ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В языческих религиях зачастую обряды выполняют и колдуны. Они, помимо религиозных функций, выполняют ряд других целей: медицинские, социальные. Вместе с тем в отношении религии важно подчеркнуть, что колдун, в соответствии с языческими установками, обладает властью над природой.
Одной из форм выражения первобытных верований является шаманизм, сложившийся в древние времена, но сохранившийся и в современном мире, например, в культуре народов Сибири и Северной Америки.
4. Структурировать информацию по лекции №2 и составить ее конспект.
По содержанию религии делятся на:
- ранние формы религий;
- политеизм (многобожие);
- монотеизм (единобожие).
Культурно-региональная типология религий
Религии по культурно-региональному принципу различают на:
- религии Запада (иудаизм, христианство);
- религии Востока (учения Китая, Индии, Японии);
- религии Юга (трайбалистские, африканские племенные верования);
- нативистские религии (естественно-природные) и религии коренных народов Америки.
Типология религий на основе сакрального текста
В эту группу религий входят авраамические религии на основе признания значения сакрального текста Ветхого Завета. Сюда относят иудаизм, ислам, христианство. Авраам – это библейский патриарх, которого называют отцом всех, кто чтит единого Бога.
Религии естественные и исторические
Под естественными религиями подразумевают традиционные системы ценностей, наследуемые группой людей. Они не сформировались в результате деятельности пророков, их учение не основывалось на письменных источниках, откровении и священном писании. Верования передаются из поколения в поколение через мифологические повествования, древние обычаи и ритуалы. Религиозная группа включает весь социум, каждый член которого разделяет его религиозные традиции.
Возникновение исторических религий (этических, пророческих, религий откровения) связано с деятельностью основоположников и событием откровения, развивается вероучение, формулируются доктринальные положения, устная традиция становится письменной, появляется канон Священного Писания, происходит разделение на священнослужителей и рядовых верующих. Наиболее значительными историческими религиями являются зороастризм, буддизм, христианство, ислам.
Содержание мифолого-религиозной картины мира включает:
1) представление о Боге (Абсолюте или богах), его история, учение;
2) представления о воле Бога, о его требованиях к людям;
3) представления о человеке, об обществе, о мире, конце света, путях спасения человечества, о загробном или ином потустороннем мире и др.;
4) религиозно-этические и религиозно-правовые представления и нормы;
5) представления о церковной организации, взаимоотношениях клира и мира и др.
Мифолого-религиозное сознание включает ряд компонентов:
1) вера (восприятие определенной информации и следование ей, независимо от степени ее правдоподобности или доказанности, часто вопреки возможным сомнениям);
2) мифопоэтическое (наглядно-образное) содержание;
3) теоретический (абстрактно-логический) компонент;
4) интуитивно-мистическое содержание.
Характерной особенностью древнегреческой религии выступает:
Олицетворение и одушевление явлений природы (анимизм);
Человекоподобное изображение богов (антропоморфизм);
Описывается история их (богов) происхождения;
Богатая мифология (мифопоэтическое содержание), раскрывающая образы божественных сил, взаимоотношений между божествами, между божествами и людьми.
Древнегреческому политеизму присуща нижеследующая периодизация:
III – II тыс. до н.э. -- крито-минойская религия;
11 – 9 вв. до н.э. – Гомеровский период («темные века»);
8 – 6 вв. до н.э. – архаика;
5 – 4 вв. до н.э. – классический период (герои: Геракл, Орфей, Пифагор, Платон и др.);
4 – 1 вв. до н.э. – религия эллинистической эпохи;
1 – 6 вв. н.э. – религия древних греков существует параллельно с религией Древнего Рима и христианством.
Структура религии включает в себя ряд тесно взаимосвязанных между собой компонентов. Среди них можно выделить три основных: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Специфическим признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное, нечто, не подчиняющееся законам материального мира и противостоящее реальному, земному.
Религиозное сознание – это система мировоззрения, сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях.
На уровне религиозной идеологии религиозное сознание существует в форме систематизированного и кодифицированного вероучения. Кодифицированное вероучение:
Формируется преднамеренно и сознательно;
Выступает как целостная система взглядов на мир, выраженная в форме догматов, поучений, утверждений;
Включает в себя концептуальное учение о мире, природе, обществе, человеке, ангелах и т.д.;
Также включает в себя религиозную философию, богословие (теологию).
Теология или богословие (от греч. Theos – Б-г, logos – учение) многообразна. Включая в себя разные теоретические аспекты религии, она состоит из ряда богословских дисциплин, излагающих различные стороны вероучения и культа.
Обыденное религиозное сознание – это религиозные представления, взгляды, верования, чувства, существующие в форме разрозненных идей, образов, мифических рассказов и т.д.
Культ (от лат. «уход», »почитание») – это совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается воздействовать на сверхъестественные и реально существующие объекты.
Религиозный культ есть не что иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов.
Религиозная организация – это объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов. В зависимости от конкретно-исторических условий и специфики самой религии религиозные организации принимают разную форму.
Христианство
1. Социально-экономические предпосылки возникновения
2. Истоки христианской идеологии
3. Основы вероучения
4. Основные этапы развития христианства (церкви)
Христианство (от греческого слова Christos – «помазанник», «мессия») – самая распространенная из всех мировых религий. Его исповедуют более 1,5 млрд. человек.
Христианство зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине, которая являлась провинцией Римской империи.
Христианство – монотеистическая религия (единый Б-г сотворил Вселенную и человека), но основные положения христианства вносят в монотеизм идею Троицы (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой).
Распространению христианства способствовали следующие причины:
1) его демократичность, универсализм нравственных принципов, нивелировка классовых и социальных различий. Перед Богом оказывались равны все.
2) Идея равенства перед Богом базировалась на идеях греховности и спасения. Греховность человека и мира объяснялась грехопадением Адама. Распят же Христос, Бог Сын, был во искупление человеческих грехов. Идея спасения реализовывалась через идею искупления. Праведнику, уверовавшему в Христа, обещалось вечное блаженство – или после близкого, по мнению первых христиан, конца света и Страшного суда, на котором каждому «воздастся по делам его», или в загробной жизни.
3) Демократизм раннего христианства отразился в устройстве общин, куда принимали всех желающих, в утверждаемых первыми христианами принципах братства и взаимопомощи, в общности имущества, в раздаче милостыни, в совместных «трапезах любви» (агапах), в которых наравне участвовали богатые и бедные. Сам евангельский миф о Христе указывал на обращенность новой религии к низшим слоям общества: казни через распятие в Риме подвергались только рабы.
С точки зрения развития церковной организации в истории христианства можно выделить 3 этапа:
1) демократический период (I—II вв.), когда общинами руководили пророки, апостолы, т.е. харизматики — лица, которым приписывалось обладание особой благодатью, полученной от Святого Духа, — «харизмой»;
2) епископальный период, когда формируется клир (конец II—IV вв.): епископы (греч, «надзиратели»), ведавшие деньгами и имуществом, диаконы (греч. «служители»), руководившие культовой стороной жизни общины, пресвитеры (греч. «старейшины»), авторитеты в вопросах религии;
3) формирование целостной церковной иерархии (IV—VIII вв.), появление митрополитов — руководителей отдельных церквей, состоявших из нескольких епископатов, патриархов — глав церковных объединений, простиравших свою власть на несколько областей, и т.п.
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.