Файл: Л. С. Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды д.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дракон не выносит ласковых и добрых слов и, когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжить поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Воспитатель ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

Шторм

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т.д. Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.


ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГРЕ.

Цель: научить ребенка взаимопомощи, проявления сопереживания и сострадания.

Старенькая бабушка

Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина. Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Живые куклы

Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас ребенок, а другой его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней».

Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т.п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.


Задание 3.

Монотонное занятие
Когда все занятие выдежанно в одном темпе. Когда дети выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп занятия низкий, то дети если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если занятие выдержано только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость детей. Необходимо выдерживать золотую середину.

Занятие проходит без чётких учебный целей и задач

Тема занятия не объявлена. А если даже объявлена, то дети не получили соответствующих инструкций и учебных задач.

Учитель не обращает внимание на учеников

Отсутствие диалога на занятии — катастрофа. Во время занятия, преподаватель обязан держать внимание детей и вызывать у них интерес в занятии.

Задание 4.

Проект «Социальная сеть, как интерактивная форма работы с родителями в

ДОУ» направлен на взаимодействие семьи и детского сада.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. К сожалению, не все родители, на необходимом уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровления своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в вопросах: как выстроить более тесные взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами? Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые создают условия для конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, обеспечивают открытость работы детского сада для родителей. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

• минимизация времени доступа родителей к информации
• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы
• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой
• рост объема информации
• оперативное получение информации родителями
• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы

Наблюдая за тем, как родители не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят времени для общения с воспитателем, но вместе с тем активно посещают социальные сети в интернете напрашивается вывод, что можно и нужно использовать социальные сети в интересах воспитания и развития детей. В социальной сети создается группа, в которую вступают родители детей, где получают всю важную и актуальную информацию, в самом простом и привычном формате.

Задание 5.

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на се­годня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория ро­дителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - прогулка.

Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание сле­дует обратить на следующие моменты:


  • никогда не начинайте разговор с родителями с указания на от­рицательные моменты в поведении их ребенка;


  • отметьте сначала положительные факты его жизни;


  • замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслу­шивайте внимательно и терпеливо;


  • желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;


  • надо вселять в родителей веру в своего ребенка;


  • щадите самолюбие родителей;


  • не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.

Задание 6.

В период 6-7 лет дети переживают один из первых кризисов личности. Они переходят от образа жизни маленького ребенка к новому этапу – поступление в школу, появление ответственности, взросление. Все дети в начальных классах чувствуют себя взрослыми и стремятся проявлять это: они играют в профессии и семью, интересуются всем новым, ищут для себя пример поведения среди взрослых. Для мальчиков сейчас важно расти рядом с достойным мужчиной. Это может быть отец, дедушка, дядя, друг, учитель. Мужчина с достойным поведением и взглядом на мир собственным примером сможет научить мальчика личностному росту, ведь именно сейчас формируется самооценка ребенка. Маленькие девочки также нуждаются в достойном примере феминного поведения. Мама должна быть для дочери не только воспитательницей и кормилицей, а и подругой, которая поможет разобраться во всех проблемах, расскажет что-то интересное, подтолкнет к развитию у девочки самоуважения, интеллектуального роста, к формированию эстетического вкуса. Для этого мама должна обладать положительными личностными качествами, ведь ребенка она сможет научить только на своем примере. В этот период девочки учатся быть внимательными к другим людям, производить хорошее впечатление, заботиться о себе.


РАЗЛИЧИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЬНОСТИ

Игры девочек не направлены на соревнования в своем большинстве, как это происходит у мальчиков, они имеют сюжет и идейное содержание. Играют в дочки-матери, в профессии, в куклы. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Спортивные игры у девочек имеют не столько соревновательный характер, сколько развлекательный. Они не стремятся выяснить, кто лучше, а, наоборот, устанавливают во время игры дружественные контакты. Правила игры в девчачьих группах всегда просты, поэтому споров, практически, не возникает, следовательно, нет и причин для конфликта.

Мальчишеские игры – это сплошные конфликты, точнее, путь к их решению. В то время, как девочки учатся налаживать отношения и дружить, ребята заняты самоутверждением и доказыванием своего превосходства остальным. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы. Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.

Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей так же зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко.

У девочек младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах.


Если девочки лучше справляются с типовыми, стандартными заданиями, с упором на исполнительскую сторону работы, то мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие поиска, а не только извлечения из памяти стандартных решений. Исполнительская часть работы при этом страдает. Они не могут работать по схемам, шаблонам, формулам и правилам, не понимая и не "прочувствовав" их. Поэтому требования механического заучивания не для них. Они могут первыми сообразить, как решить задачу, но запутаться в вычислениях и получить "двойку", увидеть мысленно нарисованный предмет в трехмерном пространстве (полкласса, особенно девочки, срисуют с их черновика), но так изобразить на чертеже, что учитель скажет в их адрес немало гневных слов.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Итак, девочки и женщины биологически запрограммированы на большую устойчивость к разным жизненным ситуациям, адаптируемость к тем условиям, которые им созданы дома, в детском саду, школе, на работе, большую выносливость, меньшую подверженность вредным влияниям, большую однотипность. Поэтому средняя девочка лучше учится в школе, даже если методика обучения не вполне соответствует ее индивидуальным особенностям, более послушна, воспитуема и обучаема. Кроме того, мальчики и девочки по-разному взаимодействуют с педагогом. Девочки больше настроены на общение. В эволюции это качество помогало женским особям выжить. Девочкам очень важен личный контакт с педагогом, который поддерживается через мимику, жестикуляцию, интонации речи. Отвечая урок, девочка улавливает малейшее движение бровей, глаз, губ. Она следит за тем, качнула ли учительница головой, пожала плечами, кивнула, и по ходу дела корректируют свой ответ. Попробуйте удивленно поднять брови или отрицательно покачать головой - большинство девочек сразу собьются, хотя отвечали правильно. А мальчики, скорее всего, будут отстаивать правильность своего ответа, конечно, если они, выучили урок.

Учительница на уроке тоже в основном ориентируется на девочек - на их лицах легче найти ответ на вопрос, устали или нет, понятен ли материал, устраивает ли темп. Кроме того девочки более речевые и сами скажут учителю о своих затруднениях, если, конечно, стиль учителя не жестко авторитарный.

На мальчиках и мужчинах природа пробует эволюционные новинки. Они более уязвимы физически и психически, значительно менее одинаковы (больше гениев, больше идиотов), хуже приспосабливаются, менее воспитуемы и на первых этапах обычно хуже учатся. У них более прогрессивный и требующий более долгого развития мозг: больше функциональные различия между полушариями, меньше дублируемость функций, - длительнее все стадии развития, а значит они младше по биологическому возрасту, чем девочки.