Файл: Древняя Русь и Византия. Взаимодействие и взаимовлияние культур.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России

Кафедра: «Истории и экономической теории»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История»

На тему: «Древняя Русь и Византия. Взаимодействие и взаимовлияние культур »

Выполнил:

курсант учебной группы 2522

рядовой внутренней службы

Копчёнова В. В.

Рецензент:

к.и.н., доцент кафедры ИиЭТ

полковник внутренней службы

Новиков К. Ю.

Москва 2022

Москва 2021

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……2

  • Первые взаимоотношения с Византией…………………………….………3

  • Религиозное влияние на Русь…..…..…………………………......................4

  • Политическое влияние Византии……………..…………………………….6

  • Культурное влияние …………………….……………………………….…..7

  • Экономика между государствами………………………………………….10

  • Последняя война с Византией……………………………………………....12

  • Роль Киевское Руси в падении Византии в ходе крестовых походов…..13

Заключение………………………………………………………………….…....15

Список литературы……………………………………………………..………..17

1

Введение:
Актуальность темы: Хочу начать с того, что Древняя Русь - это древнейшее Государство восточных славян. Различные взаимодействия между другими государствами были не очень налажены, а с Византийцами были ещё сложнее. Со времен Византийской империи Русь и русский народ представлялись в качестве главного противника, страшного монстра, против которого можно использовать любые средства. В свою очередь такое коварное отношение и двуличие вызвали у народов нашей страны большое недоверие к Византии и западной цивилизации в целом. В качестве действенных средств защиты своих интересов они всегда рассматривали мощное централизованное государство и сильную армию. Несмотря на все конфликты, Экономические сделки на рынке между государствами были почти хорошими. Однако, Византийцам не нравились Русские традиции. И после множественных конфликтов можно заметить схожесть культур данных стран. С IX в. начинаются первые, еще очень робкие, попытки к мирным контактам Киевской Руси и Византии.
Эти попытки предпринимались не только верховной властью того и другого государства, но и купцами, воинами, которые в X в. постоянно появлялись на побережье Малой Азии и хотели установить стабильность торговых и политических отношений с Константинополем-Царьградом. Причём, путь, к схожести культур, был очень сложным для восточных славян. Этот путь я и хочу описать в своём реферате, а именно как под влиянием Византии на Руси сложилась немного другая культура.



Одна из главных задач Киевской Руси было укрепление авторитета. Для реализации этой задачи киевские князья использовали не только метод устрашения военной силой, но и ведут мирные переговоры с ближайшими соседями и удаленными странами, выгодными в экономическом и политическом сотрудничестве.


  • ПЕРВЫЕ ВЗАИМОТНОШЕНИЯ С ВИЗАНТИЕЙ:
    Отношения с Византией у русичей зародились со времен военно-торговых походов «из варяг в греки». Но после походов Олега, Русь и Византия разделенные морем, стали как бы ближе друг другу — по крымским и причерноморским владениям Византии. Торговые связи Византии и Руси приобретают регулярность. Ежегодно, летом флотилия руссов появлялась в Босфорском проливе. Купцы поселялись не в самом Констатинополе, а в пригороде, но торговать они имели право и в самой столице. Особенно высоким спросом у русских купцов пользовались богатейшие шелковые ткани, которые Византия получала из Китая и Средней Азии.


В 941 г. великий киевский князь Игорь (912-945) совершил сокрушительно неудачный поход на Византию. Его войско было сожжено под Константинополем знаменитым «греческим огнем». Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправиться в Византию — возможно, это был поход-реванш.

Судя по всему, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь.

В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и

3

договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи. Русские купцы получили еще более широкие права и привилегии на территории Византийской империи, а византийским купцам предоставлялись такие же права на территории Киевской Руси.

Договор 944 г. впервые признает Русь суверенным государством. Признание суверенности Руси Византией, несомненно, явилось значительным достижением русской дипломатии. Тем не менее, не стоит обольщаться такими блестящими результатами. Следует помнить, что Византия в то время постоянно воевала и сильно нуждалась в новых воинах. Естественно, ей необходимо было заручиться мирными отношениями с набиравшим силу соседом — Русью. Подписывая договор 944 г., такой выгодный для руссов, византийский император действовал, прежде всего, в своих собственных интересах.


Походы Олега и Игоря способствовали оформлению регулярных дипломатических отношений между Византией и Русью. Последующие русские князья главным аспектом своей внешней политики считали поход-посольство в Византию.

В XII–XIII веках интенсивность контактов русских земель с Византией не снижается, причем они касаются не всей Руси, а отдельных княжеств (наиболее тесные связи были с Галицко-Волынской землей).

РЕЛИГИОЗНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РУСЬ:
В 959 году княгиня Ольга положит начало отношениям с духовенством Византии. Она первой из великокняжеского рода приняла христианство. Заинтересованная в расширении сферы влияния византийская церковь укрепляет отношения с Русью. Также, в крещении Ольга принимает имя Елена, в честь св. равноап. царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вернувшись на родину, она начинает активную деятельность в области христианизации Руси. В деле крещения Руси традиционно уделяется большое внимание деятельности великого князя Владимира I, и это вполне справедливо, но умалять значения Ольги в нем же не следует. При ней была обращена в христианство значительная часть руссов.

