Файл: В Декамероне она заменяется проблемой отношения человека к человеку.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 слайд
Джованни Боккаччо(1313 —1375) — знаменитый итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения.
3 слайд
Главной идеологической проблемой средневековой культуры была проблема отношения человека к Богу.
В «Декамероне» она заменяется проблемой отношения человека к человеку.
В общем, «Декамерон» (10-дневные рассказы) — это собрание 100 повестей, сборник новелл, которые рассказывают друг другу по вечерам семь молодых красавиц и трое юношей, коротая время на прекрасной вилле, куда они удалились из Флоренции во время страшной чумы 1348 года.
С литературной точки зрения в «Декамероне» доведён до высшей степени искусства художественный пересказ содержания разных итальянских хроник, более ранних новелл, легенд, баллад и народных анекдотов, создавший итальянскую прозу и вызвавший целый ряд подражателей не только в Италии, но и за её пределами.
С другой стороны, важно отношение «Декамерона» Боккаччо к современному ему обществу, отразившемуся в нём, как в зеркале. И так как особенно достаётся в этой книге монахам и духовенству, то её можно сопоставить с другими литературными произведениями конца средних веков, в которых с насмешкой, грустью или негодованием обличается порча церкви.
4 слайд
Обрабатывая традиционный материал в новом духе, изображая именно современную жизнь, сильно удалившуюся от требований средневекового аскетического идеала, Боккаччо проповедует своим произведением новый взгляд на жизнь, право личности на её радости и, особенно, на радости любви. Он находит, что «для желания сопротивляться законам природы нужны слишком большие силы», и что «те, которые пытаются делать это, часто трудятся не только понапрасну, но даже с огромнейшим вредом для себя». Он признаётся, что у него «таких сил нет и что иметь их он не желает, а если бы они у него были, то он скорее предоставил бы их кому-нибудь другому, чем приложил бы к самому себе».
Своих хулителей Боккаччо приглашал молчать и не мешать ему пользоваться «радостями, предоставленными нам в этой короткой жизни». Под последними особенно разумеется у него любовь, в которой он готов видеть великую моральную и культурную силу.
Боккаччо даже сочувствует монахам, нарушающим свой обет держать себя далеко от женщин. Более инстинктивно, чем принципиально, он высказывается и вообще против монашества, указывая на то, что главною заботою и главным занятием монахов было обманывать «вдов и многих других глупых женщин, а также и мужчин», стремиться исключительно к «женщинам и богатствам».
Но протест против порчи нравов и протест против самого учреждения – две разные вещи: Боккаччо, вопреки общему духу своих стремлений, не находит пока аргументов против монашества самого по себе, аргументов, с какими явятся позднейшие гуманисты.
5 слайд
Боккаччо в «Декамероне» воплощает сочетание различных сторон человеческого бытия — высоких нравственных порывов и элементарных запросов. Уже во второй части «Декамерона» бездумная чувственность вступает в противоречие с осознанием греховности плотских наслаждений. Голая, не одухотворенная чувством любви чувственность, перестаёт для Боккаччо быть законной и вредит человеческому достоинству.
6 слайд
Гуманизм Боккаччо выразился его общем жизнерадостном, анти аскетическом настроении. Он не отрицал средневекового миросозерцания с философской точки зрения, но его насмешки над монахами, жившими в разладе со своими идеалами, действовали убийственным образом на это миросозерцание. Философия произведений Боккаччо противоположна аскетизму средних веков: цель жизни – счастье; человеческая природа благородна, благо же личности заключается во всестороннем её развитии и в широком пользовании тем, что даёт природа, хотя и лишения могут иметь смысл, но лишь те, что закаляют характер.
7 слайд
«Декамерон» переведён почти на все языки, из него черпали вдохновение многие писатели, наверное, больше всех — Уильям Шекспир.
Художественное творчество Боккаччо в «Декамероне» достигает совершенства, но сам Боккаччо от него впоследствии отказался. После «Декамерона» Боккаччо перестаёт писать художественные произведения и обращается к науке.
8 слайд
Боккаччо — автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке. В их числе энциклопедический труд «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах, трактаты «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях; 9 книг «О несчастиях знаменитых людей. Книга «О знаменитых женщинах» включает в себя 106 женских биографий — от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской.
9 слайд
Данте Алигьери Боккаччо посвятил два сочинения на итальянском языке — «Малый трактат в похвалу Данте» и незавершённый цикл лекций о «Божественной Комедии».
Первое сочинение заключает в себе биографию великого поэта, правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второе заключает в себе комментарий на «Божественную комедию», доведённый только до начала 17-й песни ада.
10 слайд
Боккаччо был первым гуманистом и одним из наиболее учёных людей Италии. Он изучал астрономию и целых три года содержал в своём доме калабрийского грека Леонтия Пилата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто-Спирито (1471). Воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомству с древними. Стараниями Боккаччо во Флоренции была основана кафедра греческого языка и литературы. Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями.
Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо.
Дружба Боккаччо с Петраркой началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал требовательнее к самому себе. Смерть Петрарки так сильно огорчила Боккаччо, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.