Файл: Наблюдение за организацией и руководством игровой деятельностью дошкольников в течение дня.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАДАНИЕ УП 02

ЗАДАНИЕ 1 Наблюдение за организацией и руководством игровой деятельностью дошкольников в течение дня

Наблюдение и анализ игровой деятельности детей в утренние часы в разных возрастных группах детей дошкольного возраста.

Наблюдая за детьми в разных игровых группах в утреннее время, можно сделать вывод о том, что в средней группе отмечалось что дошкольники малоактивны, в свободной игровой деятельности играют каждый сам по себе, в совместные игры практически не играют, что нельзя сказать о детях в старшей и подготовительных группах. В них наоборот, легко разворачиваются сюжетно-ролевые действия. В младших группах, так же как и в средних наблюдается сниженная активность игровой деятельности. Малыши вообще не хотели играть, даже в совместные игры с воспитателями, отказывались выполнять игровые действия. Но проведение подвижных игр способствовало их активизации. Наблюдение и анализ руководства игровой деятельностью детей во второй половине дня в группах раннего возраста

 Во второй младшей группе для проведения игр во вторую половину дня отведено время с 15.30 до 16.30. В группе созданы все условия для организации игр, организованы специальные места для проведения сюжетно-ролевых игр: магазин «Подсолнух», уголок «Айболит», уголок «Пожарные», уголок «Рисования», уголок «Отдыха», «Парикмахерская». Все уголки находятся под руководством воспитателя.

При анализе игровой деятельности дошкольников выяснила следующее: для игр созданы условия, то есть имеются в наличие необходимые материалы, игрушки для сюжетно-ролевых игр ("Больница", "Магазин", "Парикмахерская", "Шофер и так далее). Место для данных игр специально отведено. Дети умеют самостоятельно выбрать игру и распределить роли, при возникновении затруднений воспитатель помогает детям договориться. Ребята действуют в соответствии с взятой на себя ролью, знаю правила поведения, действия. В игре чаще участвуют до 2-3 человек. На взаимоотношение в игре влияют симпатии детей друг к другу. Пользуются предметами заместителями, сооружают недостающие условия для игры, или осуществления действий. В игре показывают широкий спектр взаимоотношений, уступают друг другу, могут самостоятельно разрешить конфликты (чаще всего на почве выбора роли).


Я принимала участие в сюжетно-ролевой игре как второстепенный герой, иногда брала на себя роль руководителя, распределяла роли, предлагала другую игру, в которой могут участвовать большее количество детей, поясняла действия в соответствии с ролью. Наблюдала за их поведением в игре.

В процессе наблюдения и анализа сюжетно-ролевых игр отметила, что дети проигрывают в игре те действия и реплики которые делают реально в жизни взрослые (родители, воспитатели). Чаще всего воспроизводят манипулятивные действия; девочки готовят, убирают, мальчики смотрят телевизор, водят машины. Структура сюжетов в основном однотемная, многоперсонажная (парикмахер стрижет, клиенты сидят). Желающих исполнять незначительные и отрицательные роли мало, поэтому возникают споры о ведущих ролях. Приходилось обращать на это внимание, предлагала давать объяснения важности и значимости тех ролей, которые на взгляд детей неинтересны и малозначительны. . Для оценки обстановки процесса игры детей во второй младшей группе мною был проведен анализ того как дети играют между собой, как руководит игрой воспитатель.

     Проведенное наблюдение засвидетельствовало, что большинство дошкольников, в возрасте от 2 г. 1 мес. до 2 г. 9 мес., уже обучены играть с предметами, выполняют определенные ролевые действия в процессе игры (укладывают куклу спать, катают автомобиль, подражая шоферу), повторяют игровые приемы, которые продемонстрировал педагог, воспроизводят их самостоятельно в свободной деятельности. Однако мною было отмечено, что малыши предпочитают играть в одиночку, независимо ни от кого, не хотят делиться собственными игрушками, принесенными из дома. У одной наблюдаемой девочки в процессе игры прослеживались элементы ролевой деятельности. Она выполняла роль заботливой мамы- кормила, раздевала, одевала куклу, купала ее в ванночке, катала на коляске.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что у наблюдаемых детей в процессе игровой деятельности можно увидеть отдельные игровые действия, не связанные определенным сюжетом. Дети умеют переносить знакомые действия на новые игрушки, в игре отражаются полученные на занятиях игровые умения. При этом следует отметить, что у некоторых детей начинает развиваются игровой сюжет. В целом, игровая деятельность детей второй группы раннего возраста соответствует возрастным нормативам в соответствии со схемой экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста.

2 игры возникали по инициативе воспитателя внедряющего игры с образовательной и воспитательной целью

Тематика: сюжетно-ролевая игра включающая в себя игру на бытовую тему длительность примерно около 30-40 минут

распределение проходило по совету воспитателя совмещенный с желанием дошкольников состав играющих групп был не устойчив, подбор игрового материала проводился детьми продумывание его расположение было предложение воспитателя и детей и привод к компромиссу воспитатель использовал приемы для развития сюжетно ролевой игры поощрял ранее начатые игры, расширял представления детей путем рассказов чтения книг и рассматривая иллюстрации предлагал новые роли предлагал новые ситуации предлагал новые игровые действия задавал вопросы которые направляли развитие игры: а сейчас дочка пойдет в ванночку?»

3 воспитатель использовал для формирования взаимоотношения детей во время игры вовлекал робких путем введения новой роли сам организовывал во круг себя коллектив для игры

2 задание

В процессе наблюдения за организацией и руководством игровой деятельностью были замечены такие особенности как оснащения предметно-развивающей среды. В групповой комнате существуют разные зоны: игровая и сенсорно-познавательная, зоны двигательной активности, отдыха.

