Файл: Занятие Система ремонта и техниче ского обслуживания машин Виды и методы ремонта и их сущность. Виды и периодичность технического.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с ГОСТ Р 54283-2010, во избежание путаницы, устанавливается единая маркировка автомобильных бензинов. А именно, она состоит из трёх групп знаков, разделённых дефисом. Первая группа это всегда буквы АИ (бензин Автомобильный, октановое число измерено по Исследовательскому методу); вторая группа — цифры, показывающие непосредственно октановое число (80, 92, 95, 98); третья цифра — экологический класс бензина (2, 3, 4, 5), примерно соответствующий нормам ЕВРО-2, ЕВРО-3 и т. д. Например: АИ-92-4 это автомобильный бензин с октановым числом по исследовательскому методу, равным 92, и соответствующий четвёртому экологическому классу. Поскольку с 2003 года в России официально прекращено производство вредного этилированного бензина, то все бензины считаются неэтилированными, и данный факт в маркировке никак не отображается.

«Этилированный бензин — яд!» Октановое число бензинов регулируют, добавляя в них небольшое количество антидетонаторов. Наиболее эффективен для этого тетраэтилсвинец (ТЭС), получивший широкое распространение во всех странах мира. К сожалению, тетраэтилсвинец является сильнейшим ядом для центральной нервной системы, проникающим в организм человека через кожу, дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт.

В зависимости от сорта этиловой жидкости содержание ТЭС в ней колеблется в пределах 50—60 процентов. Этиловая жидкость обладает высокими антидетонационными свойствами, но содержащийся в ней ТЭС делает ее опасным ядом.

При попадании капель этиловой жидкости на кожу человека ТЭС быстро всасывается, разносится кровью и поражает нервную систему. Слабое отравление этиловой жидкостью сопровождается головной болью, потерей аппетита, быстрой утомляемостью, бессонницей или плохим сном с кошмарами. Тяжелые отравления протекают очень быстро. Больной сильно возбуждается, страдает зрительными и слуховыми галлюцинациями, иногда буйствует. Такие отравления, как правило, в течение нескольких часов или суток приводят к смерти или параличу. Этилированные бензины содержат ТЭС в малом количестве, но также являются ядовитыми, хотя и в меньшей степени, чем чистая этиловая жидкость. Поражение этилированными бензинами может произойти через дыхательные пути, кожу и при попадании в желудок. При этом ТЭС действует не сразу. В зависимости от его количества первые признаки отравления могут появиться спустя несколько часов, а иногда и суток. При легком отравлении парами этилированного бензина появляется головная боль, раздражение носоглотки, кашель и некоторая потеря устойчивости при движении, потеря аппетита, расстройство сна, повышенная потливость и общая слабость. Пострадавший вначале приходит в возбужденное состояние и легко поддается раздражению. На свежем воздухе эти явления спустя некоторое время проходят. Попадая на кожу, бензин обезжиривает ее, кожа растрескивается, и на ней могут образоваться различные очаги гнойникового поражения — экземы и другие заболевания; через пораженную кожу ТЭС весьма легко проникает в кровь и органы человека. Чем выше концентрация и длительнее время воздействия этилированного бензина, тем серьезнее отравление. Тяжелая степень его вызывает поражение центральной нервной системы, быструю потерю сознания, судороги и может закончиться смертью. Первые симптомы поражения нервной системы могут быть разными:
психическое возбуждение, беспричинная веселость, мелкие подергивания мышц, дрожание вытянутых рук, языка, век, мышечные судороги всего тела, болезненность нервных стволов при надавливании. Человек ощущает запах паров бензина, когда их в воздухе не менее 0,03 процента. Если концентрация паров этилированного бензина от 0,07 до 0,3 процента, то через 15 минут неизбежно легкое отравление. Если в воздухе от 1,13 до 2,22 процента паров бензина, то отравление наступает уже через 3 минуты. При более высокой концентрации отравление и потеря сознания возможны после 10—12 вдыханий.

