Файл: Контрольная работа по учебной дисциплине Конституционное право Вариант 1 Преподаватель Исполнитель Задорина Мария Андреевна Студент 2 курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Российской Федерации

ФГБОУ ВО

«Уральский Государственный Экономический Университет»

Контрольная работа

по учебной дисциплине

Конституционное право

Вариант 1

Преподаватель: Исполнитель:

Задорина Мария Андреевна Студент: 2 курса

Денисов Денис Николаевич

Институт: УрГЭУ

Направление подготовки:

Юриспруденция

Направленность (профиль):

Гражданско-правовой

Группа: ИДО ОЗБ ЮГП-20 Р

Екатеринбург 2021

Содержание

1

Задание №1

3

2

Задание №2

8

3

Задание №3

11

4

Задание №4

12




Список использованных источников

15


Задание № 1.

Опишите основные этапы развития конституционализма в нашей стране (Российская империя, СССР, Российская Федерация)

Появление конституционно-демократических идей в России относится к XVIII в. Именно они положили начало формированию и развитию российского конституционализма как теоретической доктрины, которые проходили в рамках трех основных периодов.

Первый из них включал возникновение конституционных идей и разработку проектов конституции, ни один из которых так и не был реализован в общероссийском масштабе.

Второй период - период монархического конституционализма. Его идеи нашли воплощение в думской монархии, возникшей в 1906 г.

Третий период, начавшийся после Февральской революции 1917 г., провозгласившей республиканскую форму правления, был прерван Октябрьской революцией. 1

В то же время М.В. Баглай указывает, что в XX в. в России сменилось два типа конституционного права:

1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархии (1905 г. — февраль 1917 г.), а затем к парламентской республике (февраль 1917г. — октябрь 1917 г.);

2) тоталитарное конституционное (государственное) право, появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 1980-х гг.).


Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учреждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.2

Период XVIII - XIX вв. можно охарактеризовать как период дворянского или правительственного конституционализма, который включал возникновение первых конституционных идей и проектов об ограничении власти монарха. Ни один из этих конституционных проектов не был реализован на практике.

В начале XX в. произошло оформление российского конституционализма как политического течения, выразившегося в идеях либерального направления партии кадетов и реформировании государственного строя России.

На первом этапе - со второй половины XIX в. (с начала царствования Александра II) - начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями. 17 октября 1905 г. Николаем II был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом3.

Октябрьская революция оказалась поворотной вехой в истории российской государственности, положившей начало новому этапу формирования конституционализма в России, который можно охарактеризовать как «советский конституционализм»4.

В советский период понятие «конституционализм» в применении к советской действительности было изъято из научного оборота. Как отмечал О.Е. Кутафин, концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права и явившаяся буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании, признавалась для Советского государства неприемлемой, поскольку большевики были противниками основных ценностей конституционализма: принципа разделения властей, парламентаризма, идеи правового государства. Лишь после принятия Конституции СССР 1977 г. и особенно в годы перестройки были предприняты попытки сконструировать концепцию советского (социалистического) конституционализма.
5

Современный этап российского конституционализма начался после принятия Конституции РФ 1993 г. Многие конституционные принципы пока не нашли последовательного воплощения в отраслевом законодательстве и судебной практике, поэтому текущий этап российского конституционализма требует особого внимания исследователей для его эволюционных возможностей и перспектив развития. Также необходимо отметить, что конституционализм, происходящий от термина "конституция", не равнозначен ему и имеет множество интерпретационных значений в юридическом, историческом и политическом процессах6.

Хотелось бы обратить внимание на тезис о преемственности в конституционном развитии. Для России данная проблема является особенно актуальной. Российская модель конституционализма отличается от западных (классических) аналогов, что предопределило неизбежность выработки качественно отличной от Запада стратегии развития вообще и другой концепции политических сил и тактики реформ в частности. Основным носителем конституционной программы в России выступала не буржуазия, а скорее само государство в лице чиновной бюрократии, что предопределяло преимущественное использование принудительных методов государственного управления и правового регулирования.

