Файл: Загадочная стихия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИЛИАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЖАРИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОГРАНИЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» В С.БАРАБАШ-ЛЕВАДА

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по географии

для 6– 9 классов

ТЕМА:

«Загадочная стихия»

(интеллектуально-познавательная игра)

Автор – составитель:

Шишкина Евгения Евгеньевна

учитель географии

2018 г.

Цель:

формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, расширение знаний школьников в области географии, развитие умений учащихся использовать полученные знания в нестандартной обстановке, картографическими пособиями, учить школьников грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Задачи:

- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

- формировать негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оборудование: презентация, компьютер

Целевая аудитория:учащиеся 5-9 классов.

Вид занятия: комбинированный.

Методы занятия:

-наглядные: презентация;

-словесные: беседа.

Время занятия: 40 минут.

Ожидаемые результаты

Знания о воде должны стать неотъемлемой частью духовного багажа человека, живущего на планете Земля. Полученная информация будет способствовать бережному отношению к водным ресурсам, а также пропаганде осознанного отношения к своему здоровью, духовному развитию личности ребенка.

Во время проведения конкурсов за правильный ответ учащимся раздаются жетоны в виде капелек воды. В конце мероприятия подводятся итоги. Победителю вручается приз.
Ход мероприятия:
Ведущий 1. Вода - одно из самых ярких чудес природы. В стакане чая у вас вода, в арбузе - вода, огурец сплошная вода. Тело человека на три четверти состоит из воды. Вода всегда рядом с нами, мы привыкли к ней, и потому не считаем чудом. (Слайд 1-3)

Ведущий 2. И где мы только не встречаем воду! Из крана течет вода, родничок на краю оврага – вода. Река, впадающая в море, озеро, облака над землей, туман, дождик, град, снег льды Антарктиды, похожие на папоротники зимний рисунок на оконном стекле, золотая тучка на вершине утеса в горах – все это вода. Послушаем с вами стихи о воде.


Чтец 1.

Вода лилась,

Шумел родник,

Пленял игрою молодою,

Чтоб человек пришел, приник

И жажду утолил водою.

Она была чиста, ясна,

Прозрачная –

Все звезды разом

В ней отражались

И со дна ручья

Сверкали, как алмазы.

Чтец 2.

Как радостно бежал родник

С горы в знакомое ущелье!

И был не нужен проводник,

И горы горбились в смущенье.

Чтец 1.

Вода!

В журчании своем

Вылетала,

Звезд переговоры

Перенимала,

Как цветет подснежник

Заселяя горы.

Чтец 2.

Она бессонницей была

И материнской добротою,

Потоки майского тепла

Она стремглав несла с собою.

Несла цветочный аромат,

Свет грёз и радуги сверканье…

И каждый был напиться рад

И шел счастливым со свиданья.
Ведущий 1. Ребята, а что вы знаете о воде? Давайте проверим ваши знания. (Слайд 4)
Конкурс «Загадки»

1.До неба достанет, а от земли не видать. (Дождь).

2.Увидел мать – умер опять. (Снег)

3.Заря зарница, Красная девица,

Врата запирала,

По полю гуляла,

Ключи потеряла, месяц видел.

А солнце скрыло. (Роса).

4.Выросло, провисло

Из бороды повылезло

Солнышко стало-

Ничего не стало. (Сосулька)

5.Горя не знает, а слезы проливает. (Туча грозовая)

6.Сивые кабаны все поле облегли. (туман)

7.С неба пришел - в землю ушел. (Дождик)

8.Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

9.Я вода да по воде же плаваю. (Лед)

10.Кадка стара, покрышка нова. (Лед на реке)

11.Беленька собачка в подворотню глядит. (Сугроб)
Ведущий 2. Вода сильнее всех в природе. Она сносит все на своем пути. Ученые считают, что жизнь на нашей планете зародилась в воде. (Слайд 5)

