Файл: Семинар 3 Задание по теме семинара 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.1. Священное писание и священное предание.

Христианство является богооткровенной религией. В православном понимании Божественное Откровение включает в себя Священное Писание и Священное Предание. Писание — это вся Библия, то есть все книги Ветхого и Нового Заветов. Что же касается Предания, то этот термин требует специального разъяснения, так как употребляется в разных значениях.

Из всех форм, в которых воплощается Предание, Священное Писание имеет для нас наибольшее значение. Священное Писание – «единственный источник вероучения, о котором со всей уверенностью можно сказать, что он ни в чем не погрешает против полноты доступной нам Божественной Истины. Именно оно в наибольшей полноте и совершенстве показывает образ спасительного действия Бога в мире».

2.2. Основы католического вероучения.

Подобно православию, католицизм исповедует веру в божественную троицу: в бога-отца — творца и создателя мира, его сына Иисуса Христа, в святого духа, а также в божью мать, в ангелов и дьявола. Католицизм признает истинным все, что рассказывается в так называемых христианских «священных книгах», в том числе о сотворении мира богом, об Адаме и Еве, об их грехопадении и о том, что все человечество несет на себе тяжесть их греха.

Культовая часть католицизма также выражена в наличии обрядовой части. Католицизм также признает семь таинств, но несколько разнится понимание этих таинств: причащение производится пресным хлебом (у православных – квасным); при крещении окропляют водой, а не погружают в купель; миропомазание (конфирмация) производится в возрасте 7-8 лет, а не в младенчестве (при этом подросток получает себе еще одно имя и образ святого, поступкам которого он намерен следовать); в православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков же безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства.

Большое внимание уделяется убранству священнослужителей (священник – черная сутана, епископ – фиолетовая, кардинал – пурпурная, папа – белая сутана. Папа надевает митру и тиару как знак высшей земной власти, а также паллий – ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна).

Важными элементами культа являются католические праздники и посты. Рождественский пост – адвент. Рождество – наиболее торжественный праздник (три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление – праздник трех царей – в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса – символа надежды на спасение. Праздник Сердца Марии – символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников – Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября).


2.3. Обряды и таинства.

Таинства –это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. Таинства дарованы Церкви как знак неотлучного пребывания в ней Святого Духа и как свидетельство ее истинности. В каждом Таинстве подается особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека. Благодать Святого Духа – это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие. Посредством Таинств благодать преображает человека, обновляя его природу и его личность.По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, вера, искреннее желание и полная готовность принять его. Святой преподобный Серафим Саровский говорит, что истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. И вот стяжание Духа Святого и является плодом нашего участия в Таинствах.

Существует семь Церковных Таинств:

- Крещение

- Миропомазание

- Евхаристия (Причастие)

- Покаяние

- Священство

- Брак

- Елеосвящение (Соборование)

Все таинства совершаются внутри Церкви, они неотделимы от Церкви. В преподавании Таинств церковных прослеживается преемство иерархии от апостольской эпохи до настоящего времени. Те же самые Таинства, что преподавались апостолами, преподаются ныне епископами и священниками. Сохранилось и понимание Таинства как «соборного» действия, даже если оно совершается и вне храма, как, например, Таинство Елеосвящение, которое может совершаться на дому. В лице семи священников, Церковь сама приходит в дом к больному, не способному прийти в храм.

2.4. Римская католическая церковь: институт папства.

Папство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий папу римского главой всей католической церкви.

В римско-католической церкви папа также является верховным правителем Святого престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.



2.5. Римская католическая церковь: Инквизиция.

Инквизиция - [лат. inquisitio - розыск, расследование], судебный институт Римско-католической Церкви, занимавшийся выявлением и искоренением ересей, расследованием деяний, к-рые с католич. т. зр. считались преступлениями против веры и нравственности, а также книжной цензурой. Особые инквизиционные трибуналы действовали в сер. XIII - 1-й пол. XIX в.

