Файл: Древняя Русь и Византия. Взаимодействие и взаимовлияние культур.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У византийских мастеров русские зодчие обучались и принципам строительства, и принципам украшения храмов мозаиками и фресками.

7

Правда, приемы традиционного византийского зодчества здесь сочетаются с «русским стилем»: отсюда и множество куполов.

Первые книги на Руси привозили именно из Византии. Впоследствии многие из них стали переводиться на русский язык - например, жития святых. Встречались и произведения не только духовного, но и художественного содержания, например, история похождений смелого воина Дигениса Акрита (в русском пересказе – Девгения). Древнерусская литература первоначально имела в основном переводной характер и полностью зависела от Византии. К моменту принятия православного образца христианства, на славянский язык святыми братьями Кириллом и Мефодием уже были переведены многочисленные богословские, библейские и исторические тексты. К ХI веку были полностью переведены книги Нового Завета, много трудов по литургике. Большое значение имеют и переводы юридического характера. На славянский язык переведены сочинения по церковному и гражданскому праву, такие как "Эклога", "Прохейрон", "Номос георгикос" и два главных варианта "Номоканона" – кодекса гражданских и церковных законов Византии. Однако необходимо заметить, что именно в исторических и юридических литературных трудах русскими была выказана наибольшая независимость. И в «Русской Правде», и в «Уставе князя Владимира» хоть и прослеживается знакомство с византийской традицией, но они являются оригинальными трудами древнерусских авторов. Русские не могли удовлетвориться только переводной с греческого языка литературой. В появившихся в XI веке летописях формируется национальное самосознание, т. о. ощущение целостности русского государства не зависело от Византии. Древнерусская литература отходит от былинного эпоса, существовавшего в устном народном творчестве, появляются новые жанры. Развивался такой жанр как агиография – жития святых – обусловленный созданием диптиха русских святых, попыткой обоснования божественности происхождения власти. К жанру ораторских произведений относится «Слово о законе и благодати» (первого митрополита на Руси не грека) митрополита Иллариона, появляются первые записки русских путешественников ("Хождение Даниила"). Необходимо отметить, что по весомому мнению исследователя древнерусская литература не являлась литературой отдельных писателей, как может сперва показаться. Она была искусством надындивидуальным, создававшимся путем накопления коллективного опыта и производящее огромное впечатление мудростью традиций и единством письменности.


8

«Древнерусская культура до такой степени не считается с индивидуальностью отдельного человека, в том числе писателя, что предстает как единое и нерасчленимое целое – в совокупности всех творческих усилий независимо от времени их приложения». Это объясняется тем, что литераторы Древней Руси представляли себя не столько творцами нового знания, сколько истолкователями христианкой истины, христианской морали, проводниками византийской христианской культуры.

Созданием славянской письменности на основе греческого уставного письма мы обязаны выдающимся деятелям византийской культуры Кириллу и Мефодию. После принятия христианства в Киеве, Новгороде и других русских городах начали открываться школы, устроенные по византийскому образцу.
Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.

Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси. С глубокой древности слово «икона» употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в


9

Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика. Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Вскоре после завершения главного храма Руси - Софии Киевской (чье посвящение повторяло имя главной церкви столицы Византии - Константинополя) было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, имевшее целью утвердить основы нового христианского миросозерцания. Таким образом, в конце 10 века земли Киевской Руси вошли в ареал христианского мира, попав под влияние Византии.

ЭКОНОМИКА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ:
Экономические и торговые связи между Русью и Византией были установлены еще до крещения Руси. После принятия Русью христианства они только окрепли. В обмен на меха, мед, воск, лен Русь покупала изделия из серебра и золота, ткани, краски, оружие, пряности. Взаимовыгодная

10

торговля была приостановлена после военного похода русской дружины на Константинополь в 1043 году. Конфликт закончился благодаря браку князя Всеволода с родственницей императора Константина Мономаха.


Византия стала крупнейшим торговым партнером Древней Руси, хотя в первой трети X в. она и платила дань Руси в виде «укладов» и фиксированной денежной суммы (в виде продуктов на дорогу и на время их пребывания в стране). Русские купцы пользовались в Константинополе торговыми и иными льготами (не платили торговых пошлин и т. д.). Византию посещало не менее 400-500 человек, останавливаясь в предместье св. Маманта (у Маманта, «Мамы»).

Глядя на развитую систему торговли ромеев, русские проникались мыслью о важности роли торговли и купечества. Это был знак для торговых городов Руси - Киева, Новгорода, Пскова и др. В мастерских столицы византийская промышленность была занята производством предметов утонченной роскоши.