Ведущий 1. Вода способна подниматься вверх по тонким капиллярам растений, трав и деревьев. Этот поток несет вверх из почвы питательные растворимые вещества. Получается, что жизнь без воды была бы на Земле невозможна. Воду, драгоценный дар природы, можно назвать живой кровью, которая создает жизнь там, где её не было. (Слайд 6)

Ведущий 2. Итак, следующий конкурс «Назови всё одним словом». Я называю слова, а вы должны назвать только одно слово.
Конкурс «Назови все, одним словом»

  • Теплый, холодный, звездный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной. (Дождь)

  • Золотой, сахарный, крупный, мелкий, речной, морской. (Песок)

  • снежная, пыльная, песчаная, разрушительная. (Буря)

  • Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевой, речной. (Поток)

  • Материковый, вулканический, песчаный, коралловый, морской, необитаемый. (Остров).

  • Молочная, подземная, бурная, спокойная, широкая, узкая, извилистая, горная, сплавная, судоходная. (Река)

  • Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, морская, сейсмическая. (Волна)

  • Море, река, озеро-…(водоём)

  • Чад, Эри ,Титикака-…( озеро)

  • Марианский, Алеутский, Тонга-…(желоб)

  • Братское, Рыбинское, Куйбышевское -…(водохранилище)

  • Керченский, Татарский, Босфор-…(пролив)

  • Илья Муромец, Анхель, Виктория-…(водопад)



Чтец 1. (Слайд 7)

Беспечным мальчишкой-повесой,

В мерцанье апрельских лучей

По лесу, по лесу, по лесу

Крадется весенний ручей.

Как всё интересно и ново –

Ведь он лишь сегодня возник;

Свечение шишек еловых

Совы неожиданный крик.

Дробь дятла, который прилежно

Зачем-то в сосну колотил.

К ручью потянулся подснежник,

И он ему стебель омыл.

Синица, что пряталась в ели,

Казалось, куда-то звала,

И он ее песне поверил,

И птаха его повела.

Он мчался за нею повсюду

Зайчонком, довольным собой

И ахнул под вечер от чуда:

Он вышел к реке голубой!
Ведущий 1. Посмотрим на карту нашей планеты (показывает на карту мира). (Слайд 8) Большая часть её окрашена голубым цветом. Это мировой океан. Все чаще утверждают, что наша планета следовало бы назвать не планета Земля, а планета Океан. Голубые артерии рек, озер, прудов несут нам, людям, живительную влагу - пресную воду. С давних пор человек селился вдоль водоема. Вода обеспечивала людям пропитание и удобные пути сообщения.

Но не только практические цели руководили людьми при выборе места для поселений. Человеку всегда присущие чувство красоты. Именно эстетическое чувство определяло выбор территории. Ведь приятно жить возле реки или моря.

Ведущий 2. Следующий конкурс «Ассоциации». Вам необходимо угадать слово, используя логический ряд и пояснить ход своих рассуждений. (Слайд 9)
Конкурс «Ассоциации»

  • Землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения. ( Цунами).

  • Испарение, облака, осадки, река, море. ( Мировой круговорот воды).

  • Ветер, вода, бутылка, письмо (течения).

  • Горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище ( водопад).

  • Вода, соленость, доля вещества (промилле).

  • Океан, корабль, лёд, гора, опасность (айсберг)


Ведущий 1. А сколько радости доставляют человеку чистые воды бегущих горных ручьев и речек, зеркальная вода озер! Человек, выросший возле воды, запоминает самое радостные впечатления: катание в лодке, коньки зимой и купание летом, наблюдение за таинственной жизнью подводных обитателей. (Слайд 10)

Ведущий 2. На территории нашей родины находятся сотни рек, озер, прудов. Россию омывают несколько морей, океанов. Давайте вспомним некоторые из них. Для этого вам нужно угадать название рек, озер и морей.
Конкурс «Реки и озера России»

1. Самая длинная река нашей страны. Её протяжность 6380км. (Обь)


