предлагается координация Н П Экология сданными проектами между ведомствами в целях повышения эффективности реализации майского Указа Президента последующим направлениям проведение научных исследований по оценке влияния токсичных веществ,
выбрасываемых в атмосферный воздух, и некачественной питьевой воды на уровень заболеваемости и количество преждевременных смертей населения по регионам страны
(Н П Наука, Н П Здравоохранение, одним из целевых показателей которого является снижение смертности трудоспособного населения
[9]
, и Н П Демография направленного в том числе на увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни
[10]
);
· проведение оценки и мониторинга отрицательного воздействия автомобильного транспорта в мегаполисах России на здоровье горожан (Наука и Здравоохранение и включение мероприятий по снижению данного воздействия в планы их развития
(«Ж илье и городская среда. Национальным проектом в сфере жилья и городской среды предусмотрено кардинальное повышение комфортности проживания в городах, однако из 36 индикаторов для расчета индекса качества городской среды
[12]
, в соответствии с которым должно происходить сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза, нет ни одного, который был бы направленна снижение негативных экологических последствий эксплуатации автотранспорта внедрение дисциплин по различным направлениям охраны окружающей среды и
10.7256/2454-0668.2019.6.31325
Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 6
Ф едерального закона Об отходах производства и потребления включает в себя повторное применение отходов (рециклинг), их возврат в производство после обработки
(регенерация) и извлечение и повторное использование полезных компонентов
(рекуперация) Отдельно стоит упомянуть важный для улучшения экологического состояния страны федеральный проект по сохранению биологического разнообразия, в который входят целевые показатели по увеличению площади особо охраняемых природных территорий
(О ОП Т ) за счет создания новых О ОП Т . При всей значимости данной инициативы опущен вопрос ужесточения контроля за уже действующими О ОП Т , что особенно актуально в границах городов. На протяжении последних несколько лет в г. Москве фиксируются случаи вывода природных зон из статуса О ОП Т и строительства на них либо жилищных или бизнес-комплексов, либо частных спортивных клубов. Такие процессы фактически нарушают статьи Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Об особо охраняемых природных территориях, по которым подобные действия запрещены, 8]
. Такой сценарий развития городов является неприемлемым в отношении всех действующих О ОП Т должен быть усилен контроль и ужесточено наказание за нарушения режима их функционирования.
Еще одной слабой стороной рассматриваемого Н П Экология является отсутствие согласования его с другими национальными проектами при наличии ряда точек соприкосновения, что характерно для всей системы национальных проектов по обеспечению выполнения майского Указа Президента России. Так, существует связь экологического проекта с национальными проектами Здравоохранение Демография, Жилье и городская среда, Наука и Образование. Настоящим предлагается координация Н П Экология сданными проектами между ведомствами в целях повышения эффективности реализации майского Указа Президента последующим направлениям проведение научных исследований по оценке влияния токсичных веществ,
выбрасываемых в атмосферный воздух, и некачественной питьевой воды на уровень заболеваемости и количество преждевременных смертей населения по регионам страны
(Н П Наука, Н П Здравоохранение, одним из целевых показателей которого является снижение смертности трудоспособного населения
[9]
, и Н П Демография направленного в том числе на увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни
[10]
);
· проведение оценки и мониторинга отрицательного воздействия автомобильного транспорта в мегаполисах России на здоровье горожан (Наука и Здравоохранение и включение мероприятий по снижению данного воздействия в планы их развития
(«Ж илье и городская среда. Национальным проектом в сфере жилья и городской среды предусмотрено кардинальное повышение комфортности проживания в городах, однако из 36 индикаторов для расчета индекса качества городской среды
[12]
, в соответствии с которым должно происходить сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза, нет ни одного, который был бы направленна снижение негативных экологических последствий эксплуатации автотранспорта внедрение дисциплин по различным направлениям охраны окружающей среды и
10.7256/2454-0668.2019.6.31325
Национальная безопасность / nota bene, 2019 - 6 6