Файл: Практическое задание 3, Модуль Общая методическая организация восстановительного обучения при различных формах афазии слушатель Щеколдина Карина Владимировна Преподаватель Шопина Светлана Андреевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 585
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. ФИО ХХХХ
Дата рождения 20. 10.1941г.
Ведущая рука Правая. На момент обследования правосторонний гемипарез
Жалобы на трудности понимания логико-грамматических конструкций.
Объективно на момент обследования: контактен. Испытывает трудности в ориентации во времени и в себе. Обращенную речь понимает. Тексты, содержащие логико-грамматические конструкции, понимаются с трудом. Нарушено понимание значений пространственных предлогов и отдельных морфем.
Собственная речь логически и грамматически правильная. Способен участвовать в ситуативном диалоге. Автоматизированная речь сохранна. Повторная речь доступна. Функции называния и обобщения сохранны. Испытывает затруднения при назывании чисел после 100.
Пишет, читает, пересказывает. Трудности в выполнении вычислительных операций с переходом через 10.
Логопедическое заключение: семантическая афазия средней степени выраженности.
План работы (с наглядным материалом):
1. Преодоление основных, первичных дефектов пространственного гнозиса, лежащих в основе нарушений речи.
- работа начинается с самых простых заданий по узнаванию нарисованных геометрических фигур. Например, среди множества предъявленных геометрических фигур предлагалось найти фигуру в форме круга, квадрата, треугольника и т.п.
- срисовывание заданные фигуры, рисование фигур по памяти, восполнение недостающие в рисунке элементы.
- конструирование по образцу фигуры из палочек, кубиков. Сначала вся работа ведется без оречевления, позже присоединяется и речевая инструкция («Положите спичку вверх… вниз, одну спичку направо, другую налево и т.д.). При конструировании проводится сопоставительный анализ фигур, отрабатывались понятия больше – меньше, выше – ниже, толще – тоньше и тому подобное.
- работа по осознанию схемы своего тела, его положения в пространстве и передвижения в пространстве. На данном этапе предлагаются такие задания как складывание фигур животных и человека из частей, дорисовывание недостающих частей, самостоятельное рисование людей.
- выполнение упражнений на ориентировку в пространстве. Начинается с обращения внимания больного на правую руку как на точку отсчета в пространственной ориентировке, затем переходим к пониманию наличия и роли левой руки, левой и правой половины тела, левой и правой части пространства. Потом предъявляется макет комнаты и фигура человека и даются различные инструкции: «Поставить фигуру лицом к окну, повернуть к себе, от себя». Даются задания по прохождению пути на макете, в кабинете, в поликлинике, затем даются схематическое изображение с речевым обозначением направлений движения («вперед, направо, налево, назад»). Затем предлагается выполнить движения по речевой инструкции: «Идите вперед. Поверните направо. Идите назад. Поверните налево» и т.д.
На следующем этапе сначала предлагается нарисовать схему прохождения знакомого пути по мысленному образу, а затем ее реализовать. Уточняются значения слов с пространственным значением (далеко, близко, рядом, сбоку и т.д.).
- работа со схемами, изображающими пространственное изображение предметов. Обучение начинается с манипуляций с конкретными предметами в пространстве по заданному образцу. Например, логопед моделирует положение карандаша в пространстве (карандаш на тетради, карандаш под тетрадью), больной воспроизводит образцы. Образец постоянно меняется, меняется и положение предметов. Позже выполняются операции нахождения нужных положений пар предметов по заданным схемам:
- работа с географической картой.
- нахождение сторон света и географических объектов (реки, моря, города, страны и др.) на обычной географической карте.
На этих занятиях на наглядном примере больному предъявляются логико-грамматические обороты речи типа: «Санкт-Петербург дальше от Москвы, чем Тула» — Какой город ближе к Москве, какой дальше? «Санкт-Петербург дальше от Москвы, чем Тула, но ближе чем Таллинн». Города отыскивались на карте, их взаимоотношения изображаются схемой с помощью стрелок.
Москва — Тула — Санкт-Петербург — Таллинн.
- самостоятельное заполнение немой карты с предварительным ознакомлением с данной местностью на обычной карте.
2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.):
- наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;
- заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;
Примеры упражнений:
Вставить пропущенные предлоги и зарисовать схемы этих предлогов:
Щенок спрятался / конуре.
Тапочки стоят / кроватью.
Тарелки стоят / столе.
Самолет летит / морем.
