Файл: Практическое занятие 1 Цель дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- результаты измерений могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки

Следовательно, для диагностичной проектируемой образовательной цели требуется, чтобы она была точно описана, поддавалась измерению, чтобы существовала шкала степени её достижения - оценки. Обобщая вышесказанное, можно считать, что образовательные цели должны быть:

Конкретными. Цель должна быть четко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.

Измеримыми. Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.

Достижимыми. Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но они должны быть достижимыми.

Ориентированными на результат. Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом, достигается эффективность.

Соотносимыми с конкретным сроком. Любая цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Обратимся к типичным способам постановки целей, которые распространены в практике учителей и очень устойчивы и сходны в разных странах мира. Они приведены в книге М. В. Кларина «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках». (М., 1994. С. 214).

1. Определение целей через изучаемое содержание. Например: «Изучить явления электромагнитной индукции» или «Изучить теорему Пифагора». Или через прямое обращение к разделу учебника: «Изу- чить содержание параграфов №...»

Что дает такой способ постановки цели? Пожалуй, только одно -указание на область содержания, затрагиваемую на занятии или на серии занятий. Но можно ли при таком способе постановки целей судить о том, достигнуты ли они? Иначе говоря, является ли такой способ постановки целей технологичным? Очевидно, что нет. Поэтому в рамках использования компетентностного подхода и построения соответствующей образовательной технологии этот способ явно недостаточен.

2. Определение целей через деятельность учителя. Например: «Ознакомить учащихся с принципом действия двигателя внутреннего сгорания, показать действие прибора, сформулировать основные положения теории...» или «Продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте». Такой способ постановки цели - «от учителя» - сосредоточен на его собственной деятельности и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель намечает свои действия, не обладая возможностью сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, т. к. эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели. Неинструментальный, нетехнологичный характер такого способа постановки целей лишь замаскирован, но не преодолен.


3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т. п. развития учащегося. Например: «Формировать умение анализировать наблюдаемые явления»; «Развить умение структурирования содержания учебного материала»; «Формировать умение самостоятельно анализировать условие и находить способ решения математической задачи»; «Развить познавательную самостоятельность учащихся в процессе решения задач»; «Формировать интерес...». В формулировках такого рода можно узнать обобщенные образовательные цели на уровне образовательного учреждения, учебного предмета или цикла предметов, но не на уровне урока или даже серии уроков.

В таком способе нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели; для этого она поставлена слишком «процессуально». Однако такой способ не является принципиально неплодотворным. Нужно лишь не ограничиваться общими формулировками, а продвигаться по пути их уточнения.

4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся. Например: цель занятия - «Решение задач с применением формулы корней квадратного уравнения», или «Нанести на контурную карту границы государств и колоний», или «Исследование клеточной структуры растения» и т. д.

На первый взгляд, такая формулировка учебной цели вносит определенность в планирование и проведение урока. Однако и здесь из поля зрения выпадает важнейший момент - ожидаемый результат обучения, его следствия. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной его деятельности: каковы новые приращения в результате деятельности, что нового он узнал, как встроилось новое знание в имеющуюся систему?

Для того, чтобы продуктивно проектировать образовательные цели, нужно описывать и оценивать то, что делает учащийся. Но делать это необходимо с определенной степенью точности, строгости. Следовательно, способ постановки целей, который соответствует современным требованиям образовательного процесса, состоит в том, что цели образования формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причём таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать.

  1. Проектирование условий и средств реализации образовательных программ.



Что входит в понятие «условия реализации образовательных программ»?

