Файл: Глазырин Никодим Павлович, студент 5 к, по Тии вопросы исторического развития идеи межпредметных связей отражены в работах многих авторов, которые показали, что решение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАДАНИЕ 3.

Эссе-рассуждение

«История развития идеи межпредметных связей»

Глазырин Никодим Павлович,

студент 5 к, ПО: ТиИ
Вопросы исторического развития идеи межпредметных связей отражены в работах многих авторов, которые показали, что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно-исторических условий его развития. Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее трансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох - Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.  Они подходили к проблеме межпредметных связей с различных позиций, но для каждого было характерно стремление обеспечить систему знаний учащихся о мире. Межпредметные связи были направлены на выработку трудовых и деловых умений и навыков. Приобретаемые знания носили конгломеративный характер, систематизированного усвоения основ наук не происходило.

Так перед педагогами формировалась цель – решение проблемы межпредметных связей и их интеграции и процесс обучения.

В развитии идеи межпредметных связей выделяются две взаимосвязанные тенденции - интеграция и координация предметных знаний. Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она может осуществляться путем слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов, суммирования основ наук в раскрытии комплексных учебных тем и проблем. Координация - согласование учебных программ по родственным предметам в трактовке общих понятий, во времени их изучения, т.е. межпредметные связи в узком смысле, которые способствуют и интеграции знаний. О истории изучения проблемы межпредметных связей мы и будем говорить в данном эссе.

На этапе возникновения данного вопроса, актуальной и перспективной явилась мысль К.Д. Ушинского о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам». Связь между понятиями и их развитие в системе предметов ведет к расширению и углублению знаний ученика и их превращению в мировоззренческую систему к концу обучения.


В 30-х годах поиски путей решения проблемы межпредметных связей велись с позиций политехнизации школьного обучения.  Это направление нашло отражение в развитии внеклассной работы, краеведения, где знания из разных областей обобщались путем их связи с жизнью. Принятие закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) способствовало развертыванию исследований взаимосвязей между общеобразовательными и политехническими знаниями. В работах М.Н. Скаткин, Г.С. Костюк, В.В. Давыдов, Дж. Брунер и др. было показано, что ведущие идеи мировоззренческого характера играют организующую роль в изучении учебного материала, т.е. они как бы «обрастают» теориями, понятиями, фактами, выходящими за пределы одного предмета, и создают целостную научную систему знаний о природе и обществе.

В 60-х годах развернулись исследования проблемы межпредметных связей с позиций идей активизации обучения и повышения его научного и теоретического уровня. Межпредметные связи рассматривались в разных аспектах: как дидактическое средство повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков; как условие развития познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности, формирования их познавательных интересов; как средство реализации принципов обучения, и прежде всего научности. Стало очевидным, что значение межпредметных связей в процессе обучения не может быть ограничено категорией средства, оно шире. Появились попытки обосновать межпредметные связи как самостоятельный принцип обучения (Н.А. Лошкарева).

В 70-х годах проблема межпредметных связей становится одной из центральных в дидактике. Она подвергается широкому обсуждению, в процессе которого определяются методологические позиции ее дальнейшего исследования. Было уточнено понимание самого дидактического подхода к исследованию проблемы, который авторы ограничивали лишь содержанием. Однако дидактический аспект межпредметных связей не может ограничиваться содержанием обучения. Проблему межпредметных связей «Необходимо рассматривать в качестве самостоятельного комплексного направления в педагогических исследованиях… в плане целостного педагогического воздействия на развивающуюся личность». Активизации исследований по проблеме межпредметных связей способствовала проведенная в 1973 г. в Алма-Ате Президиумом АПН СССР Всесоюзная конференция. Она выявила основные направления комплексного исследования проблемы. Участники конференции раскрыли возможности реализации межпредметных связей не только на уровне содержания обучения, но и в деятельности учащихся, методах и организационных формах. Была подчеркнута актуальность задачи теоретического обобщения проблемы.



Таким образом, концепция межпредметных связей проделала длинный путь от возникновения проблемы до первых внедрений в образовательную практику. А в 70-х годах была высказана необходимо рассматривать в качестве самостоятельного комплексного направления в педагогических исследованиях. В современном обществе интеграция является одним из основных подходов к процессу обучения школьников. Интегрированный подход способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся. Тем самым, решение проблема межпредметных связей и интеграции их в учебный процесс по сей день является одним из ведущих направлений в педагогических исследованиях, так как имеет очень большой потенциал в применении.
Список литературы:

  1. Реализация межпредметных связей на уроках истории России в 10-11 классах как дидактическая основа формирования метапредметных понятий и универсальных учебных действий / С.В. Агафонов, С.А. Гонтарь

  2. Узнать калорийность продукта [Сайт]. - URL: https://health-diet.ru/base_of_food/sostav/354.php (дата обращения: 30.11.2022)