Дети идут / школу.
Письмо опустили / почтовый ящик.
Пассажиры вышли / автобуса.
Человек идет / дороге.
Крот прорыл ход / землей.
Люди собрались / митинг.
Огурцы солят / бочках.
Пароход плыл / реке.
Густой туман поднимался / рекой .
Сено сложили / навес.
Ястреб парил / небе.
Плакучая ива склонилась / водой
Цветы поставили / вазу.
Новую мебель занесли / комнату.
- составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.
на, в
где изготовляют? (лекарства, ткани, станки, ключи, мебель);
где смотрят? (фильмы, спектакли, картины, зверей, клоунов);
где растут? (ягоды, грибы, орехи, клюква, одуванчики, земляника, кувшинки);
где покупают? (лекарства, молоко, газеты, овощи и фрукты, билеты);
где работает? (продавец, учитель, экскурсовод, ткачиха, библиотекарь, артист, строитель, почтальон).
с
с чем пекут пироги? (с капустой, с мясом, с творогом, с картошкой, с вареньем, с яблоками, с ягодами, с рыбой);
с чем ты любишь бутерброд? (с колбасой, с сыром, с маслом, с ветчиной, с икрой, с рыбой);
с чем пьют чай? (с конфетами, с сахаром, с вареньем, с медом, с молоком, с тортом, с пирогами, с вафлями, с шоколадом);
с кем ты любишь гулять? (с сестрой, с братом, с другом, с подругой, с отцом, с матерью, с внуком, с внучкой, с дедушкой, с бабушкой, с собакой);
из
Откуда?
вышел из ….
выпал из ….
приехал из …
вернулся из ….
Из чего?
варенье из ….
выстрел из ….
слепил из ….
связал из …
блюдо приготовил из ….
смастерил из ….
Вставить пропущенный предлог с или из:
Куклу вынули … коробки.
Туристы сошли … теплохода.
Бельё достали … шкафа.
Ворона слетела … дерева.
Бабушка слезла … печки.
Пироги вынули … печи.
Молоко вынули … холодильника.
Ворона слетела … дерева.
Пассажиры вышли … троллейбуса.
Упал … дерева, … кармана, … крыши, …дупла, …окна, …гнезда, … крыльца
Вернулся … школы, …магазина, …улицы, … театра, … завода, … фабрики.
по, к
бежал по …
плыл по …
погладил по ….
ползла по ….
бродили по ….
сходил к ….
подошли к ….
приехали к ….
подкрался к ….
подплыл к ….
Вставить пропущенный предлог к или по:
Путники шли … пыльной дороге. Скоро они подошли … реке, … реки росли
ивы, … реке плыла лодка. Она пристала … берегу. Охотники шли … узкой тропинке и вышли … лесному озеру. … берегам озера плавали дикие утки. Охотники стали подкрадываться … уткам. Утки услышали их и улетели.
3. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций.
- картинное изображение сюжета конструкции;
Например, предъявляются картинки и фразы: женщина режет морковь ножом. Мужчины пилят дрова пилой. Мальчик пишет письмо ручкой. Логопед каждый раз спрашивает: «чем режут морковь? Чем пилят дрова? Чем пишут письмо?» Таким образом формируется обобщенное представление о творительном падеже орудия действия.
- введение логико-грамматических конструкций в развернутый смысловой контекст;
Для этого проводится серия упражнений, в которых от больного требуется составить предложение, соответствующее заданным связям между словами. Для этого дается, например, такая структура предложения в форме взаимосвязанных вопросов: Кто? ——- что делает? ——- что? ——- чем? («Женщина подметает пол веником»).
- введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.). Для этого используются следующие упражнения. Например, дано: «хозяин собаки». Вводится дополнительное слово, получается «хозяин охотничьей собаки», «отец брата» – «отец моего брата», «дочкина мама» – «мама маленькой дочки»; «мамина дочка» — «любимая дочка у мамы» Так с помощью описанной методики восстанавливается понимание и других сложных логико-грамматических конструкций речи.
Восстановительное обучение, направленное на внутрисистемную перестройку нарушенной речи путем перевода ее с одного уровня реализации на другой, более высокий, осознанный и произвольный, является продуктивным при данной форме афазии.
4. Работа над развернутым высказыванием:
- изложения, сочинения;
- импровизация на заданную тему по серии сюжетных картинок.
- толкование сложных по смысловой структуре слов.
Самолёт
Саквояж
Полицейский