Игровая среда наполнена многообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки, различные персонажи из сказок, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п.

В группе имеются всевозможные материалы и оборудование: воротца, тоннели, горка, мягкие модули, мячи, обручи, всевозможные тележки, каталки и игрушки на колесах, сумки, мешочки, набитые песком и горохом, которые можно перекидывать из ладони в ладонь; мягкие колечки, которые используются как дорожка для ходьбы босиком и подставка для мячей; мягкие кирпичики (20х30х10 см), разноцветные флажки, ленточки, султанчики.

Для развития мелкой моторики и сенсорных способностей в группе колличествуют разной трудности пирамидки, матрешки из трех- четырех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами.

Дидактический материал в группе расположен так, чтобы к нему можно было подходить с двух сторон. Данная зона наполнена игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящички, открывающиеся створки (удобные и безопасные в использовании), в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы, кольца); предметы-вкладыши; стержни для нанизывания колец; желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы. За дидактическим столом вместе, не мешая друг другу, могут играть два-три ребенка.Для конструирования и строительных игр имеется пластмассовый цветной конструктор, конструктор из дерева.В групповой комнате имеется центр «Песок- вода». Он состоит из стола с  2-мя емкостями, которые наполняются песком и водой. Для игр с песком применяются совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки и др. Перед играми с водой и песком дети одевают непромокаемые фартуки.


 В группе имеются разнообразные звуковые игрушки (петушок, колокольчик, звучащие кубики). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., развивают у малышей звуковой слух. Есть музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан.

В разных возрастных группах в игровых зонах присутствуют игры и игрушки, которые формируют у дошкольников представления об окружающем мире, представления о повседневном быте.  В группе раннего возраста и 2 младших игровая зона оснащена игрушками-персонажами имеется кроватка для кукол, прогулочные коляски, пупсы, куклы, мебель для кухни с набором крупной кукольной посуды, набор парикмахера, атрибуты для ряженья.   В   группах старшего возраста для мальчиков оборудован шкаф под мастерские действия, стоянка для машин, где располагаются автомобили разных моделей и структур. Тут же в игровой зоне игровой уголок оснащен материалом для свободного конструирования дошкольников (конструктор разных размеров, лего разных видов). Они доставляют интерес и увлечение дошкольникам, развивают познания в окружающем мире, развивают интерес к активной игровой деятельности.

Анализ игровой деятельности.

            Игровое оборудование представлено в виде развивающих игр, направленных на развитие моторики рук, мышления, логики, воображения, внимательности. К ним можно отнести «Лото», «Ассоциации», «Пазлы», «Конструктор», разнообразные виды карточек с растениями и животными, мозаика, кубики и др. игровое оборудование расположено на специальных шкафах и стеллажах с полками, легкодоступно детям. В данной возрастной группе большинство детей играют с настольно развивающими играми. Дети объединялись в группы и выполняли одно задание, но многие предпочитали играть самостоятельно. Также дети придумывали множество сюжетно-ролевых игр и самостоятельно в них играли, ведущими среди которых являлись игры направленные на взаимоотношения между людьми.

         На основе наблюдения по организации и руководству игровой деятельности можно сформулировать следующие задачи: усложнение игры и ее насыщение с помощью воспитателя, создание каких либо ситуаций, которые бы приводили к развитию творческих решений и самостоятельности детей. Также можно сделать вывод, что игровая деятельность данной возрастной группы достаточно развита, соответствует программным требованиям детского учреждения и возрасту детей, выполняет не только занимательную, но и развивающую роль.


Анализ сюжетно-ролевой игры.

                     Игра осуществляется в специально отведенном уголке, где имеется этажерка с полочками. На верхней полке расположены весы, кассовый аппарат (игрушечный). На полочках пониже находятся лотки с фруктами, овощами и другие имитированные продукты питания. Рядом с этажеркой на специальных вешалках две сумки для похода в магазин.

                     Игра, разворачивалась по инициативе детей. В игре принимали участие около пяти человек. Роли продавца и покупателей были спланированы за ранее. Роль продавца выполнял Ваня. Он стоял у прилавка и ждал покупателей. Покупателями были Кристина, Богдан и Варвара. Покупатели подходили по очереди, просили у продавца фрукты и овощи. Продавец взвешивал фрукты и овощи на весах, затем имитировал работу на кассовом аппарате и отдавал продукты покупателям. В ходе игры дети отдавали предпочтение взаимоотношениям между людьми. Они очень вежливо обращались друг к другу, здоровались, благодарили за покупку, прощались. Дети периодически менялись ролями, были очень довольны. Далее игра развивалась с участием воспитателя. Воспитатель предлагал новые роли, игровые действия, ситуации. Которые повышали интерес детей к игре и привлекали других участников. Способствовал усилению функций игры. Привлекал внимание к положительным поступкам и дружеским взаимоотношениям между персонажами. Помогал закончить игру, подвести итог. По окончанию игры дети все предметы разложили на свои места.                      В ходе наблюдения за игрой можно прийти к выводу, что игра соответствует возрасту детей. Уровень развития игровой деятельности достаточно высокий. Воспитатель умело ставит задачи в ходе игры, направляет и обучает их не только играть, но и взаимодействовать друг с другом (вежливое отношение, дружба).

Наблюдение за сюжетно- ролевой игрой детей старшей группы «Зоопарк»

Сюжет игры: Совершенствуются умение совместно строить. Стремление узнать как можно больше о том, во что они играют.

Длительность игры: 40-55 минут.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей»


 -Где обедал, воробей?

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,