Файл: Аналитическая записка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии деятельности прокуратуры
по надзору за исполнением законов
на досудебной стадии уголовного судопроизводства
(за январь-август 2015 г.)
Аннотация
В аналитической записке исследован круг вопросов, связанных с наиболее важными направлениями прокурорского надзора за законностью и обоснованностью решений следователей и дознавателей при производстве предварительного расследования уголовных дел, статикой и динамикой соответствующих количественных показателей деятельности прокуратуры, а именно:
1. Общее количество и динамика выявленных нарушений закона при производстве предварительного следствия и дознания.
2. Количество и динамика выявленных нарушений закона при приеме, регистрации и производстве предварительных проверок сообщений о преступлениях.
3. Количество и динамика направленных в органы предварительного расследования требований прокуроров об устранении нарушений законодательства (в порядке п. 3 ч. 2 ст.
37 УПК РФ).
4. Количество и динамика направленных в органы предварительного расследования представлений и информаций об устранении выявленных нарушений закона.
5. Количество должностных лиц органов предварительного расследования, привлеченных к дисциплинарной ответственности в связи с актами прокурорского реагирования.
6. Количество и динамика отмененных прокурорами постановлений следователей и дознавателей о возбуждении уголовных дел и принятии их к своему производству.
7. Количество и динамика отмененных прокурорами постановлений следователей и дознавателей об отказе в возбуждении уголовных дел.
8. Количество и динамика отмененных прокурорами постановлений следователей и дознавателей о прекращении следователями и дознавателями уголовных дел.
9. Количество и динамика отмененных прокурорами постановлений следователей и дознавателей о приостановлении предварительного расследования как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания.
В аналитической записке также приводится краткосрочный (не более чем на 1 квартал) прогноз относительно динамики развития вышеуказанных направлений деятельности прокуратуры по надзору за производством предварительного следствия, дознания. а также деятельностью органов предварительного расследования при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях.
Введение
Актуальность. Деятельность следователей и дознавателей по производству предварительного расследования уголовных дел объективно сопряжена с осуществлением следственных действий и применением мер процессуального принуждения, существенно ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина. Именно поэтому она находится в зоне особого внимания органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования и их должностных лиц на этапе досудебного производства по уголовным делам, выявлять, устранять и предупреждать любые нарушения действующего в данной области законодательства.
УПК РФ (ст. 37 и др.) предоставляет прокурору широкие полномочия по осуществлению надзора за деятельностью органов предварительного следствия и дознания.


Постановка исследовательского вопроса (проблемы).Исследуемая проблематика включает в себя синтез и анализ основных показателей деятельности прокуроров по реализации надзорных полномочий в порядке ст. 37 УПК РФ на этапе досудебного производства по уголовным делам.
Задачи
1. Выявить и охарактеризовать основные тенденции деятельности прокуратуры по выявлению нарушений закона при производстве предварительного следствия и дознания.
2. Выявить и охарактеризовать основные тенденции деятельности прокуратуры по выявлению нарушений закона при приеме, регистрации и производстве предварительных проверок сообщений о преступлениях.
3. Выявить и охарактеризовать основные тенденции деятельности прокуратуры по направлению в органы предварительного расследования требований прокуроров об устранении нарушений законодательства ( в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
4. Выявить и охарактеризовать основные тенденции деятельности прокуратуры по направлению в органы предварительного расследования представлений и информаций об устранении выявленных нарушений закона.
5. Выявить и охарактеризовать основные тенденции деятельности прокуратуры по привлечению должностных лиц органов предварительного следствия и дознания к дисциплинарной ответственности в связи с актами прокурорского реагирования.
6. Выявить и охарактеризовать основные тенденции деятельности прокуратуры по отмене прокурорами постановлений следователей и дознавателей о возбуждении уголовных дел и принятии их к своему производству.
7. Выявить и охарактеризовать основные тенденции деятельности прокуратуры по отмене прокурорами постановлений следователей и дознавателей об отказе в возбуждении уголовных дел.
8. Выявить и охарактеризовать основные тенденции деятельности прокуратуры по отмене прокурорами постановлений следователей и дознавателей о прекращении следователями и дознавателями уголовных дел.
9. Выявить и охарактеризовать основные тенденции деятельности прокуратуры по отмене прокурорами постановлений следователей и дознавателей о приостановлении предварительного расследования как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания.
Методы
При подготовке аналитической записки автором использованы методы:
1. Статистический.
2. Экспертной оценки.
Основная часть
Анализ статистических данных Генеральной прокуратуры в части касающейся осуществления органами прокуратуры надзора за деятельностью органов предварительного следствия и дознания в период январь-август 2015 г. позволяет сделать следующие выводы.
1. Общее количество выявленных органами прокуратуры нарушений закона при производстве предварительного следствия и дознания в отчетном периоде составило
3181991 случая, что на 8 % меньше аналогичного периода прошлого года. Вместе с тем представляется, что выявленная положительная динамика обусловлена не только (а, возможно, и не столько) повышением уровня правосознания следователей и дознавателей, но и снижением качества прокурорского надзора в первую очередь при проверке соблюдения субъектами предварительного расследования установленных процессуальных сроков, а также при утверждении обвинительных заключений (обвинительных актов, обвинительных постановлений).


2. Приходится констатировать незначительное увеличение (+2,9 %) числа выявленных нарушений закона при приеме, регистрации и производстве предварительных проверок сообщений о преступлениях. В отчетном периоде зафиксировано 2426512 таких случая. Данное обстоятельство, напротив, не вызывает существенных опасений, поскольку, как показывают многолетние статистические наблюдения, в течение отчетного года незначительные колебания рассматриваемого показателя присутствуют всегда, а в целом за год его значение достаточно стабильно.
3. В отчетном периоде прокуроры стали значительно чаще по сравнению с аналогичным периодом прошлого года использовать полномочия, предоставленные им п.
3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ по направлению в органы предварительного расследования требований об устранении нарушений законодательства - 57887 требований (+16.6 %).
5. Количество направленных в органы предварительного расследования представлений и информаций об устранении выявленных нарушений закона в отчетном периоде, напротив, снизилась на 11,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Можно предположить, что данное обстоятельство связано не с динамикой выявленных нарушений закона в сфере досудебного производства по уголовным делам, а с изменением структуры массива актов прокурорского реагирования.
5. По итогам прокурорских проверок к дисциплинарной ответственности было привлечено 89682 должностных лица органов предварительного расследования, что на 2,9
% больше аналогичного периода прошлого года.
6. В отчетном периоде количество отмененных прокурорами постановлений следователей и дознавателей о возбуждении уголовных дел и принятии их к своему производству снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,1 %
(вынесено 12613 соответствующих постановлений прокурора). Данное обстоятельство, на наш взгляд, свидетельствует о повышении качества производства органами дознания, дознавателями, следователями, руководителями следственных органов предварительных проверок сообщений о преступлениях.
7. К сожалению, не имеет тенденции к снижению и по-прежнему велико количество отменяемых прокурорами постановлений следователей и дознавателей об отказе в возбуждении уголовных дел. В отчетном периоде число таких постановлений осталось почти неизменным по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило
(1654738 постановлений, + 0,2 %).
8.
Отмечен незначительный рост количества отмененных прокурорами постановлений следователей и дознавателей о прекращении уголовных дел. В отчетном периоде - 20033 (+3,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
9. Несколько возросло количество отмененных прокурорами постановлений следователей и дознавателей о приостановлении предварительного расследования как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания (285217 постановлений, + 3,6
%).
Заключение
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наиболее уязвимым в плане нарушения законности была и остается регистрационная дисциплина.
Соответственно, именно надзоре за соблюдением закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях следует ожидать активизации деятельности прокуратуры.
Использованные информационные источники
Официальный сайт
Генеральной прокуратуры
Российской
Федерации http://genproc.gov.ru
Сведения об авторе


Доцент кафедры уголовного права и процесса к.ю.н., доцент Арестова Екатерина
Николаевна.