Конституционализм как политическая система, опирающаяся на конституционные методы правления, в полной мере не был реализован на практике в России. Возникновение многопартийной системы и принятие Основных Законов 1906 г. не сопровождалось выработкой конституционных «правил игры» и их признанием политическими партиями, а методы осуществления государственной власти сохраняли авторитарные черты.

В условиях длительной традиции существования монархической власти в России система монархического конституционализма оказывалась единственно возможной в перспективе эволюционного развития конституционного строя. Однако после февраля 1917 г. возобладала революционная линия развития российской государственности. Советские конституции сформировали определенную преемственность в политико-правовом развитии страны, послужили нормативной основой для создания теории советского государственного права и советского строительства. В них закреплялись социалистические ценности, отражалось социалистическое правосознание, которые не вмещали идеалов правового государства и гражданского общества. Несмотря на это, главный принцип конституционализма - верховенство Конституции - выражался, закрепляя доктрину социалистической законности. Декларирование в советских конституциях цели демократизации общественной жизни создавало предпосылки увеличения роли Конституции в правовом регулировании общественных отношений. Но реального воплощения в правовой системе страны принцип верховенства Конституции не получил.


В действующей Конституции РФ 1993 г. (ч. 2 ст. 4) принцип верховенства Конституции впервые в истории конституционного развития России получил юридическое закрепление. Этот принцип призван показать место Конституции в правовой системе страны, в иерархии правовых актов. Если Конституция является важнейшим источником права, нормы которого лежат в основе всей системы правового регулирования, следовательно, и сама Конституция должна быть сложноорганизованной системой.

Действующую Конституцию Российской Федерации с точки зрения ее внутреннего структурирования можно охарактеризовать в качестве единой, организационной, сложной, ценностно ориентированной, иерархической, информационной системы, которая создает предпосылки эволюционного типа развития права, государства, общества. Это эволюционное развитие возможно проследить через основные ценности конституционализма, которые закреплены в основных положениях Конституции РФ, таких как приоритет прав человека, верховенство права, народовластие, разделение властей и другие7.

Задание № 2

Дайте конституционно-правовую характеристику Президенту Российской Федерации. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти и порядок взаимодействия с ними, порядок выборов, вступления в должность и прекращения полномочий.

Президент Российской Федерации занимает особое место в обеспечении безопасности Российской Федерации. Это объясняется особенностями его конституционно-правового статуса. Согласно Конституции Президент Российской Федерации является, прежде всего, главой государства, не входящим ни в одну из ветвей власти, и в этом качестве в пределах своих полномочий обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В России институт Президента вводился, прежде всего для укрепления исполнительной власти. Конституция не закрепляет за Президентом статус главы исполнительной власти, он глава государства (ст. 80 Конституции). Высшим исполнительным органом государственной власти является федеральное Правительство (ст. 110, 114 Конституции и ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»).

В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического курса государства.


Свое понимание роли и места Президента в определении государственной политики В. Путин выразил в Послании Федеральному Собранию (2000 года): «Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение». В этих словах роль Президента как политического лидера выражена предельно ясно. В то же время акцент на исключительность прерогативы главы государства в определении основных направлений внутренней и внешней политики и организации ее выполнения может создать ложное представление об отсутствии границ указанного полномочия. Между тем эта сфера деятельности осуществляется «в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами», то есть носит четко выраженный подзаконный характер.

Президент в отличие от Правительства не является органом общей компетенции в строго правовом смысле. Характер и объем полномочий главы государства свидетельствует о том, что его регулирующая функция реализуется не столько в принимаемых им нормативных указах, сколько в политических решениях. Президент «рождает» Правительство, формирует, отправляет его в отставку, назначает и освобождает членов Правительства по предложению Председателя Правительства.

Таким образом, кадровые полномочия Президента РФ позволяют ему воздействовать на Правительство. Он определяет и стратегический курс государства, и текущую политику, представляет свои взгляды на различные стороны общественной жизни, которые затем становятся основой для разработки правительственной программы.

Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".