Развитию планомерных внешнеторговых операций восточных славян с Византией прежде всего препятствовал довольно низкий уровень их материальной культуры. Достаточно сказать, что лишь к концу IX в. славяне в массовом порядке начали использовать гончарный круг. Но даже те ремесленные отрасли, где успехи были наиболее значительны, ориентировались преимущественно на обслуживание внутреннего рынка, ограниченного близлежащей округой.

Сказывалось и слабое развитие товарно-денежных отношений. Более или менее крупная торговля в Восточной Европе того времени имела своим естественным источником войну, в связи с чем она представляла собой не форму оборота и приращения капитала, а централизованный сбыт на внешнем рынке различного рода материальных ценностей, захваченных в результате военных грабежей и обложения данями. Полученные продукты обмена (монеты, золотые и серебряные украшения, дорогие ткани и облачения, предметы вооружения) целиком изымались из дальнейшего торгового оборота, большей частью оседая в языческих святилищах, княжеских кладовых и погребах, а также в земле — в виде сокровищ, кладов и предметов погребальной утвари. Относительно рюгенских русов Гельмольд сообщает: «Золото и серебро, которое они, случается, добывают путем грабежей, пленения людей или какими-либо еще способами, они или

11

навешивают в виде украшений на своих жен, или складывают в сокровищницу [при храме] своего бога».

Благодаря взиманию даней и удачным набегам на соседей, торговые запасы, включая самый дорогой товар — живой полон, ежегодно скапливались на княжьем дворе и в трех главных городах Русской земли — Киеве, Чернигове и Переяславле. Но племенная знать прочих «Славиний» Русской земли, не ведущая планомерной внешней экспансии и еще не приступившая к экономической эксплуатации своих сородичей, была лишена этих главных источников регулярного возобновления избыточного продукта. Она довольствовалась «данью», собираемой с природы посредством охоты и бортничества. Товары и изделия звероловов и бортников с северных и восточных окраин Русской земли (племенных территорий северян, радимичей, кривичей), а также из земли вятичей издавна находили сбыт на булгаро-хазаро-арабском Востоке, обеспечивая циркуляцию арабского дирхема по донскому и волжскому торговым путям.


ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА С ВИЗАНТИЕЙ:

Последний поход на Византию был совершен в 1043 г. сыном великого киевского князя Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром. Целью этого похода являлось сохранение торговых привилегий русских купцов на территории Византийской империи. Однако поход на Царьград под водительством сына Ярослава Владимира окончился неудачей. Русские суда были разбиты сильнейшей бурей, а отчасти и «греческим огнем»; выброшенные на берег 6 тыс. русских воинов вместе с воеводой Вышатой пытались пробиться на родину, но большая часть их погибла в неравном бою с византийскими отрядами, а 800 чел. были взяты в плен и ослеплены. Оставшаяся часть русского войска во главе с Владимиром Ярославичем успешно отбила атаку посланных вдогонку византийских кораблей - все 24 триеры были потоплены, а находившиеся на них ратники уничтожены или взяты в плен. Отношения Византии и Руси на какое-то время прервались. Через три года, в 1047 г., мир был восстановлен, и Вышата вернулся на Русь. Это была последняя война Руси с Византией.

Русь помогает Византийскому императору Константину Мономаху (1042-1055) избавиться от очередного узурпатора и претендента на византийский престол. За помощь в сохранении престола, и в знак благодарности и дальнейшего укрепления русско-византийских отношений, русско-

12

византийского военно-политического союза Константин Мономах выдает свою дочь замуж за другого сына Ярослава Мудрого, князя Всеволода. От этого брака родился будущий великий киевский князь Владимир II, прозванный Владимиром Мономахом в честь своего византийского деда-императора. Культурные, торговые, военно-политические связи Византии и Руси сохраняли вплоть до конца XI в. самый живой характер, несмотря на многочисленные военные препятствия (войны с печенегами, арабами, Хазарским каганатом) и сложности в самой дипломатии Руси и Византии. В 1204 г. Константинополь был захвачен в Четвертом крестовом походе (1202-1204) крестоносцами, а в 1240 г. монголо-татарами был захвачен и сожжен Киев. Эти два события отбросили обе страны друг от друга на огромное временное историческое пространство, и даже память о прежних отношениях постепенно исчезала. Между ними осталась практически одна, но очень существенная связь: духовно-религиозная. Россия обязана Византии своим Православием, которое играло и продолжает играть огромную роль в ее судьбе и в контексте всей мировой истории.