Файл: Семинар 2 Задание по теме семниара 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В языческих религиях зачастую обряды выполняют и колдуны. Они, помимо религиозных функций, выполняют ряд других целей: медицинские, социальные. Вместе с тем в отношении религии важно подчеркнуть, что колдун, в соответствии с языческими установками, обладает властью над природой.

Одной из форм выражения первобытных верований является шаманизм, сложившийся в древние времена, но сохранившийся и в современном мире, например, в культуре народов Сибири и Северной Америки.

4. Структурировать информацию по лекции №2 и составить ее конспект.

По содержанию религии делятся на:

- ранние формы религий;

- политеизм (многобожие);

- монотеизм (единобожие).

Культурно-региональная типология религий

Религии по культурно-региональному принципу различают на:

- религии Запада (иудаизм, христианство);

- религии Востока (учения Китая, Индии, Японии);

- религии Юга (трайбалистские, африканские племенные верования);

- нативистские религии (естественно-природные) и религии коренных народов Америки.

Типология религий на основе сакрального текста

В эту группу религий входят авраамические религии на основе признания значения сакрального текста Ветхого Завета. Сюда относят иудаизм, ислам, христианство. Авраам – это библейский патриарх, которого называют отцом всех, кто чтит единого Бога.

Религии естественные и исторические

Под естественными религиями подразумевают традиционные системы ценностей, наследуемые группой людей. Они не сформировались в результате деятельности пророков, их учение не основывалось на письменных источниках, откровении и священном писании. Верования передаются из поколения в поколение через мифологические повествования, древние обычаи и ритуалы. Религиозная группа включает весь социум, каждый член которого разделяет его религиозные традиции.

Возникновение исторических религий (этических, пророческих, религий откровения) связано с деятельностью основоположников и событием откровения, развивается вероучение, формулируются доктринальные положения, устная традиция становится письменной, появляется канон Священного Писания, происходит разделение на священнослужителей и рядовых верующих. Наиболее значительными историческими религиями являются зороастризм, буддизм, христианство, ислам.


Содержание мифолого-религиозной картины мира включает:

1) представление о Боге (Абсолюте или богах), его история, учение;

2) представления о воле Бога, о его требованиях к людям;

3) представления о человеке, об обществе, о мире, конце света, путях спасения человечества, о загробном или ином потустороннем мире и др.;

4) религиозно-этические и религиозно-правовые представления и нормы;

5) представления о церковной организации, взаимоотношениях клира и мира и др.

Мифолого-религиозное сознание включает ряд компонентов:

1) вера (восприятие определенной информации и следование ей, независимо от степени ее правдоподобности или доказанности, часто вопреки возможным сомнениям);

2) мифопоэтическое (наглядно-образное) содержание;

3) теоретический (абстрактно-логический) компонент;

4) интуитивно-мистическое содержание.

Характерной особенностью древнегреческой религии выступает:

Олицетворение и одушевление явлений природы (анимизм);

Человекоподобное изображение богов (антропоморфизм);

Описывается история их (богов) происхождения;

Богатая мифология (мифопоэтическое содержание), раскрывающая образы божественных сил, взаимоотношений между божествами, между божествами и людьми.

Древнегреческому политеизму присуща нижеследующая периодизация:

III – II тыс. до н.э. -- крито-минойская религия;

11 – 9 вв. до н.э. – Гомеровский период («темные века»);

8 – 6 вв. до н.э. – архаика;

5 – 4 вв. до н.э. – классический период (герои: Геракл, Орфей, Пифагор, Платон и др.);

4 – 1 вв. до н.э. – религия эллинистической эпохи;

1 – 6 вв. н.э. – религия древних греков существует параллельно с религией Древнего Рима и христианством.

Структура религии включает в себя ряд тесно взаимосвязанных между собой компонентов. Среди них можно выделить три основных: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Специфическим признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное, нечто, не подчиняющееся законам материального мира и противостоящее реальному, земному.

Религиозное сознание – это система мировоззрения, сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях.

На уровне религиозной идеологии религиозное сознание существует в форме систематизированного и кодифицированного вероучения. Кодифицированное вероучение:

Формируется преднамеренно и сознательно;

Выступает как целостная система взглядов на мир, выраженная в форме догматов, поучений, утверждений;



Включает в себя концептуальное учение о мире, природе, обществе, человеке, ангелах и т.д.;

Также включает в себя религиозную философию, богословие (теологию).

Теология или богословие (от греч. Theos – Б-г, logos – учение) многообразна. Включая в себя разные теоретические аспекты религии, она состоит из ряда богословских дисциплин, излагающих различные стороны вероучения и культа.

Обыденное религиозное сознание – это религиозные представления, взгляды, верования, чувства, существующие в форме разрозненных идей, образов, мифических рассказов и т.д.

Культ (от лат. «уход», »почитание») – это совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается воздействовать на сверхъестественные и реально существующие объекты.

Религиозный культ есть не что иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов.

Религиозная организация – это объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов. В зависимости от конкретно-исторических условий и специфики самой религии религиозные организации принимают разную форму.

Христианство

1. Социально-экономические предпосылки возникновения

2. Истоки христианской идеологии

3. Основы вероучения

4. Основные этапы развития христианства (церкви)

Христианство (от греческого слова Christos – «помазанник», «мессия») – самая распространенная из всех мировых религий. Его исповедуют более 1,5 млрд. человек.

Христианство зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине, которая являлась провинцией Римской империи.

Христианство – монотеистическая религия (единый Б-г сотворил Вселенную и человека), но основные положения христианства вносят в монотеизм идею Троицы (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой).

Распространению христианства способствовали следующие причины:

1) его демократичность, универсализм нравственных принципов, нивелировка классовых и социальных различий. Перед Богом оказывались равны все.

2) Идея равенства перед Богом базировалась на идеях греховности и спасения. Греховность человека и мира объяснялась грехопадением Адама. Распят же Христос, Бог Сын, был во искупление человеческих грехов. Идея спасения реализовывалась через идею искупления. Праведнику, уверовавшему в Христа, обещалось вечное блаженство – или после близкого, по мнению первых христиан, конца света и Страшного суда, на котором каждому «воздастся по делам его», или в загробной жизни.


3) Демократизм раннего христианства отразился в устройстве общин, куда принимали всех желающих, в утверждаемых первыми христианами принципах братства и взаимопомощи, в общности имущества, в раздаче милостыни, в совместных «трапезах любви» (агапах), в которых наравне участвовали богатые и бедные. Сам евангельский миф о Христе указывал на обращенность новой религии к низшим слоям общества: казни через распятие в Риме подвергались только рабы.

 С точки зрения развития церковной организации в истории христианства можно выделить 3 этапа:

1) демократический период (I—II вв.), когда общинами руководили пророки, апостолы, т.е. харизматики — лица, которым приписывалось обладание особой благодатью, полученной от Святого Духа, — «харизмой»;

2) епископальный период, когда формируется клир (конец II—IV вв.): епископы (греч, «надзиратели»), ведавшие деньгами и имуществом, диаконы (греч. «служители»), руководившие культовой стороной жизни общины, пресвитеры (греч. «старейшины»), авторитеты в вопросах религии;

3) формирование целостной церковной иерархии (IV—VIII вв.), появление митрополитов — руководителей отдельных церквей, состоявших из нескольких епископатов, патриархов — глав церковных объединений, простиравших свою власть на несколько областей, и т.п.

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.