Файл: 1 Профессиограмма педагога дополнительного образования Цель занятия закрепление знаний об профессиограмме педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать профессиограмму и психограмму педагога дополнительного образования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.Обобщенные трудовые функции - это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе. 1.1.Трудовая функция - это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции. 1.1.1.Трудовые действия – это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача. 1.1.2.Необходимые умения (что должен уметь). 1.1.3.Необходимые знания (что должен знать).

Обобщенная трудовая функция:

1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам. 1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы. 1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы. 1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы. 1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Обобщенная трудовая функция:

2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. 2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых. 2.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования. 2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.

Обобщенная трудовая функция:

3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. 3.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий. 3.2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых.

3.3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлен ям деятельности.

Примерный перечень локальных актов организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы
, в соответствии с утвержденным Порядком составляют:

-образовательная программа.

-положение об объединении.

-положение об организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья детей – инвалидов и инвалидов.

-положение о промежуточной аттестации обучающихся.

-положение об индивидуальном учебном плане.

-положение об организации массовых мероприятий.

-положение о сетевой форме организации дополнительного образования в организации.

-другие при необходимости.

Задания по теме 2.5. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей

Цель: формирование умений осуществлять оценку реализации положений  Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей; строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

 

Задание 8.

 Охарактеризуйте цели и специфику деятельности нижеприведенных видов учреждений дополнительного  образования, регламентируемых Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей:

- центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

- дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

- дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);



- станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

- детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

- детско-юношеские спортивные школы;

- специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.


Объектом дополнительного образования является система дополнительного образования, а его предмет постоянно модифицируется в зависимости от научных или педагогических целей субъектов ДО (к примеру, это могут быть мотивы деятельности, виды деятельности, субъект-объектные взаимоотношения и мн.др.).

Цель дополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка. Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:

 – создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;

– воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;

– развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;

– раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.          

Иными словами, педагогика дополнительного образования детей занимается обоснованием целей, проектированием содержания, исследованием и обоснованием функций, педагогических принципов, закономерностей, критериев эффективности системы, определением форм, методов обучения и воспитания, в том числе на стадии ранней профессионализации детей, педагогических технологий дополнительного образования, методического и психологического сопровождения, разработкой систем управления и мониторинга.

Воспитательный потенциал дополнительного образования достаточно многогранен: 

-выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию;

-способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры;


-дает реальную возможность развития разных способностей ребенка, выбора им индивидуального образовательного пути,

-увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивая тем самым «ситуацию успеха для каждого ребенка» и реализуя на практике идеи свободного образования, образования по выбору;

-компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых учебных курсов, способствует определению жизненных планов, реализации профессионального выбора школьников, помогает овладеть разными способами деятельности;

-включает детей в интересующие их творческие виды деятельности, в ходе которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных, социальных ориентиров, реализует огромный воспитательный потенциал.    

Педагогические условия эффективности системы дополнительного образования. 

Г.Н. Попова выделяет следующие педагогические условия:

-«опора на интересы и индивидуальные особенности личности ребенка;

-стимулирование творчества и самодеятельности детей при доступности и праве выбора разнообразных видов и форм деятельности и общения;

-самореализация детей и педагогов, их сотрудничество в познании и преобразовании окружающего мира;

-формирование социальных общностей детей и взрослых без возрастных границ;

-учет актуальных потребностей и реальных возможностей как детей, так и педагогов;

-ориентация не только на их личностное развитие, но и на создание определенного образа жизни; обеспечение широкого спектра социальных контактов детей с учетом динамики их возрастного развития;

-использование в педагогических целях компонентов социокультурной и природной среды и формирование развивающей микросреды в границах организационного педагогического пространства;

-динамика субъект-субъектных и субъектобъектных многосторонних отношений в триаде «педагог – ребенок – родитель» и обеспечение социально-педагогического взаимодействия в парадигме сотворчества».

Исследователи проблем дополнительного образования с разных позиций подходят к определению функций дополнительного образования. Они выделяют:

-досуговуюфункцию как функцию развлечения и разрядки индивидуальных и групповых напряжений;

-рекриационнуюфункцию восполнения психофизических сил, здоровья, творческого потенциала;

-компенсационную как функцию приобщения к личностно значимым социально-культурным ценностям, потребность в которых пока не удовлетворяется существующей системой базового образования;