Файл: Организационно правовой статус учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы Студент Рекаева Елизавета Михайловна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра
Правоохранительная деятельность ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему Организационно - правовой статус учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы Студент __________________ Рекаева Елизавета Михайловна
(подпись, дата) (фио полностью) Научный руководитель ____________________ Гошуляк Т.В. подпись, дата) (фамилия, инициалы)
Нормоконтролер ст. преподаватель _____________ Битюцкий Е.В.
(подпись, дата) (фамилия, инициалы) судья Первомайского Рецензент районного суда г. Пензы _______________ Панкова АС (должность, место работы) (подпись, дата) (фамилия, инициалы) Работа допущена к защите (протокол заседания кафедры от _____ №___). Заведующий кафедрой __________________ Свечников Н.И.
(фамилия,инициалы)
(подпись)
Работа защищена с оценкой _____________ (протокол ГЭК от _____ Секретарь ГЭК __________________ Козинченко Т.Н.
(подпись) фамилия, инициалы) Пенза 2018

2 Оглавление Введение ....................................................................................................................... 3 1. Теоретические основы правового регулирования деятельности ФСИН в РФ . 7 1.1. Место ФСИН в системе правоохранительных органов ................................... 7 1.2. Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России ................ 13 1.3.Уголовно-процессуальный статус
ФСИН на стадии исполнения приговора ................................................................................................................... 19 2. Правовой статус деятельности ФСИН РФ ......................................................... 27 2.1. Правовой статус сотрудников ФСИН России ................................................. 27 2.2. Правовой статус руководящих должностных лиц ФСИН ............................. 33 2.3. Регулирование взаимодействия подразделений ФСИН ................................. 40 3. Проблемы и пути реформирования ФСИН РФ .................................................. 47 Современное состояние дели проблемы в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных ...................................................................... 47 3.2. Возможные способы реформирования ФСИН России .................................. 54 3.3. Регламентация подготовки будущих сотрудников ФСИН ............................ Заключение ................................................................................................................ Список литературы ................................................................................................... 73

3 Введение Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Актуальность темы исследования обусловливается процессами стабилизации достигнутых результатов реформирования уголовно- исполнительной системы (УИС), упрочением позиций функционирования ее структурных подразделений горизонтального и вертикального построения различного уровня, продиктованных качественно новыми условиями деятельности, вызванных пересмотром стратегических целей и задач работы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России, изменениями механизмов административно-управленческого строительства, приоритетов отечественной уголовно-исполнительной политики, поиском эффективных моделей разработки, принятия и организации исполнения адекватных управленческих решений, оптимизацией деятельности по основными обеспечивающим направлениям, а также ликвидацией избыточных и дублируемых функций. Параллельно с этим, актуальность исследования организационно- правового статуса учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы обусловлена и тем обстоятельством, что он является основным звеном, где непосредственно разрабатываются и принимаются административно-правовые решения, направленные на обеспечение стабильной работы как всех подчиненных учреждений (исправительных, воспитательных


4 колоний, тюрем, лечебно-исправительных учреждений, следственных изоляторов) в целом, таки каждого в отдельности. Следует отметить, что пенитенциарные учреждения России входят в единую централизованную уголовно-исполнительную систему (далее — УИС). Руководство учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, — Федеральная служба исполнения наказаний (далее — ФСИН России, с 1998 г. находящаяся введении Министерства юстиции Российской Федерации. Проводимые в России реформы объективно обусловили необходимость совершенствования правовых основ как самой службы в уголовно- исполнительной системе, таки вопросов правового статуса сотрудников. В настоящее время данный вопрос приобретает еще большую актуальность. Преобразование пенитенциарных учреждений России всегда сопровождалось изменением органов, должностных лиц, отвечающих за содержание осужденных, в том числе их правового статуса. В течение последних десятилетий произошли принципиальные изменения в характере и содержании деятельности уголовно-исполнительной системы. Были приняты меры по гуманизации отбывания наказания, активизировалась работа по улучшению бытовых условий содержания осужденных, совершенствованию организационно-штатной структуры территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и их подразделений. Преобразования в системе сопровождались глубокой и всесторонней переработкой нормативно-правовой базы. Объем финансирования системы исполнения наказаний растёт с годами, укреплены гарантии прав сотрудников и граждан, совершивших преступления, и временно изолированных от общества. Цель дипломной работы изучить организационно-правовой статус учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы.

5 Задачи дипломной работы рассмотреть теоретические основы правового регулирования деятельности ФСИН в РФ изучить историю становления служб обеспечения режима содержания осужденных в России рассмотреть организационно-правовые основы деятельности ФСИН России изучить уголовно-процессуальный статус ФСИН на стадии исполнения приговора проанализировать правовой статус деятельности ФСИН РФ изучить правовой статус сотрудников ФСИН России изучить правовой статус руководящих должностных лиц ФСИН; рассмотреть процесс регулирования взаимодействия подразделений
ФСИН; изучить современное состояние дели проблемы в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных рассмотреть возможные способы реформирования ФСИН России изучить регламентацию подготовки будущих сотрудников ФСИН. Объектом исследования являются общественные отношения, образующиеся в процессе административно-правового регулирования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие общественные отношения, образующиеся в процессе административно- правового регулирования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Методологической основой исследования явились общенаучные, общеисторические методы познания, в качестве частных научных методов использованы сравнительно-правовой, логико-познавательный, формально- логический, системный, диалектический и прочие методы исследования.


