Файл: Доклад подготовил Кобец Е. Л., учитель истории и обществознания с. Вишневка 20222023.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вишневский филиал МБОУ «СОШ №4» села Прохоры
Выступление на педагогическом
совете
«Формирование и оценивание финансовой грамотности в основной школе»
Доклад подготовил:
Кобец Е.Л.,
учитель истории
и обществознания
с.Вишневка
2022-2023
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше, без помощи учителя».
Элберт Хаббард
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Финансовая грамотность для человека является частью современного образования. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Основные направления формирования функциональной грамотности
• Математическая грамотность
• Читательская грамотность
• Естественнонаучная грамотность
• Финансовая грамотность
• Глобальные компетенции
• Креативное мышление
Финансовая грамотность – это способность использовать знания и навыки управления финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности.
Современное общество живет в мире, где деньги и связанное с ними финансовое благополучие имеют свое исключительно важное место в системе человеческих ценностей. Социализация подрастающего поколения в нашей стране осуществляется в условиях становления механизмов рыночной экономики, в которой финансовая грамотность является неотъемлемой компетенцией каждого человека, обязательной составляющей современной жизни, подобно стремлению вести здоровый образ жизни, непрерывно повышать профессиональную квалификацию и образовательный уровень. Финансовая грамотность дает человеку, сумевшему овладеть ею,
ощутимое преимущества в обеспечении благополучия себя и своей семьи.
Дефицит знаний не позволяет большинству населения рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные финансовые риски. Многие становятся жертвами финансовых мошенников. Непросвещенность и недоверие граждан к финансовым рынкам, непонимание базовых основ финансов также сдерживают развитие предпринимательской деятельности и малого бизнеса: люди не знают, как начать свое дело, оформить бизнес-проект.
Когда я готовилась к нашему мероприятию, то натолкнулась на исследование по теме кредитования проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. Оказывается, что более чем у половины россиян на момент опроса был непогашенный кредит (57%), причем на оплату кредита у многих семей уходит более 50% дохода, две трети российских семей (65%) вообще не имеют каких-либо сбережений и живут от зарплаты до зарплаты.
Но сегодня в нашей стране растет количество желающих получить знания, необходимые для эффективного управления личными сбережениями, и готовых стать активными участниками финансового рынка, который меняется с космической скоростью, каждый день появляется что-то новое: виртуальные карты, интернет-банкинг, электронный кошелек. Обо всем этом нужно говорить прежде всего с молодыми, с теми, кто завтра начнет самостоятельную финансовую жизнь, и кто поможет своим родителям разобраться в сложных финансовых инструментах.
Именно, способность использовать знания и навыки управления финансовыми ресурсами. Каким образом мы можем формировать эту способность у обучающихся?
►в рамках учебных предметов через междисциплинарные задания, например на уроках математики;
► в рамках предмета «Обществознание» на уровнях основного общего образования общего образования;
► в рамках кружка «Финансовая грамотность»;
► в рамках выполнения индивидуального проекта.
Усвоение содержания всего курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, ОБЖ, окружающего мира, истории, географии, обществознания.
Как вы уже убедились, математике отводится особая роль. Учащиеся учатся рассчитывать полную стоимость кредита, в каком банке выгоднее его взять, ежемесячный взнос в зависимости от срока погашения.
На уроках окружающего мира ребята знакомятся с понятиями бережливости, формированием семейного бюджета, доходах и расходах, умении экономить и правильно тратить деньги.
В рамках курса «ОБЖ» учащиеся изучают различные ситуации, с которыми человек может столкнуться в финансовой сфере (финансовым мошенничеством, утратой банковской карты, сберегательной книжки, паспорта), а результатом данного обучения должно стать практическое применение полученных знаний в повседневной жизни. и т.д.
Инструментарий развития интереса к финансовой грамотности на уроке:
► интерактивные методы обучения: кейс-метод, деловые и ролевые игры;
► контекстные, прикладные задачи;
► проектные задания.
В школьном курсе математики, можно поэтапно вводить практических знаний о финансах. То есть не обрушивать на старшеклассника сразу весь объем информации, а с начальной школы предлагать задачи, которые отображают финансовые операции. Я, считаю, что данная схема подходит ко всем учебникам математики.
В начальной школе происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе, рассчитывать сдачу. Дети знакомятся с товарами. Теперь, запоминая информацию о себе, ребенок сможет назвать не только свое имя, возраст, но и, например, размер одежды.
В 4 классе во время изучения долей предлагается составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как распределяются средства.
Уже в 5 классе эта диаграмма приобретет новый вид — теперь статьи расходов будут отображаться в процентах. Научившись рассчитывать проценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии.
В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.
