Файл: Практическое задание 3, Модуль Общая методическая организация восстановительного обучения при различных формах афазии слушатель Щеколдина Карина Владимировна Преподаватель Шопина Светлана Андреевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 436

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new

Дисциплина: Афазия. Особенности коррекционно-логопедической работы по восстановлению речевых и неречевых функций

Практическое задание 3, Модуль 3. Общая методическая организация восстановительного обучения при различных формах афазии


Выполнил:

слушатель Щеколдина Карина Владимировна

Преподаватель:

Шопина Светлана Андреевна


г. Санкт-Петербург - 2023

Практическое задание № 3

Цель: сформировать умение разрабатывать план восстановления речи с учетом формы нарушения, возраста и индивидуальных особенностей пациента. Научить подбирать дидактический материал с учетом форм и степени выраженности нарушения

Задание 1. Определите нарушение и составьте план восстановления речи (с наглядным материалом) 1,3,5 или 2,4,6.

1. ФИО ХХХХ

Дата рождения 9.09.1974г.

Ведущая рука Правая

Жалобы не предъявляет в силу речевых нарушений.

Объективно на момент обследования: контактен. Ориентирован во времени, пространстве и в себе. Отмечается неполное понимание речевых конструкций, в которых грамматические элементы несут существенную смысловую нагрузку. Собственная речь: в состоянии передать в общих чертах свою мысль. Фразовая речь практически отсутствует. Словарь представлен в основном существительными, частотными глаголами в инфинитиве. Интонационный рисунок речи бедный. В высказывании отсутствует плавность, оно носит разорванный характер. Способен участвовать в ситуативном диалоге. Может наблюдаться стереотипность ответов, персеверации.

Автоматизированная речь сохранна (смог посчитать до 10, перечислил дни недели, месяцы). Повторная речь нарушена не грубо. Смог повторить отдельные слова, короткие фразы. Имеются артикуляционные трудности при произнесении сложных слов.

Функция называния сохранна. Трудности объединения слов одной группы. Справился с составлением фразы по сюжетной картинке с помощью наводящих вопросов. При составлении фразы встречаются отдельные аграмматизмы.

Читает отдельные слова различной слоговой структуры. От прочтения текста отказался. Пересказ текста недоступен. Под диктовку пишет (левой рукой) с ошибками. Списывает без ошибок.


Движения органов артикуляции замедленны. Асимметрия оскала справа. Язык по средней линии. Трудности переключения с одной артикуляционной позы на другую.

Логопедическое заключение: эфферентно- моторная афазия средней степени выраженности.
План восстановления речи (с наглядным материалом)
1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи

- выработка артикуляторных переключений в пределах слога;

- с контрастными по артикуляционному рисунку гласными («а»–«у» и тому подобное);

- с различными гласными, в том числе и мягкими, одновременное складывание слогов из букв разрезной азбуки.

- выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой структурой слова (вода, рука, молоко). При этом, составляются личные схемы слова, ритмически отбивается (отхлопывается) слоговая структура слова.

-работа по автоматизации слов с определенной ритмической структурой, чтение серии слов с одной слоговой структурой написанной столбиком, а также постепенное усложнение слоговой структуры слова;

- чтение разделенных на слоги рифмующихся слов сопряженно с логопедом, а затем самостоятельное.
2. Восстановление фразовой речи

Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению фразовой речи:

- восстановление так называемого чувства языка, улавливания созвучия, рифм в стихах, пословицах и поговорках;

- преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне;

-дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола;

- ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически правильно;

-пересказ простого текста.
3.Восстановление словаря:

- восстановление глаголов;

- работа по накоплению глагольного словаря, подбор нескольких глаголов к существительному или нескольких существительных к одному глаголу.








- составление фраз по сюжетным картинкам.



4. Восстановление чтения и письма
Этапы восстановление письма
- нормализация мышечного тонуса;

- упражнения, направленные на восстановление способности удерживать в руке ручку или карандаш, манипулировать с ними пальцами вне процесса письма, можно большим, указательным и средним пальцами, производить их одновременное сгибание и разгибание, а также пальцами перебирать палочку от верхнего конца к нижнему и обратно;

- развитие координированных движений рук:

1) списывание элементов букв: точки, прямые, круги


2) списывание отдельных прописных букв (по целой строке на каждую букву);



3) по мере улучшения списывания отдельных букв переходят к списыванию простых слов (из трёх или четырёх букв);





4) письмо слов по памяти (вначале он читает слово, написанное на карточке, затем перевертывает карточку и пишет несколько раз это слово в тетради. Начинают с самых простых слов (например, «мама», «папа», «дом»), затем предъявляют более сложные («вермишель», «предприятие», «интернет»), а в дальнейшем целые фразы.;
Этапы восстановления чтения:
- составление слов с помощью разрезной азбуки: слоги, односложные слова, затем двухсложные, трехсложные и так далее.