После официального объявления киевским князем Владимиром христианства – государственной религией в 988 году, отношения с Византией укрепились. Крещение Руси (988 год) – это процесс введения в Киевской Руси

4

христианства в качестве государственной религии, осуществлённый князем Владимиром Святославичем в конце X века.

Статус Руси в глазах Византийской империи меняется после Крещения. Русская епархия, подчиненная Константинополю, становится частью империи. Русские митрополиты получают сенаторские титулы протопроэдра и синкелла. Русская епархия была малозначительной, так как в списке народов русы упоминаются наравне с половцами. Однако империя не предпринимала попыток распространить на Русь политическую власть, так как понимала неосуществимость этого. Русские правители признавали церковную подчиненность Константинополю, но эту зависимость не распространяли на политический статус. В 1037 году Ярослав Мудрый разрешил создание митрополии, подчиненной Константинополю.

Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на Киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь летописца лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского народа.


Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому вельможе, так и простолюдину, в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

Принятие христианства стало толчком к объединению всех народов русского общества. Постепенное вытеснение языческих обрядов и традиций стало началом гуманизации общества. Принятие христианства явилось основой к становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под его влиянием развились храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. Особенно значимым культурным переворотом стало введение единой письменности.

Вследствие христианизации рождается новый тип государственности Киевской Руси, которая приобретает большинство признаков византийской формы. Светская власть тесно взаимодействует с церковной властью,

5

непосредственно главенствуя над ней. XI век ознаменован началом оформления церковной юрисдикции на Руси: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Также церковь играет значительную роль в международных делах, которые связаны с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ

Международно-политическая концепция Византии, её отношения с Русью зависели от традиционализма идеологических установок, которые заключались в римском имперском универсализме, в эллинистическом противопоставлении греков и «варваров», в христианском экуменизме с идеей общей церкви, сочетавшимся с византийской идеей самодержавия. Одновременно нельзя не отметить гибкость византийской дипломатии в балансировке между традиционной теорией и учетом политических реалий. Правовое русло препятствующие совершению неожиданных набегов, разгромов городов, оказанию военного давления, это часть условий во взаимоотношениях между Русью и Византией. Наибольшее влияние Византийской культуры проявилось при становлении Московского княжества (XIII–XVв.в.) и формировании великорусского государства (XV-XVIв.в.).

Одно из важных событий в русской истории - это брак князя Ивана III Васильевича с Софьей, племянницей последнего императора Византии. Она утвердила много порядков и обычаев византийского двора. В следствие этого церемониал стал величественнее и торжественнее. Так же брак с Софьей положительно повлиял, как заметили современники, и на самого царя, который возвысился в их глазах до не досягаемой высоты. Этот брак укрепил положение Руси на международной арене.


На Руси обряд на царство был введен впервые Иваном III с целью того, чтобы показать, что Москва является приемником Константинополя. А также он объединил Московский герб с Византийским: Георгия Победоносца убивающего змея, с Византийским двуглавым орлом3. Позже Иван VI Грозный приводил себя в сравнение с византийским императором.

Назначение митрополита на Руси до XV века происходило с согласия византийского патриарха. С течением времени по аналогии с Византией на Руси стали строить монастыри, а церкви превратились в подобие богатых организаций.

6

КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ:
Исполнителями культурной задачи всемирно-исторического значения явились Кирилл и Мефодий. После 860 г. братья были направлены Фотием «к хазарам», в южнорусские степи, населенные славянами. Кирилл, вероятно, уже располагал некоторыми своими переводами на славянский язык. Здесь они обратили в христианство «фульское племя». После первого успеха труд, не «меньший первых», ожидал братьев, ибо Ростислав, князь Моравский, послал послов к императору Михаилу, прося культурной и политической поддержки. Грамота папы Николая V от 864 г. указывает, что претензии немецких князей как нельзя лучше совпадали с интересами Рима.

Развивался и «культурный обмен». Так, знаменитый иконописец второй половины XIV — начала XV века Феофан Грек писал иконы в новгородских и московских храмах. Не менее известен писатель и переводчик Максим Грек, скончавшийся в 1556 году в Троице-Сергиевом монастыре.

Византийское влияние просматривается и в русской архитектуре того времени. Благодаря ему на Руси впервые началось строительство каменных зданий. Взять хотя бы Софийские соборы в Киеве и Новгороде.

Меньшее влияние византийских традиций в архитектуре прослеживается в зодчестве Великого Новгорода. При постройке Софии Новгородской (г. г.) местные традиции проявились с такой силой, что значительно видоизменили стиль новгородского храма. Однако, учитывая геополитическое положение Новгорода, вполне вероятно, что на новгородское зодчество могла повлиять западноевропейская романская архитектура. Строившийся по образцу киевского, новгородский Софийский собор подвергся настолько значительной переделке, что стал практически неузнаваемым: «Внешний вид Софии Новгородской напоминал огромный куб, устойчивый и монолитный. Могучие стены собора, сложенные из дикого камня, с малым числом оконных проемов увенчивались шестью величественными куполами. На смену многоступенчатой пирамидальности Софии Киевской пришла монументальная замкнутость Софии Новгородской. Единственным украшением стен Новгородской Софии были мощные лопатки и тонкие полуколонки на гранях центральной апсиды, да аркатурные пояски на барабанах»