Инквизиционный процесс - один из видов средневек. церковного уголовного процесса, к-рый оформляется при папе Римском Иннокентии III (1198-1216) прежде всего для расследования преступлений прелатов, а не для преследования еретиков. Согласно исследованиям В. Трузена, некоторые элементы инквизиционного процесса можно проследить уже в раннем средневековье. Основным видом судопроизводства был известный из римского права обвинительный процесс (accusatio), когда дело возбуждалось только в результате открытого обвинения: истец должен был доказать вину подсудимого, после подачи исковой жалобы (inscriptio) представив доказательства вины. Аргументами в суде считались признание и очистительная клятва, произнесенные в присутствии тех, кто могли бы подтвердить их (т. е. показания свидетелей). К лицам несвободным или пользовавшимся плохой репутацией применялись ордалии («Божий суд»). Для рассмотрения преступлений, совершенных клириками, постепенно в раннее средневековье вошел в практику т. н. инфамационный процесс, т. е. расследование дела ординарным судьей, епископом, на основании не иска, а позорящих клирика и соответственно Церковь слухов (infamia). В XI-XII вв. как отдельная разновидность выделяются расследования по поданным в письменном виде жалобам и сообщениям о грехах и преступлениях клириков и прелатов (denunciatio evangelica; букв.- братское обличение). Аргументами в суде при инфамационном и денунционном процессах служили признание и очистительная клятва. 

3. Реформация.

3.1. Протестантизм как реакция клира и общества на действия католической церкви.

Протестантизм - совокупность религиозных организаций и вероучений, возникших в результате Реформации католицизма, начиная с XVI в. Протестантизм вырос из религиозных конфликтов
, которые были формой обнаружения ключевых проблем социального развития и их разрешения. Протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, о месте религии в обществе, предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли нового времени.

С протестантской точки зрения, напротив, именно Римско-католическая церковь уклонилась от богооткровенного учения и порядка первоначального христианства и тем самым отделила себя от живого мистического тела Христа. Гипертрофированное разрастание организационной машины средневековой церкви парализовало жизнь Духа. Спасение выродилось в своего рода массовое производство с пышными церковными обрядами и псевдоаскетическим образом жизни. Сверх того, она узурпировала дары Св.Духа в пользу касты клириков и таким образом открыла дверь всевозможным злоупотреблениям и эксплуатации христиан испорченной клерикальной бюрократией, центр которой - папский Рим, чья развращенность стала притчей во языцех для всего христианства. Протестантская Реформация, далекая от еретизма, служила полному восстановлению вероучительных и нравственных идеалов подлинного христианства.

Начало XVI в. в Европе - великая эпоха радикального перелома в европейской культуре, время благородных порывов, увлечения античной культурой. Появляется мироощущение, возвещающее начало буржуазной эры. Но католическая церковь выступала ярой защитницей средневековых порядков. Папство, по выражению Гоббса, - "привидение умершей Римской империи, сидящее в короне на ее гробу". У церкви была огромная власть, поддерживаемая светскими правителям, иинквизиция.

Протест привел к возникновению антицерковных движений. Их социальная база была очень пестрой: правители добивались независимости от Рима, промышленники и торговцы выступали против феодальных порядков, дворянство и рыцарство - против конкуренции по обиранию подданных, деятели науки и культуры - против догмы и духовной монополии, крестьяне и городские низы - против гнета и поборов. Для объединения всех этих сил требовалась программа.

3.2. Основные положения протестантского вероучения.

Протестантские вероучение, культ и организационное устройство формировались на основе требования устранения тех элементов, которые привнес католицизм в догматику и культ по конъюнктурным соображениям и которые в силу этого противоречия раннехристианским идеалам. Протестанты настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а Священное Предание либо отвергается, либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Священному Писанию. Особое значение, поэтому приобрел перевод Библии на национальные языки. В тех странах, где протестантизм вытеснил католицизм, церкви были лишены земельных угодий и подчинены светским властям. Поскольку протестанты отвергали учение о церкви как посреднице между Богом и людьми, поскольку они отказались признавать примат Римского папы и приняли принцип всеобщего священства. Была введена выборность пасторов и пресвитеров, которые уже не обладали правом от имениБога отпускать людям их грехи.