Файл: Многообразие видов и форм социального взаимодействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория и практика успешной коммуникации

Практическая работа 2

Тема: Многообразие видов и форм социального взаимодействия
Задание 1 Заполните таблицу «Виды общения»


Виды общения

Характеристика

Пример









Материальное общение

обмен предметами или продуктами деятельности.




Когнитивное общение

обмен информацией, знаниями

Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

Кондиционное, или эмоциональное общение

обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами.

Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

Мотивационное общение

обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями.

Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

Деятельностное общение

обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности.

Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

Контакт масок

формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника.

Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение

его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

Например: формальная вежливость, ритуальное общение

Формально-ролевое общение

когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Например: общение с представителем правоохранительных органов.

Деловое общение

общение, при котором происходит обмен информацией для достижения коммерческой выгоды.

Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении не учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Межличностное общение (интимно-личностное)

раскрываются глубинные структуры личности.




Манипулятивное общение

направлено на получение выгоды от собеседника.

хороший пример (мошенники)

Предметное общение

общение с предметами, наделив эти предметы эмоциональным фоном

например, детские игрушки, или роботов, «умных» изделий, носителей информации с эмоциональным содержанием или проявления.



Задание 2 Заполните таблицу «Фазы делового общения». Приведите примеры конкретных действий, речевых штампов, слов, выражений, используемых собеседниками на каждой фазе деловой беседы.


Основное содержание фазы

Выражения, словосочетания, действия

Подготовка к общению

Процесс общения начинается с формулирования идеи.

Вхождение в контакт

При установлении контакта нужно, прежде всего, продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения.

Переход к теме обсуждения




Аргументирование

процесс приведения в ходе деловой беседы аргументов (доводов, доказательств) в пользу какого-либо утверждения.

Возврат к теме




Мотивационный зондаж

это понять мотивы собеседника и его интересы.

Перерыв в общении




Выработка договоренностей

это, прежде всего, взаимовыгодные решения.


Задание 3 Приведите примеры конкретных проявлений признаков общения. Воспользуйтесь примерами из своей жизни, кинофильмов, телепередач, собственной фантазией. Заполните таблицу.


Признак делового общения

Пример его проявления в конкретной ситуации

Направленность на совместную деятельность

У делового общения должен быть конкретный результат – продукт совместной деятельности, информация, карьера, власть, а также сопутствующие им интеллектуальный анализ и эмоциональные переживания. Пример – переговоры с поставщиком.

Желание вторично

по отношению к задаче

Общение нельзя прекратить по желанию одного из участников, например начальнику нельзя сказать: «Давай, короче».

Принудительность

Главный признак, отличающий деловое общение от межличностного. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).

Иерархичность

В деловом общении и организационном поведении люди вынуждены постоянно учитывать правила служебной иерархии и профессиональной этики. Пример – уважительное, формальное обращение к начальнику.

Ритуальность

Существуют специальные ритуалы делового общения. Это деловые разговоры разного вида, деловая переписка, деловой этикет, атрибуты делового общения, вербальные и невербальные знаки и символы отношений, барьеров, защит и конфликтов. С помощью ритуальных форм: обращений, приветствий, комплиментов, мы можем усилить или ослабить результативность деятельности.

Обезличенность

Каждому приходится работать с приятными и неприятными людьми.




Задание 4 Изучите стили делового общения. Заполните таблицу.


Стиль делового общения

Позиция по отношению к себе

Позиция по отношению к другому

Доброжелательный


человек уверен, что и он будет удовлетворен общением. На этой основе могут складываться равноправные, истинно партнерские отношения. Такое общение никем специально не управляется, оно ориентированно на группу (социальную или профессиональную общность, к которой принадлежат участники общения) и осуществляется в рамках правил, традиций и интересов группы.


человек уверен партнер будет удовлетворен общением. На этой основе могут складываться равноправные, истинно партнерские отношения

Недоверчивый


человек считает, что он может удовлетворить общие интересы. В этом случае проявляются лидерские, даже агрессивные тенденции, особенно если у человека в общении преобладает потребность в достижении успеха путем контроля над другими


человек считает, что партнер не может удовлетворить общие интересы.

Самокритичный

человек считает, что он не может удовлетворить общие интересы. Обычно в деловом общении такой человек ведет себя податливо, у него выражена озабоченность собой и потребность в другом (В его Я-образе присутствует убеждение, что "кто-то должен позаботиться об успехе дела и обо мне").

человек считает, что ответственность, в основном, лежит на партнере.

Пессимистический


человек убежден, что ничего хорошего из данного общения не получится, т.к. ни он сам, ни его партнер не в состоянии удовлетворить свои и общие интересы. У такого человека в общении проявляется некоторая отрешенность, даже неадекватность, погруженность в себя, сохранение эмоциональной дистанции, стремление к независимости, отдаление от других, «чтобы не стало еще хуже».

человек убежден, что ничего хорошего из данного общения не получится, т.к. ни он сам, ни его партнер не в состоянии удовлетворить свои и общие интересы.