Файл: Семинар 2 Задание по теме семниара 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Семинар 2

Задание по теме семниара 2

1. Рассмотреть ранние формы религии и раскрыть сущность каждой из них:

1.1. Магия

Магия.  - вера в возможность с помощью определенных приемов, заговоров, обрядов воздействовать на предметы и явления природы, на ход общественной жизни, а позднее и на мир сверхъестественных сил.

Магия - четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

1.2. Тотемизм

Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением, и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим животным-покровителем, сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.


1.3. Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы, причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами. С развитием общинного строя в каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было - когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию. 

1.4. Шаманизм

Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии - вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах - в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии - это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире. 

1.5. Анимизм

Анимизм.  вера в существование души и духов (от латинского слова "анима" - "душа"). Согласно анимистическим верованиям, духами населен весь окружающий человека мир
, а каждый человек, животное или растение обладает своей собственной душой, бестелесным двойником.

Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных сущностей-покровителей была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.  

1.6. Культ предков

Культ предков  - верования, в которых основным объектом поклонения становятся предки и их духи, с помощью которых можно якобы заручиться, прибегая к различным обрядам и церемониям. Культ предков лег в основу религии - конфуцианства.

2. Определить формы и способы проявления ранних форм религии в современных религиозных системах.

Религиозные представления и религиозный культ первобытного общества существенно отличались от представлений и культа современных религий.

Однако не следует делать вывод о том, что первобытная религия и современные религии отделены друг от друга непроходимой пропастью. Наоборот, в современные религии вошли многие характерные черты первобытных религиозных представлений. Почти все современные религии сохраняют пережитки тотемизма и культа животных. Иудаизм, например, запрещает верующим употреблять в пищу свинину. Этот запрет возник у древних евреев, считавших свинью своим тотемным животным. В христианстве пережитком тотемизма является изображение святых в виде животных: на православных иконах святого Христофора рисовали с собачьей головой. Широко растространено изображение святого духа в виде голубя. Таинство причастия в христианстве восходит к древнейшим обрядам приобщения к тотему.

В современных религиях сохраняются также и многочисленные пережитки первобытных анимистических верований. Одним из них является вошедшее во все религии мира представление о душе и её загробном существовании. Правда, с течением времени оно сильно изменилось: душу стали изображать более отвлечённо, как некое духовное начало, а с загробным миром в условиях классового общества стала связываться идея воздаяния. Вера в духов также подверглась изменению: например, в христианстве роль добрых духов стали играть ангелы, роль злых – нечистая сила (черти, ведьмы и пр.).


Магия явилась основой культа всех современных религий – христианства, ислама, буддизма и др. Так, в христианстве молебны о дожде, благословение урожая и другие обряды, миропомазание, соборование, паломничество к «святым» источникам и т.д. – это не что иное, как магические действия, уходящие своими корнями к магии погоды и плодородия, к лечебной магии. На почве лечебной магии возникли представления о духах и богах – целителях болезней. Пережитком магической веры в амулеты является в христианстве ношение ладанок, нательных крестов и т.п.

3. Структурировать информацию по вынесенным вопросам и составить краткий конспект на каждый из них.

Для понимания первобытных верований следует учесть то, что изначально человек чувствовал себя частью естественной природы, вне которой он не мог представить своё существование или, по крайней мере, свою благополучную жизнь. Соответственно, природу он понимал согласно собственным ощущениям и собственному пониманию своей жизни и жизни своего рода. В результате сложилось мнение, что предметы естественной среды также живые и способны к переживанию чувств. Такая установка подкреплялась и отсутствием научной информации о явлениях природы, что лишало людей возможности понять природу молнии, грома, огня. Между тем последние способны объективно влиять на жизнь человека. Так, огонь обжигает тело, сжигает дома; молния способна убить. Таким образом, складывались предпосылки к анимизму – одушевлению естественных предметов и природных явлений.

Первобытный человек до неолитической революции ничего не знал о мелиорации и развитом сельском хозяйстве. Однако он видел, что из земли растут питательные травы и на деревьях растут плоды, а это значит: кто-то высший заботится о них и кто-то создал самого человека. Переход в период неолита к производящему хозяйству мог подвести человека к мысли о том, что забота о земле приводит к тому, что земля даёт хороший урожай. Так, возможно, сложились представления о Богине-Матери.

Культ Богини-Матери – один из самых древних, времени появления которого выявить невозможно. Однако почти во всех обитаемых местах земного шара находят статуэтки женских фигур, возраст которых датируют каменным веком. Такие статуэтки принято называть «Венерами». Эти статуэтки, скорее всего, были культовыми изображениями Богини-Матери. Причём этот культ носил универсальный характер, поскольку во многих местах Земли статуэтки имеют идентичные признаки. В ходе развития языка Венеры наделялись именами, отличавшимися друг от друга в силу особенностей языка тех или иных народов. Так, у маори Венера именуется Пэпа, в Карфагене – богиня-дева Танит, в Египте – Исида.


У индейцев племени шауни Солнце выступало в роли отца, а земля – в роли Матери, сами же индейцы считали себя их детьми. В языческой Руси Мать-Земля имела конкретное метафизическое значение, обозначавшее душу природы, супругу «Хозяина Неба». Она правит всеми природными процессами и вселяет в людей способность к любви. Вместе с тем статуэтки Венер указывают и на восприятие женщины, роль которых, преимущественно, сводилась к рождению и воспитанию детей.

Фетишизм – это обожествление и почитание какого-либо предмета естественного или искусственного происхождения. Слово фетиш происходит от португальского слова feitico – амулет, обладающий защитными, охранительными свойствами. От фетишей ждали удачи и безопасности. Если фетиш не выполнял своего назначения, то его заменяли другим, а у некоторых народов даже наказывали.

Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве с мифическим предком, в роли которого, как правило, выступают какие-либо животные или растения. Так, согласно верованиям дагонов – народа, проживающего на территории Мали, – предок имеет внеземное происхождение, поскольку дагоны убеждены, что он прилетел со звезды. Интересно, что свои убеждения они подкрепляют относительно чёткими знаниями по астрономии, не имея при этом ни специальных приборов, ни науки как таковой. В том случае, если у какого-то народа тотемом является животное, то вид, к которому оно относится, объявляется тотемным; значит, представителей этого вида нельзя убивать или есть. Зачастую, во время межплеменных конфликтов, люди верят, что, убив тотемное животное враждебного племени, ослабят это племя. Однако в целом тотем не наделяется какими-либо магическими свойствами и не обожествляется. Его роль касается только родственных связей. Вместе с тем важно отметить, что на основе тотемизма складывался культ животных – зоолатрия, в котором определённый вид животных обожествлялся и служил объектом для поклонения. Существует также культ растений, называемый фитолатрией.

Достаточно широко распространен культ предков. Проявление этого культа находит своё отражение, прежде всего, в погребальных обрядах. Во многих традиционных общностях распространено мнение, что если погребальный обряд провести небрежно или вообще не провести, то душа умершего не попадёт в загробный мир и возвратится к родному селению, став при этом злым духом. По верованиям этих народов, потусторонний мир духов почти не отличается от мира живых людей.