Файл: 1 Профессиограмма педагога дополнительного образования Цель занятия закрепление знаний об профессиограмме педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать профессиограмму и психограмму педагога дополнительного образования.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Обобщенные трудовые функции - это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе. 1.1.Трудовая функция - это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции. 1.1.1.Трудовые действия – это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача. 1.1.2.Необходимые умения (что должен уметь). 1.1.3.Необходимые знания (что должен знать).
Обобщенная трудовая функция:
1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам. 1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы. 1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы. 1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.
1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы. 1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Обобщенная трудовая функция:
2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. 2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых. 2.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования. 2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
Обобщенная трудовая функция:
3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. 3.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий. 3.2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых.
3.3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлен ям деятельности.
Примерный перечень локальных актов организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы
, в соответствии с утвержденным Порядком составляют:
-образовательная программа.
-положение об объединении.
-положение об организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья детей – инвалидов и инвалидов.
-положение о промежуточной аттестации обучающихся.
-положение об индивидуальном учебном плане.
-положение об организации массовых мероприятий.
-положение о сетевой форме организации дополнительного образования в организации.
-другие при необходимости.
Задания по теме 2.5. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
Цель: формирование умений осуществлять оценку реализации положений Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей; строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Задание 8.
Охарактеризуйте цели и специфику деятельности нижеприведенных видов учреждений дополнительного образования, регламентируемых Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей:
- центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
- дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
- дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
- станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
- детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
- детско-юношеские спортивные школы;
- специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
Объектом дополнительного образования является система дополнительного образования, а его предмет постоянно модифицируется в зависимости от научных или педагогических целей субъектов ДО (к примеру, это могут быть мотивы деятельности, виды деятельности, субъект-объектные взаимоотношения и мн.др.).
Цель дополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка. Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:
– создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;
– воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;
– развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;
– раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.
Иными словами, педагогика дополнительного образования детей занимается обоснованием целей, проектированием содержания, исследованием и обоснованием функций, педагогических принципов, закономерностей, критериев эффективности системы, определением форм, методов обучения и воспитания, в том числе на стадии ранней профессионализации детей, педагогических технологий дополнительного образования, методического и психологического сопровождения, разработкой систем управления и мониторинга.
Воспитательный потенциал дополнительного образования достаточно многогранен:
-выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию;
-способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, дает возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию и взаимообогащению культуры;
-дает реальную возможность развития разных способностей ребенка, выбора им индивидуального образовательного пути,
-увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивая тем самым «ситуацию успеха для каждого ребенка» и реализуя на практике идеи свободного образования, образования по выбору;
-компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых учебных курсов, способствует определению жизненных планов, реализации профессионального выбора школьников, помогает овладеть разными способами деятельности;
-включает детей в интересующие их творческие виды деятельности, в ходе которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных, социальных ориентиров, реализует огромный воспитательный потенциал.
Педагогические условия эффективности системы дополнительного образования.
Г.Н. Попова выделяет следующие педагогические условия:
-«опора на интересы и индивидуальные особенности личности ребенка;
-стимулирование творчества и самодеятельности детей при доступности и праве выбора разнообразных видов и форм деятельности и общения;
-самореализация детей и педагогов, их сотрудничество в познании и преобразовании окружающего мира;
-формирование социальных общностей детей и взрослых без возрастных границ;
-учет актуальных потребностей и реальных возможностей как детей, так и педагогов;
-ориентация не только на их личностное развитие, но и на создание определенного образа жизни; обеспечение широкого спектра социальных контактов детей с учетом динамики их возрастного развития;
-использование в педагогических целях компонентов социокультурной и природной среды и формирование развивающей микросреды в границах организационного педагогического пространства;
-динамика субъект-субъектных и субъектобъектных многосторонних отношений в триаде «педагог – ребенок – родитель» и обеспечение социально-педагогического взаимодействия в парадигме сотворчества».
Исследователи проблем дополнительного образования с разных позиций подходят к определению функций дополнительного образования. Они выделяют:
-досуговуюфункцию как функцию развлечения и разрядки индивидуальных и групповых напряжений;
-рекриационнуюфункцию восполнения психофизических сил, здоровья, творческого потенциала;
-компенсационную как функцию приобщения к личностно значимым социально-культурным ценностям, потребность в которых пока не удовлетворяется существующей системой базового образования;