Файл: Использование метода моделирования на уроках окружающего мира при изучении взаимосвязей в природе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Использование метода моделирования на уроках окружающего мира при изучении взаимосвязей в природе"

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3

1. Роль моделирования как практического метода обучения в курсе «Окружающий мир» начальной школы………………………………………..5

1.1. Основы моделирования и его роль как практического метода обучения..5

1.2. Использование моделирования в курсе «Окружающий мир» и его влияние на обучение младших школьников………………………………….10

2. Методика применения метода моделирования на уроках «Окружающий мир» при изучении взаимосвязей в природе…………………………………18

2.1. Характеристика программы курса «Окружающий мир» с позиции темы исследования…………………………………………………………..………..18

2.2.Диагностика сформированности взаимосвязей в природе у младших школьников……………………………………………………………………..22

2.3. Планирование и конструирование уроков окружающего мира в 1 классе с использованием метода моделирования при изучении взаимосвязей в природе………………………………………………………………………….25

2.4. Выявление результатов формирующей работы в ходе контрольного исследования и обсуждение полученных результатов……………………….27

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованных источников и литературы…………………………31

Приложения…………………………………………………………………….33


Введение
В условиях современной научно-технической революции, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, особое значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость активно использовать на уроках окружающего мира такой метод обучения, как моделирование. Именно моделирование, на мой взгляд, в наибольшей мере отвечает задаче формирования у обучающихся знаний об экологических связях. Так как модели делают «видимыми» невидимые связи, где объекты соединены стрелками или линиями. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Вместе с тем, процесс моделирования предполагает решающую роль самостоятельной работы детей, их непосредственное участие в построении моделей. Всё это активизирует познавательную деятельность детей и помогает им устанавливать связи, существующие в природе.


Моделирование как метод обучения применялся с первых шагов человека по передаче своего опыта подрастающему поколению. Однако лишь настоящему времени принадлежит его активное теоретическое осмысление, а следовательно, и более осознанное применение в практике[20, с.166]. Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов в виде шкал, диаграмм, графиков, формирует способности воображения и образно-символического мышления ребенка. Этой проблеме уделяют внимание следующие авторы: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, А.А. Плешаков, З.А. Клепинина и другие.

Актуальность использования метода моделирования на уроках окружающего мира при изучении взаимосвязей в природе обусловлена не только эффективным запоминанием учебного материала, но и тем, что внимание младших школьников акцентируется на возможности их личного участия в охране воздуха и воды.

Исходя из мнений и фактов, приводимых авторами, и мы можем определить проблему использования метода моделирования на уроках окружающего мира при изучении взаимосвязей в природе, как одну из актуальнейших и требующих внимательного рассмотрения и анализа.

Цель исследования: изучить использование метода моделирования на уроках окружающего мира при формировании знаний взаимосвязей в природе.

Объект исследования – процесс изучения взаимосвязей в природе на уроках окружающего мира.

Предмет исследования – использование метода моделирования на уроках окружающего мира.

Гипотеза исследования: если учитель использует метод моделирования на уроках окружающего мира, то это будет способствовать сформированности взаимосвязей в природе у младших школьников.

Задачи исследования:

1)изучить литературу по проблеме использования метода моделирования на уроках окружающего мира;

2) исследовать сформированность взаимосвязей в природе у младших школьников.

3) подготовить и провести уроки окружающего мира в 1 классе по программе с использованием метода моделирования с целью изучения взаимосвязей в природе;

В ходе изучения данной проблемы были использованы следующие методы педагогического исследования:

  1. Теоретический (анализ литературных источников по исследуемой проблеме;)

2. Практический (диагностика, её организация и проведение;)

3. Статистический (количественные и качественные результаты исследования).
Практическая значимость исследования. Результаты курсовой работы могут быть использованы педагогами при подготовке уроков окружающего мира в 1 классе.


Опытно-экспериментальная база – учащиеся 1-х классов МБОУ СОШ № 117, Н.Новгород.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

1. Роль моделирования как практического метода обучения в курсе «Окружающий мир» начальной школы

1.1. Основы моделирования и его роль как практического метода обучения
Моделирование – важный метод научного познания. До недавнего времени моделирование успешно применялось главным образом в технических исследованиях, однако сейчас без использования этого метода становится немыслимым изучение многих явлений и процессов в других областях знания. В последнее время применение моделирования в обучении приобретает особое значение для повышения теоретического уровня педагогической науки и практики.

Моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в некоторых отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте [20].

На сегодняшний день педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Все многообразие их в зависимости от избираемого основания ученые классифицируют по видам дидактического характера. Разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, поэтому существует целый ряд классификаций методов обучения.

Значение любой такой классификации состоит в том, что она придает определенную направленность познавательной теоретической и практической деятельности учителя и учащихся. Возникают требования к построению, структуре метода обучения, которые обеспечивают успешное выполнение той или иной учебной задачи. Различные классификации позволяют увидеть метод обучения с различных сторон, придают ему различную структуру, различную взаимосвязь слагающих его компонентов. Поэтому, по существу, любой известный в практике метод обучения может быть отнесен к той или иной группе методов обучения в зависимости от структуры, которая ему придается. Вариативность структуры метода обучения позволяет учителю направить познавательную деятельность учащихся в желаемое русло и создать такую форму познания, которая обеспечивает успешное выполнение учебных задач.


А.А. Самарский выделает четыре этапа построения модели:

«Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о её «поведении». Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал - формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвёртый этап - практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им».

Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым четырёхэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность
метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания [12].

Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств [21].

Часто бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности, потому более простой. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

Так, например, в курсе географии первые представления о нашей планете Земля ученики получают, изучая ее модель - глобус; в химии при изучении строения вещества используют модели молекул; в биологии используют муляжи овощей и фруктов, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов [1].

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д. Без предварительного создания чертежей невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме [4, c.85].

Основной задачей процесса моделирования является выбор наиболее адекватной к оригиналу модели и перенос результатов исследования на оригинал. Существуют общие методы и способы моделирования.
В настоящее время весьма эффективным и значимым является метод компьютерного моделирования.

Моделирование представляет собой деятельность по построению моделей и включает в себя следующие психические процессы: восприятие, представление, память, воображение и мышление. С точки зрения характера наглядности модели делятся на материальные и идеальные. К материальным относятся модели, выполненные из вещественных предметов (металла, дерева, стекла и т.д.).

Материальные модели можно разделить на статические и динамические. К статическим относятся модели, геометрически подобные оригиналам. Они передают лишь пространственные (геометрические) особенности оригиналов в определенном масштабе (модели геометрических фигур и тел). К динамическим относятся модели, которые воспроизводят процессы или явления. Все модели обладают свойством наглядности, т.к. они чувственно воспринимаемы и являются материальным воплощением мысленного наглядного образа объекта у человека, который понял, усвоил сущность предмета или явления. Создание материальных моделей производится на основе предварительного создания мысленных моделей - наглядных образов моделируемых объектов.