Изучение функций и их графиков в 7 классе дает возможность ввести огромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитывать оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации, так например, школьник должен в полной мере осознать, какова вероятность выиграть в лотерею, и к каким неоправданным тратам приведет его регулярное в ней участие.
В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратные уравнения объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом.
9 класс позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучение степени с целым показателем и формулы суммы геометрической̆ прогрессии поможет вывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об ипотечном кредитовании, покупке и продаже акций.
На мой взгляд, эффективными также являются следующие направления в работе по формированию финансовой грамотности обучающихся как одного из элементов функциональной грамотности.
Деловая игра. Ее преимущество заключается в том, что хотя моделируется реальная ситуация, но из-за сокращения временного промежутка, предоставляется возможность решить и увидеть конечный результат в течение короткого отрезка времени. В режиме игры обучающиеся активно обсуждают, предлагают разные варианты решения поставленной задачи, моделируют практическую ситуацию, что помогает им в реальной жизни принимать правильные решения с учетом полученных знаний. Особый интерес для школьников вызвали задания по следующим темам: «Проводим исследование в семье», «Суть пенсионной реформы», «Вклады. Как сохранить и приумножить», «Рациональное размещение моих финансов» и другие.
Одним из самых известных методов является «мозговой» штурм. В рамках формирования финансовых компетенций, он идеально подходит для этого. Каждый из участников предлагает свою идею, которую записывает один из обучающихся. Затем начинаются дискуссии и обсуждения, после чего учитель говорит кто дал правильный ответ. Я предлагала школьникам следующие вопросы для «мозгового штурма»: какие полезные навыки ты мог бы приобрести, подрабатывая; какие таланты и способности ты можешь реализовать уже сегодня; приведи примеры людей, которые смогли превратить свой талант в деньги и другие.
Кейс-технологии также позволяют сформировать знания обучающихся в области финансов. Так я разрабатываю основные вспомогательные материалы, приближенные к реальной ситуации, организую предварительное обсуждение кейса, затем делю класс на группы, обучающиеся разрабатывают варианты решений, задают друг другу вопросы, составляют письменные отчеты. Учитель координирует обсуждение кейса в группах, оценивает работу. Данный метод позволяет предоставить реальную возможность школьнику понять какую ошибку он сделал и предоставить ему возможность ее исправить. Большой интерес у обучающихся вызвали кейсы: «Страхование жизни», «Семейный бюджет», «Путешествие», «Расходы семьи» и другие.
Метод проектов также помогает сформировать навыки финансовой грамотности у школьников. Использование исследовательских методов для решения выдвинутой проблемы, сбор, систематизация, анализ полученных результатов помогают обучающемуся решить стоящую перед ним практическую задачу. Так, мною был предложен проект по теме: «Организация и деятельность моей фирмы». Обучающиеся должны были показать не только теоретические знания по маркетинговому исследованию, но и предложить такой бизнес, который был бы рентабельным в реальной практической жизни. Вызвал интерес проект по теме: «Личное финансовое планирование».
Мини-исследование помогает через создание проблемной ситуации, поиск и обоснование решения проблемы, а также получения практических результатов сформировать навыки рациональных финансовых расчетов. Мною были предложены обучающимся в рамках мини - исследования следующие темы: «Жизнь в кредит: за и против», «Карманные деньги», «Смс-мошенничество», «Финансовые пирамиды».
Метод «Кластер» также помогает лучше усвоить те или иные сложные вопросы, касающиеся каких - либо смысловых единиц или более полно раскрывающие тему, логические связи. Я предлагала обучающимся кластеры по темам: «Семейный бюджет», «Налоги».
На дополнительных занятиях обучающимся 9 класса предлагаются образцы заданий по финансовой грамотности в рамках решения 1-5 вопроса, предложенного в ОГЭ.
В вышеперечисленных видах деятельности, обучающиеся проявляют большой интерес и активность, потому что данные задания предполагают связь с их семейным социальным опытом.
Формы работы также можно использовать различные. Наиболее часто я использую: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую в зависимости от целей урока или занятия.
Примеры контекстных заданий по финансовой грамотности на уроках.
Условия задачи: С каждым годом воды расходуется все больше и больше, а ее запасы ограничены. Рост расхода воды связан с возросшими гигиеническими стандартами, использованием кухонных, стиральных машин и другой техники. Люди вынуждены очищать уже использованную воду, что очень дорого.
Задания 1. Приоткроем водопроводный кран, чтобы вода едва капала (2-3 капли в секунду). Подставим под кран сосуд. Рассчитайте, какова будет потеря воды из одного крана за 1 минуту, за 1 час, за 1 день?
Задание 2. Что экономнее: принимать ванну, используя 100-120 л воды, или душ, расходуя 20-60 л воды в минуту, при условии, что под душем вы будете мыться 10 минут?