Строго соблюдая правила обращения с этилированными бензинами, можно полностью избежать их вредного воздействия. Прежде всего надо использовать этилированный бензин только как топливо для двигателей. Категорически запрещено промывать им детали, чистить одежду, мыть руки, так как после испарения бензина содержащийся в нем ТЭС остается на коже, всасывается в кровь. Нельзя заправлять этилированным бензином паяльные лампы, бензорезы, зажигалки и бытовые приборы, а тем более засасывать бензин через шланг или продувать ртом жиклеры карбюратора и бензопроводы. Для этого следует пользоваться специальными приспособлениями. Ветошь и тряпки, пропитанные этилированным бензином, после работы необходимо сжигать. Если этилированный бензин попал на кожу или одежду, его быстро удаляют чистым керосином, после чего руки моют теплой водой с мылом, а одежду стирают. Длительная работа с этилированными бензинами без соблюдения установленных правил предосторожности ведет к постепенному отравлению. При малейших признаках отравления этилированным бензином необходимо немедленно обратиться в медицинский пункт.

Дизельное топливо – это нефтяная фракция, основу которой составляют углеводороды с температурой кипения 200…350˚С.

Это прозрачная и более вязкая, чем бензин, жидкость желтого или светло-коричневого цвета (в зависимости от содержания в ней смол). С плотностью 0,8…0,83 кг/м3.

Для автомобильных дизельных двигателей выпускаются топлива на базе керосиновых, газойлевых и соляровых дистилляторов прямой перегонки нефти. Для снижения содержания серы используют гидроочистку и депарафинизацию.

В силу этого ДТ по своему химическому составу представляет сложную смесь: алканов (от 10 до 40%), циклоалканов (20…60%) и ароматических соединений (14…30%) и их производных. С повышением температуры кипения фракции содержание ароматических углеводородов может увеличиваться до 40-47%. Средняя молекулярная масса ДТ находится в пределах от 110 до 230.



В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О °С и выше;

3 (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);

А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.

Примеры условного обозначения:

Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % (0,05 %) и температурой вспышки 40 °С:

Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

Топливо дизельное Л-0,05-40 ГОСТ 305-82

Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % (0,05 %) и температурой застывания минус 35 °С:

Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

Топливо дизельное 3-0,05 минус 35 ГОСТ 305-82

Топливо арктическое с массовой долей серы до 0,2 % (0,05 %):

Топливо дизельное А-0,2 ГОСТ 305-82

Топливо дизельное А-0,05 ГОСТ 305-82

Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:

  • цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;

  • фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;

  • вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;

  • низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;

  • степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя;

  • температура вспышки, определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях;

  • наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.


Эксплуатационные требования к качеству дизельного топлива

В дизельных двигателях сложные процессы смесеобразования и сгорания топлива происходят в течении очень малого промежутка времени. Угол поворота коленчатого вала за этот период соответствует только 20˚. Поэтому, чем будет быстроходнее двигатель, тем время этого процесса будет меньше.

Если сравнивать бензиновый и дизельный двигатели, то в бензиновом двигателе при равной частоте вращения коленчатого вала на процесс смесеобразования и сгорания рабочей смеси приходится в 10…15 раз больше времени.

Исходя из такого явления, происходящего в цилиндрах дизельного двигателя, к качеству дизельного топлива предъявляются специфические требования, такие как:

  • хорошая прокачиваемость как условие бесперебойной и надежной работы тнвд;

  • обеспечение тонкого распыла и хорошего смесеобразования;

  • «мягкий» пуск дизельного двигателя;

  • полное сгорание рабочей смеси в цилиндрах и при этом работа двигателя должна быть «мягкая»;

  • предотвращение нагорообразования на клапанах, поршнях и поршневых кольцах;

  • недопущение зависания игл и закоксовывания распылителей фарсунок;

  • отсутствие коррозионного воздействия на детали двигателя, топливоподающую систему, топливопроводы и топливные баки;

  • высокая химическая и физическая стабильность.

  • Таким образом, надежная и экономичная работа дизельного двигателя обеспечивается при выполнении следующих условий:

  • дизельное топливо для двигателя подобрано правильно;

  • оптимальный угол опережения впрыска установлен верно;

  • во время рабочего хода рабочая смесь сгорает полностью.

Если эти главные условия не будут соблюдаться, то мощность дизельного двигателя будет падать, дымность темного выхлопа увеличиваться, а удельный расход топлива возрастет.

2. Марки масел для двигателей. Основные качественные показатели масел.

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.


Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью.

Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке.

Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках - ротационных вискозиметрах. Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением - возрастает.

Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W - обозначаются цифрой и буквой "W" (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низкотемпературным параметрам относятся:

Проворачиваемость- показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.

Прокачиваемость - это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С - показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 - обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С - показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

  • минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1.

Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними