Файл: Контрольная работа по дисциплине История государства права зарубежных стран Вариант 22 Тема Развитие парламентской монархии в англии в хiх начале хх в студент зф(уо дот) Группы УгП(б)з42.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реформа парламента 1911 г., усилившая роль контролируемой кабинетом палаты общин в ущерб неизбираемой верхней палате.

Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужило отклонение верхней палатой правительственного законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился законом. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

Реформа парламента 1911 г. представляла собой очередной вариант старого компромисса между буржуазией и аристократией. Буржуазные правительства, уже подчинившие себе палату общин, получили возможность проводить в жизнь финансовые меры без помех со стороны земельной аристократии. В то же время британская буржуазия не собиралась окончательно упразднять архаичную верхнюю палату, полагаясь на ее "сдерживающую" роль по отношению к нижней палате. В условиях меняющейся политической ситуации двухлетняя проволочка с принятием какого-либо "невыгодного" законопроекта могла оказаться фатальной для его судьбы. Так, например, законопроект об отмене "двойного вотума", который вносился в парламент в 1913 и 1931 гг., дважды отвергался лордами и в результате изменившихся обстоятельств (война и мировой экономический кризис) неоднократно снимался с повестки дня.

В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей.

Кроме того, в первые послевоенные годы был отменен Закон о стачках 1927 г., существенно ограничивающий право на забастовку, проведены реформы образования, социальных служб.

Внутренние, глубинные изменения в государственном строе и политической системе Великобритании в XX в. затронули в первую очередь взаимоотношения высших исполнительных и законодательных органов. Усиление роли кабинета министров сопровождалось относительным падением роли парламента в области законодательства и контроля за деятельностью правительства.


Прежде всего в руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. В предшествующий период акты органов исполнительной власти, издаваемые с разрешения парламента (делегированное законодательство), касались лишь второстепенных вопросов. Теперь же парламент делегировал исполнительным органам право издавать акты и по таким вопросам, которые ранее составляли исключительную прерогативу палаты общин. Так, например, в 30-х гг. правительству было предоставлено право издавать общеобязательные постановления по вопросам денежного обращения. Акты "делегированного законодательства" в сотни раз стали превосходить по численности акты парламента. Расширение сферы действия системы делегированного законодательства является закономерным, так как оно позволяет "разгрузить" парламент в условиях возрастания необходимости оперативного вмешательства государства в решение усложняющихся проблем общественной жизни. Вместе с тем оно ведет к снижению роли представительного органа в системе органов государственной власти.

Более того, со времен первой мировой войны кабинет министров Великобритании получил в свое распоряжение и чрезвычайные полномочия. В 1920 г. был издан Акт о чрезвычайных полномочиях, который предоставил правительству право издавать от имени короля указ о чрезвычайном положении. Такой указ мог быть издан в случае, если имелась "непосредственная угроза со стороны лица или группы лиц" снабжению общества средствами жизнеобеспечения (продовольствие, транспорт, энергия и т. п.), и предусматривал возможность применения чрезвычайных мер для поддержания "нормальной жизни общества", обеспечения страны важными ресурсами и предметами первой необходимости. Парламент должен был одобрить указ о введении чрезвычайных полномочий в семидневный срок, не рассматривая конкретные способы их осуществления правительством. Закон 1920 г. был направлен главным образом против забастовок. В 1964 г. его редакция изменилась и теперь он предусматривает предоставление правительству исключительных полномочий в любых чрезвычайных условиях.

В период между двумя мировыми войнами британский кабинет окончательно стал центральным звеном британской политической системы. Актом о министрах короны 1937 г., определившим размеры жалованья высшим должностным лицам государства, впервые было законодательно признано существование премьер-министра и его оппонента - лидера оппозиции. Лидер оппозиции наряду с премьер-министром и другими министрами стал получать жалованье из государственной казны.


После второй мировой войны верховенство кабинета в британской государственной машине стало еще более очевидным. В связи с усилением власти премьер-министра система "правления кабинета" трансформировалась в систему "правления премьер-министра", так как премьер-министр без консультаций с кабинетом стал осуществлять все важнейшие назначения и перемещения, внутри правительства, определять порядок работы кабинета и его повестку дня, решать вопросы о созыве и роспуске палаты общин и пр. Свертывание коллективных форм в работе правительства привело к неофициальному образованию так называемого внутреннего кабинета, в заседаниях которого участвует лишь 4-5 наиболее доверенных главе правительства министров, а также к появлению разветвленной системы комитетов. Такие комитеты кабинета по поручению премьер-министра рассматривают основные вопросы текущей политики и могут докладывать о своих решениях-исключительно премьер-министру. В период правления консервативной партии и лидерства в ней М. Тэтчер была отмечена дальнейшая централизация государственной власти, ее концентрация в руках премьер-министра, установление "президенциалистского" стиля руководства партией и государством. В результате отмеченных выше изменений в политической системе Великобритании в XX в. основные принципы конституционализма XVIII—XIX вв., и прежде всего "верховенство парламента", были постепенно лишены реального содержания. То же произошло и с другим принципом британской конституции - парламентской ответственностью правительства. Поражение правительства в результате вотума недоверия в палате общин стало крайне редким явлением. В XX в. это произошло лишь дважды - в 1924 г. и 1979 г.

"Партийное правление" кабинета, опора на связанное партийной дисциплиной парламентское большинство членов собственной партии позволяют сделать его власть устойчивой, обеспечить одобрение парламентом его решений.

Говоря об общей тенденции усиления органов исполнительной власти (и прежде всего лично премьер-министра), было бы неправильным утверждать, что палата общин британского парламента перестала играть сколько-нибудь заметную роль в политической жизни страны. Английский парламент обладает таким средством воздействия, как финансовый контроль над правительством, вотирование бюджета. Парламентские дебаты по поводу политики правительства широко освещаются средствами массовой информации и оказывают большое влияние на общественное мнение страны. В палате постоянно используется и такая форма контроля за деятельностью правительства, как депутатские запросы министрам. Любой правительственный законопроект проходит три чтения в палате общин, в процессе которых он тщательно анализируется в комиссиях и комитетах палаты с участием оппозиции. Только путем одобрения в парламенте важнейшие мероприятия правительства могут быть представлены как выражение "воли нации".


Менее заметную роль в реальном осуществлении государственной власти играют старинные британские учреждения - корона и палата лордов. Однако они остаются необходимым элементом государственного устройства и их роль нельзя свести к чисто декоративной.

3. Реформы местного суда и управления

Следующий этап реформ связан с партией консерваторов. В 1888 г. они провели реформу местного управления в графствах, распространив на них систему самоуправления, установленную в 1835 г. в городах. Созданным в графствах выборным советам была передана вся административная власть. За мировыми судьями сохранились лишь судебные функции. В приходах с населением более 300 жителей также создавались выборные советы. В результате реформы местное самоуправление перешло от аристократии к буржуазии.

Среди реформ, осуществленных либералами, следует назвать судебную, в результате которой упростилась система высших судебных учреждений, сложившаяся еще при феодализме. Все высшие суды Англии были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

По закону о судоустройстве 1831 г. были упразднены особые суды, рассматривавшие дела на основании “справедливости”, а не “общего права”, и была установлена единая судебная система.

Судебная практика частично пересматривает свои прежние взгляды и вносит отдельные коррективы в свои прежние установки по некоторым вопросам, находившимся в наиболее решительном противоречии с современностью. Так, смягчается прежняя власть мужа над женой: борьба трудящихся женщин за равноправие, рост участия женщин в общественной жизни и в фабрично-заводском труде заставили отчасти пересмотреть отрицание юридической личности жены, установленное прежней судебной практикой. Вместе с тем - уже в порядке закона - в 1822 г. была установлена некоторая имущественная самостоятельность замужней женщины в отношении ее личного имущества. Здесь же следует указать произведенное в 1908 г. ограничение родительской власти (установление ответственности в наиболее серьезных случаях дурного обращения с детьми).

Закон играет большую роль в области гражданского права, чем рань­ше. Были сделаны попытки смягчить недовольство существующим положением со стороны пролетариата и фермеров. Так, в 1892 г. был издан закон о содействии фермерам приобретать в собственность земельные участки, в 1907 г. - закон о приобретении советами графств земельных участков для предоставления их в долгосрочную аренду. Были изданы законы об ограничении в некоторых случаях (в наиболее тяжелых производствах) рабочего времени. С другой стороны, принимались меры, ограничивавшие свободу стачечной борьбы: в 1901 г. суд установил имущественную ответственность тред-юнионов за устройство их членами во время стачки рабочих пикетов (. Тред-юнионы так энергично боролись против этого решения, что оно было отменено уже в 1906 г. законом “о промышленных конфликтах”. ,


Из законов, регулировавших институты, в точной формулировке которых были заинтересованы капиталисты в их отношениях между собой, следует отметить закон 1875 г. о сделках с недвижимостью закон о векселях 1882 г., закон о купле-продаже товаров 1893 г. (установивший точные правила о порядке заключения договора и об обязанностях сторон), закон о торговых товариществах 1908 г. Однако эти законы в значительной степени - являются лишь систематизацией уже накопившейся практики.

В области уголовного законодательства следует отметить изданный в 1907 г. закон об “испытании” преступников (т. е. об условном осуждении).

Он отличается от подобных же континентальных законов тем, что суд отсрочивает не выполнение, а самое назначение наказания или даже (в судах суммарной юрисдикции) - самое осуждение. Если суд (по делам с обвинительным актом) найдет, что в виду нравственных качеств обвиняемого, признанного виновным, его предшествующей жизни, здоровья, возраста, уровня умственного развития, характера преступления или каких-либо смягчающих обстоятельств назначение наказания нецелесообразно, суд может отсрочить это назначение под условием представления ручательства хорошего поведения и поручительства (или без такового) о явке по требованию суда. Срок такого испытания - до трех лет. Суды суммарной юрисдикции могут, учтя предшествующую жизнь обвиняемого, вовсе прекратить дело или условно освободить обвиняемого под условием представления ручательства хорошего поведения с назначением или без назначения освобожденному попечителя.

В том же году был издан закон о превентивном заключении привычных преступников. Согласно этому закону суд имеет право признавать-лиц, которые по достижении ими 16-летнего возраста не менее трех раз осуждены за серьезные преступления и ведут преступный образ жизни, привычными преступниками и приговаривать их, помимо наказания, к так называемому превентивному (предупредительному) заключению, на срок от 5 до 10 лет, которому они подвергаются уже после отбытия наложенного на них наказания и которое по характеру режима несколько отличается от обычного тюремного заключения.

Законы 1912 и 1916 гг. предусматривают телесные наказания (плети) для некоторых категорий мужчин-преступников.

Закон об отправлении правосудия 1914 г., ставивший своей целью “сокращение числа случаев направления в тюрьму”, сделал для суда обязательным при назначении штрафа как меры наказания принимать во внимание имущественное положение обвиняемого, предоставлять, как правило, не менее чем семидневный срок для уплаты штрафа и разрешать уплату штрафа по частям. Этим законом сокращалось направление в тюрьму за неуплату штрафа. Однако потребовались дополнительные мероприятия для того, чтобы добиться более решительного сокращения числа лиц, для которых штраф заменяется, вследствие его неуплаты, тюрьмой, и в 1935 г. был принят закон, запретивший судам, как правило, постановлять в самом приговоре о замене штрафа в случае неуплаты тюрьмой. Такая замена возможна только путем особого постановления суда.