- задания на заполнение пропущенных гласных и согласных букв в простых словах под картинками; заполнение букв в фразах и текстах.
Освоение чтения и письма.
Складывание слов из разрезной азбуки и запись его в тетради. При этом проводится звуко - буквенным анализ состава слова с помощью наводящих вопросов, анализ слогов. Слуховой диктант из легких фраз. При этом больной должен проговаривать каждое слово по звукам, иногда предварительно складывать особенно трудные слова из букв разрезной азбуки.


2. ФИО ХХХХ

Дата рождения 10.05.1947г.

Ведущая рука Правая

Жалоб не предъявляет.

Объективно на момент обследования

Контактен. Не ориентирован во времени и пространстве, в себе.

Обращенную речь понимает частично. Простые устные инструкции выполняет не все. Требуется повторения задания. Не доступно выполнение сложных инструкций. Не понимает флективные и сравнительные конструкции. Диалогическая речь нарушена из-за трудности понимания вопроса.

Собственная речь нарушена. Многоречив. В речи литеральные и вербальные парафазии, аграмматизм. Повторная речь нарушена. Возможно повторение хорошо знакомых слов, наблюдаются искажения Нарушена функция называния. Наблюдаются замены слов, звуковые искажения. Затрудняется в повторении сложной фразы. Фонематический слух нарушен.

При составлении фразы по сюжетной картинке возможно называние отдельных действий. Нарушена функция чтения. Возможно глобальное чтение. Пересказ недоступен. Нарушено письмо под диктовку. Списывает с единичными ошибками.

Логопедическое заключение: сенсорная афазия средней степени выраженности.


3.ФИО ХХХХ

Дата рождения 23.10.1954г.

Ведущая рука Правая. На момент обследования правосторонний гемипарез

Жалобы на снижение памяти, на трудность нахождения нужных слов.

Объективно на момент обследования: контактен. Ориентирован во времени, пространстве и в себе. Обращенную речь понимает. Показывает предметы отдельные предметы по заданию. Выполняет простые короткие инструкции. Затрудняется в выполнении сложных инструкций. Требуется неоднократное повторение вопросов.

Собственная речь представлена короткими фразами. В речи часты персеверации и паузы из-за поиска нужного слова. Диалогическая речь сохранна.

Автоматизированные ряды называет правильно. Повторяет отдельные слова. При повторении фразы, часть выражения оказывается забытым. Поэтому в речи появляются паузы. Функция называния нарушена. Затруднения преимущественно возникают при назывании предметов. Подсказка первого слога не помогает. Обобщение нарушено частично.

Функция чтения сохранна. Пересказ затруднен из-за трудности удержания фрагментов текста. При письме под диктовку присутствуют пропуски слов и вербальные парафазии. Счетные операции выполняет правильно.

Счетные операции выполняет правильно.

Логопедическое заключение: акустико-мнестическая афазия средней степени выраженности.

1. Восстановление предметной отнесенности слова. Предлагаем следующие виды заданий.


- посмотреть на предметные картинки и разложить к ним соответствующие подписи.

Процедура: выкладываем перед больным ряд предметных картинок, озвучиваем их, просим показать какую-либо одну, а затем ее подписать.

Инструкция: «Покажите, где...» (далее озвучивается слово-подпись).


Подъезд, светофор, холодильник, кастрюля, туфли, собака, ножницы, лампа.
- определить предметы, которые изображены на недорисованных картинках. Процедура: показываем больному лист, на котором изображены недорисованные предметы. Затем просим определить каждый предмет и назвать его. Если у больного возникают затруднения, оказываем ему помощь наводящими вопросами.

Инструкция: «Посмотрите на эти картинки. Назовите предметы, которые на них нарисованы».

- объяснить функциональное назначение предметов, изображенных на предметных картинках. Процедура: предлагаем больному назвать какой-либо предмет на картинке или в комнате, а затем просим объяснить его функциональное назначение.

Инструкция: «Назовите…» (специалист показывает какой-либо предмет). «Объясните его значение»

- рисование предмета по памяти.

- работать над схемой тела. Показывать по инструкции части тела у себя и на картинке. Где у Вас живот? Где затылок? Покажите запястье.



2. Восстановление ситуативно обусловленной речи. Рекомендуем больному следующие типы заданий.

- выполнять серию речевых инструкций:

Откройте рот – покажите язык – оближите губы.

Возьмите со стола ручку – положите на тетрадь – отодвиньте стул.

Возьмите чашку – налейте в чашку воды – выпейте воды.

- отвечать на ситуативные вопросы:

Как Вас зовут?

Вы работаете?

Чем Вы занимаетесь?

Какое у Вас хобби?

Вы на пенсии?

Какой номер Вашей палаты?

3. Расширяем объем слухоречевой памяти и восстанавливаем фонематическое восприятие. Рекомендуем больному выполнить следующие действия.

- дописывать словосочетания при опоре на слова-подписи