2.Самая многоводная и мощная река нашей страны. Её годовой сток свыше 600км в год. (Енисей)

3.Главная река Европейской части России? (Волга)

4.Самое крупное пресноводное озеро Европы? (Ладожское)

5.Эта река носит имя домашней утвари, протекает в Северо – Западной Сибири. (Таз)
Ведущий 1. .В сказках герои пользуются живой и мертвой водой, но сегодня «мертвую воду» можно встретить и в реальной жизни. Непригодной для жизни воду делает сам человек. Почти каждый день с телеэкранов, по радио, со страниц газет и журналов мы слышим тревожные вести об очередной экологической катастрофе, происходящей в том или ином районе Мирового океана.
Чтец 2. (Слайд 11)

Я ночью проснулся.

Мне кто-то сказал:

«Мёртвое море – священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты хрустальная печень страны!

И кто-то добавил из глубины:

«Байкал – заповедная совесть страны».

Плыл я на лодке краем Байкала.

Вечер посвечивал вполнакала,

Но неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень,

Чтобы никто никогда не сказал:

«Мёртвое море – священный Байкал».
Ведущий 2. Затуманились озера земли- реки, моря, океаны. Уже более 20 лет назад путешествия на судне «Ра», известный норвежский ученый Тур Хейердал записал в дневнике: «…посреди океана, отрытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымазаться в грязи». (Слайд 12)

Ведущий 1. На вопрос: «Можно ли спасти море?» - ученые грустно отвечают: «Может быть…»

Сегодня Черное и Азовское моря в предынфарктном состоянии. Арал – очаг величайшего экологического бедствия. Когда-то богатое рыбой Аральское море теперь представляет собой полупустыню, в которой навсегда похоронены плавающие здесь корабли. (Слайд 13)

Ведущий 2. Буквально задыхается сегодня от сточных вод и чистейшее Ладожское озеро. Несколько лет назад Ладога зацвела. Сине- зеленые водоросли захватили даже центр озера, чего никогда не было.

Ведущий 1. А реки? Мы заполняем реки мусором, нефтью, золой, пеной стиральных порошков и другими отходами.

Чтец 1.


Океан седой гремит набатно.

Он таит обиду в глубине:

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги.

И судьба земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На земле давно уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?
Ведущий 2. А много ли воды на Земле? Немало! Около 70% земной поверхности. Из космоса и планета выглядит водяным шаром. Но 97% всех земных вод – соленые, и только 3% пресной воды (причем две трети ее заморожено Артике и Антарктике). Таким образом, необходимой пресной воды на все про все лишь 1%.

И при таком безалаберном отношении человека уже сегодня мы вступаем в полосу нехватки пресной воды. 80 стран мира испытывают острый недостаток воды. 10 миллионов людей на Земле ежегодно умирают от загрязненной воды.

По прогнозам ученых к 2050 году треть человечества будет испытывать жажду еще более нестерпимую, чем голод. Отсрочить кризис может только бережное, экономное отношение к воде.

Ведущий 1. Кстати сказать, мудрец Назым Хикмет незадолго до смерти, размышляя о ценностях жизни, на первое место поставил стакан чистой воды. (Слайд 14)

Ведущий 2. Мы не можем прожить без воды. А теперь давайте посмотрим, какими напитками мы можем утолить жажду.

Кроссворд «Не дай себе засохнуть»

  1. Этот напиток носит название самого глубокого озера России. (Байкал)

  2. Это вода носит название города - курорта (Ессентуки)

  3. Знаменитая минеральная вода из Грузии (Боржоми)

  4. Известный русский напиток (Квас)

  5. Цвет оранжевый, вкус цитрусовый, утоляет жажду, но не апельсин(Фанта)

  6. В нем самая чистая и прохладная вода (Родник)

  7. Лечебная вода (Нарзан)

  8. Газировка с привкусом лимона (Лимонад)







1













2































3

























4
















5



















6






















7

























8