В широком смысле, под условиями понимается всё, что оказывает влияние на данный объект или предмет (в нашем случае – на процесс реализации образовательной программы, т.е., на образовательный процесс). В качестве таких условий соответствующий раздел ФГОС СПО фиксирует:

1) организационно-педагогические и организационно-методические условия:

общие требования к структуре учебной недели, учебного года;

требования к организации практики;

учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного

процесса;

2) нормативно-правовые условия:

общие требования к правам и обязанностям обучающихся;

общие требования к правам и обязанностям образовательного учреждения;

3) кадровое обеспечение образовательного процесса;

4) финансовое обеспечение образовательного процесса;

5) материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Очевидно, что одни условия инвариантны для всех ОПОП СПО, другие существенным образом зависят от конкретной образовательной программы – например, учебно-методическое обеспечение. Но и в этом последнем случае, как правило, существуют общие требования. Так, Закон об образовании фиксирует единые требования к библиотекам и библиотечному фонду организаций, осуществляющих образовательную деятельность независимо от их типа (см. 273-ФЗ, ст. 18.1).

Отметим некоторые наиболее значимые инвариантные требования к условиям реализации ОПОП СПО, которые нормированы действующими образовательными стандартами.

1. Организационно-педагогические и организационно-методические условия.

Максимальный объем учебной нагрузки студента, который включает в себя все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ОПОП, а также факультативных дисциплин, не обязательных для изучения обучающимися, составляет 54 академических часа в неделю. Под академическим часом понимается продолжительность одного занятия (как правило, 45 мин.), в отличие от астрономического часа (60 мин.).


Обязательная учебная нагрузка (максимальный объем обязательных аудиторных занятий) при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован учебными изданиями основной по обязательным общепрофессиональным дисциплинам, изданными за последние 10 лет.

2. Нормативно-правовые условия.

Образовательная организация:

самостоятельно разрабатывает ОПОП на основе соответствующих ФГОС, с учетом потребностей рынка труда и ПрОПОП;

ежегодно обновляет ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, развития науки, техники и технологий;

создает социокультурную среду и все необходимые условия для всестороннего развития личности каждого студента.

Студентам предоставляется, среди прочих, право участвовать в процессе оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса. Это является важной составляющей системы независимой оценки качества профессионального образования.

3. Кадровое обеспечение.

Для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, обязательным условием является опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Кроме того, преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

4. Материально-техническое обеспечение.

Независимо от профессии или специальности СПО, по которой осуществляется подготовка, образовательная организация должна предусмотреть в рамках образовательного процесса выполнение студентами практических заданий с использованием персональных компьютеров.

При разработке ОПОП СПО требования к условиям реализации образовательной программы, конкретизируются с учётом конкретных особенностей данной образовательной программы и специфики образовательной организации, в которой она реализуется. В том числе:

в ОПОП СПО может быть приведена дополнительная информация о требованиях к кадровому обеспечению: доля педагогических работников, совмещающих работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность, с профессиональной деятельностью по специальности (от общего числа педагогических работников
, участвующих в реализации ОПОП), доля руководителей и работников профильных организаций, участвующих в реализации ОПОП (от общего числа педагогических работников, участвующих в реализации ОПОП) и др.;

требования к финансовому обеспечению (размеры минимальных нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации ОПОП СПО) может отличаться от примерных нормативов, содержащихся во ФГОС, в зависимости от требований нормативных актов субъектов РФ, а также применения сетевых форм, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и других особенностей организации и осуществления образовательной деятельности.

При разработке программ профессиональных модулей и учебных дисциплин необходимо учитывать следующие моменты.

1. При описании требований к материально-техническому обеспечению приводится перечень необходимых учебных помещений с указанием количества рабочих мест для каждого учебного помещения. Основные характеристики учебных помещений:

1) принадлежность:

- собственная база профессиональной образовательной организации;

- помещения, используемые по договорам;

2) соответствие требованиям:

- обеспечения безопасности;

- реализации образовательной программы;

3) виды (кабинеты, лаборатории, мастерские, полигоны, бизнес-инкубаторы, салоны, тренажеры, студии, спортивный комплекс – спортивный зал, открытый стадион; залы – актовый зал и читальный зал библиотеки, оборудованный выходом в Интернет).

Для каждого предусмотренного помещения указываются необходимые средства обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. (без указания их количества).

Для программы профессионального модуля, кроме того, указывается оборудование и технологическое оснащение рабочих мест для производственной практики по профилю специальности;

- при описании требований к информационному обеспечению обучения (учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы) оформление перечней источников осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»;