6 Практическая значимость исследования в том, что его результаты способствуют лучшему уяснению юридической природы организационно- правового статуса учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы и их нормативно – правового регулирования, а также представляются полезными для решения вопроса о целесообразности реформирования российского законодательства и путях его совершенствования. Степень разработанности темы исследования. Организационно-правовой статус учреждений исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы в своих трудах изучали Комаров С.А., Крымов А.А., Малько А.В., Пертли В.А.,
Спиридонова ЮН, Овсянко ДМ, Тюленев С. Ю. и др. Отдельные проблемы организации и правового регулирования деятельности ФСИН нашли свое отражение в трудах Калинина Ю.И., Николаева Т.Г., Овсянко ДМ. и пр. Структуру управления и полномочия ФСИН изучали Голодов П.В., Комаров
С.А., Малько А.В., Селиверстова В.И., Сизова А.Ф., Стручкова НА, Туманова ГА. и многие другие. Правовые основы функционирования пенитенциарной системы нашли свое отражение в трудах Артамонова В.П., Деткова МГ, Журавлева М.П.,
Зубкова АИ, Кузьмина СИ, Мелентьева М.П., Михлина АС, Наташева А.Е.,
Рябинина А.А..

7
1. Теоретические основы правового регулирования деятельности
ФСИН в РФ
1.1. Место ФСИН в системе правоохранительных органов Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Вступление Российской Федерации в Совет Европы, передача уголовно- исполнительной системы (УИС) из Министерства внутренних дел Российской Федерации введение Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России, затем создание Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России, формирование единой системы государственной службы и статуса государственного служащего, которым в ближайшем будущем, возможно, будут обладать сотрудники уголовно-исполнительной системы, создали предпосылки для развития таких институтов административного права, как служба в уголовно-исполнительной системе и административно правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы. Важнейшей задачей
УИС является исправление осужденных, которое возможно только при качественной организации порядка исполнения и отбывания наказания, то есть режима. Пенитенциарные учреждения России входят в единую централизованную уголовно-исполнительную систему далее

УИС). Руководство учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные


8 органы уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, — Федеральная служба исполнения наказаний (далее
— ФСИН России, с 1998 г. находящаяся введении Министерства юстиции Российской Федерации. Под уголовно-исполнительной системой следует понимать деятельность
- Федеральной службы исполнения наказаний
- ее территориальных органов
- исправительных учреждений
- уголовно-исполнительных инспекций
- следственных изоляторов
- государственных унитарных предприятий исправительных учреждений
- медицинских учреждений
- научных и образовательных организаций. Таким образом, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, а также функции
— по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных
— по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию
— по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Основными задачами ФСИН России являются
1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей

9 2) контроль за поведением осуждённых к наказаниями мерам уголовно- правового характера без изоляции от общества
3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осуждённых и лиц, содержащихся под стражей
4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания, ив следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осуждённых, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов
5) охрана и конвоирование осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции
6) создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов
7) организация деятельности по оказанию осуждённым помощи в социальной адаптации
8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчинёнными учреждениями. Ранее, на протяжении длительного времени УИС находилась введении МВД, что наложило определенный отпечаток на всю уголовно-исполнительную политику. В связи с этим, несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Правительство РФ вынуждено констатировать в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020


10 года. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября
2010 гр, что УИС не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества. Процесс перехода на новые принципы функционирования пенитенциарной системы начался 24 октября 1991 г, когда Верховный Совет РСФСР утвердил Концепцию судебной реформы. Впоследствии в процессе евроинтеграции Совет Европы поставил в зависимость членство Российской Федерации в Совете от передачи УИС в Министерство юстиции. В 1996 г. со вступлением России в Совет Европы это условие начало выполняться, был подписан Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД России. Переход к новым европейским стандартам пенитенциарного законодательства — процесс сложный. Появление качественно новых факторов, которые несут с собой реформы в сфере уголовно-исполнительных отношений, справедливо отмечает
П.В. Голодов, — до предела обостряют проблемы управления учреждениями
УИС»
1
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний,
ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, по содержанию лиц, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и лиц, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. В значительной мере деятельность ФСИН России призвана реализовывать черты политического устройства, закрепленные в законах и подзаконных актах. В этом смысле по отношению к Президенту, Правительству
1
Голодов П.В. Правовое регулирование и организация деятельности руководителя учреждения уголовно-исполнительной системы дис. канд. юрид. наук 12.00.11. Вологда, 2014.

11 и Совету Федерации она является не субъектом, а объектом уголовной политики. Однако, по отношению к территориальным органам ФСИН России, учреждениям, исполняющим наказания, следственным изоляторам, она сама выступает субъектом уголовной политики, издавая в лице директора приказы по вопросам обеспечения правопорядка и законности, безопасности лиц, находящихся в учреждениях УИС, безопасности объектов УИС, а также органов Минюста России, установленного порядка исполнения наказаний, содержания под стражей и т. д. Наиболее соответствующим профилю деятельности ФСИН России является уголовно исполнительный сегмент уголовной политики и связанное с ним правоприменительное направление. Тем не менее, принимаемые управленческие решения и программные заявления руководителей государства позволяют сделать вывод о том, что фактически ФСИН России является также субъектом уголовно-правовой политики и соответствующей ему правоприменительной составляющей. Об этом свидетельствует тот факт, что в параграфе 5 раздела III Концепции развития УИС указывается на необходимость расширения перечня наказаний, как субъект уголовно-правовой политики несвязанных с изоляцией осужденных от общества, за счет введения новых видов наказаний, расширения оснований применения существующих альтернативных наказаний – исправительных и обязательных работ. Согласно п. 1 ч. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ отв ред. от
27.11.2015 N 578) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания