Файл: Вопрос 1 Дайте определение менеджменту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Эволюция управленческой мысли. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.

Вопрос 1: Дайте определение менеджменту

- это совокупность современных технологий, принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы различных предприятий. Менеджмент как наука управления разрабатывает средства и методы, способствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде

Вопрос 2: Перечислите цели и задачи менеджмента

Цели менеджмента:

  1. получение (увеличение) прибыли;

  2. повышение эффективности работы;

  3. удовлетворение потребностей рынка;

  4. решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

  1. организация производства конкурентоспособных товаров;

  2. совершенствование производственного процесса;

  3. внедрение новейших технологий;

  4. повышение качества продукции;

  5. снижение затрат на производство;

  6. улучшение условий труда.


Дракер называл Бихевиористские идеи «психологическим деспотизмом» и считал, что главная задача менеджмента — делать людей производительными. Дракер считал, что менеджер должен заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для рабочих». Хотя при этом он считал, что отношения на работе должны строиться на базе взаимного уважения.
Вопрос 3: Перечислите известные Вам виды менеджмента

  1. По виду преобладающей собственности на средства производства:

    1. . капиталистическая

1.2. социалистическая

1.3. корпоративная.

  1. По степени рыночного влияния на экономику:

    1. . рыночная (либеральная)

    2. . рыночная с элементами государственного регулирования

    3. . социальная рыночная

    4. . модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями

    5. . модель централизованного управления с элементами рынка (плановая).

  2. По характеру реализации властных полномочий руководством:


3.1. авторитарная

3.2. демократическая.

  1. По критерию «встроенности» человека в систему производительных сил:

    1. Доиндустриалъная

    2. Индустриальная

    3. постиндустриальная.

  1. По территориальному происхождению и месту адаптации:

    1. Российская

    2. Американская

    3. Японская

    4. Шведская

    5. Германская

    6. бразильская.

  1. По принадлежности к соответствующим школам менеджмента:

    1. школа научного менеджмента (Р. Оуэн, Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Г. Эмерсон);

    2. школа рациональной бюрократии (М. Вебер);

    3. административная школа (А. Файоль);

    4. «классическая школа» (Муни, Рейли, Урвик, Гьюлик);

    5. школа НОТ (А. Богданов, А. Журавский, А. Гастев, Н. Витке, Ф. Дунаевский, П. Керженцев);

    6. школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо);

    7. мотивационная школа (А. Маслоу, Ф. Герцберг, В. Врум, Адамс, У Джемс, Д. Макклелланд);

    8. школа «организационного поведения» (К. Арджирис, Р. Лайкерт, Б. Басе, Р. Блейк, Дж. Моутон).

  1. По роли и месту человека в системе управления:

    1. . модель Д. Макгрегора (теория X и теория У)

    2. . модель У. Оучи (теория Z).

  2. По отдельным управленческим признакам:

    1. модель 7С «Счастливый атом» (У. Питере, Р. Уотермен)

    2. модель управления по результатам (Т. Санталайнен)

    3. ситуационная модель.

  1. По отношению к изменениям во внешней и внутренней среде:

    1. статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния)

    2. адаптивная (опережающая, инновационная)

    3. динамическая (прогнозная, вероятностная модель развития)

Вопрос 4: Перечислите четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих Ф. Тейлора

  1. Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубопрактические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых в предприятии.

  2. Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел.

  3. Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.

  4. Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация берет на себя все те отрасли труда, для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие, тогда как в прошедшем почти весь труд целиком и большая часть ответственности были возложены на рабочих.


Вопрос 5: Перечислите четырнадцать принципов управления А.Файоля

  1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

  2. Полномочия и ответственность Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.

  3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкция.

  4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

  5. Единство направления Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

  6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

  7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

  8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорция между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

  9. Скалярная цепь Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, ио было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

  10. Порядок. Место — для всего и все на своем месте.

  11. Справедливость. Справедливость—это сочетание доброты и правосудия.

  12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

  13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

  14. Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.


Вопросы для обсуждения ситуаций

  1. К какой школе – классической или школе человеческих отношений – следует отнести эксперимент в «Вольво»?

- Эксперимент в «Вольво» следует отнести к школе человеческих отношений, потому что решение о строительстве нового завода с современной технологией и нетрадиционной системой организации труда было принято вследствие большой текучести кадров, прогулами и трудностями с привлечением работников. Чтобы привлечь рабочую силу, понадобилось улучшить условия труда и его организацию. По новой системе взаимоотношения в бригадах приобрели ярко выраженный личностный характер, и опросы выявили высокую удовлетворенность трудом.

2. Попытайтесь провести параллели между хоторнскими экспериментами и шведским нововведением. Есть ли между ними что-нибудь общее, и если есть, то в чем оно заключается?

- Общим между Хоторнскими экспериментами и шведским нововведением является то, что наблюдалась неудовлетворенность трудом, повышенная утомляемость, и вследствие этого снижение производительности. В обоих случаях улучшение производительности труда достигалось за счет улучшения условий труда

3. Чем различались цели нововведений в Хоторне и Кальмаре?

- Целью Хоторнского эксперимента было определение зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. А целью создания предприятия в Кальмаре – перейти к бригадной работе без потери эффективности и темпов производства 

4. Какие факторы доминировали в шведском эксперименте – технология и организация производства или неформальные нормы в малой группе?


- При переходе к бригадной форме работы учитывалась возможность свободного общения рабочих друг с другом, варьировать ритм труда, почувствовать ответственность за качество конечно продукта – доминировали неформальные нормы в малой группе

5. Почему в Кальмаре возникали межличностные конфликты и как они устранялись?

- Межличностные конфликты в Кальмаре возникали при переходе работников в другую бригаду для смены операций, допустимым они считали смену операций только внутри бригады. Для разрешения подобных конфликтов создавались особые группы (высококвалифицированные рабочие, которые подменяли любого отсутствующего рабочего бригады)

6. Известно, что шведы перевели на эксперимент весь завод. Предположим, что они поступили бы так же как Элтон Мэйо, т.е. ограничили бы эксперимент одной группой или цехом. Закончился бы успешно эксперимент в «Вольво»? Ответ аргументируйте.

Если бы эксперимент ограничили группой или цехом, я считаю, что эксперимент бы провалился. Сложно анализировать уменьшение текучести кадров и прогулов только на одной группе с маленьким количеством людей, т.к. разные бригады с разной работой будут реагировать на изменение по разному. Если бы эксперимент проводился открыто, то появились бы неудовлетворенные рабочие других цехов и групп, потому что современные технологии и нетрадиционная система организации труда применяется не в их цехах. Не было бы выявлено недовольство при переходе людей в другие бригады тем самым не была бы создана особая бригада

Тест

Вариант № 1

  1. К какому периоду относится возникновение менеджмента как науки?

- б

  1. Отцом современного рационального менеджмента принято считать …

- а

  1. Сколько существует основных подходов к истории развития управленческой науки?

-

  1. Кто является родоначальником научного управления?

-

  1. В основе какого из перечисленных учений лежит механистическое понимание человека, его места в организации и сущности его деятельности?

-

  1. Одним из продолжателей развития идей научного управления является …

-

  1. Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного менеджмента?

-

  1. Автором административной доктрины в управлении является …