Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Прогнозирование и планирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Совет по
планированию финансов (!!!) и Конъюктурный совет)
● Региональное программирование осуществляется на основе комплекса законов о финансовой реформе.
Разрабатываются рег. программы на 4 года. Занимается этим Плановый комитет по вопросам региональной хозяйственной структуры
● Научные советы (дают экспертные заключения)
● Пять ведущих научно-исследовательских экономических институтов - играют вспомогательную роль в разработке
государственных прогнозов и программ
32) Китайский опыт стратегического планирования.
Прогнозирование экономического развития в Китае
● Ведущий орган прогнозирования и планирования -
Государственный комитет по делам развития и
реформ КНР;
● Разработка и реализация государственными органами
пятилетних планов;
Уровни планирования в КНР:
1. общегосударственное:
2. отраслевое;
3. территориальное:
4. планирование по предприятиям.
Пятилетние планы в Китае (13 ШТУК до 2020): 1953-1957;
1958-1962; 1966-1970; 1971-1975; 1976-1980; 1981-1985; 1986-
1990; 1991-1995; 1996-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015;
(!!!) 2016-2020
После образования в 1949 г. КНР было составлено и реализовано
13 пятилетних планов, из которых наиболее подробным был первый пятилетний план. В ходе составления годового плана было необходимо разработать финансовый, валютный и кредитный балансы, балансы материальных ресурсов, рабочей силы и др. С 1953 г. составлялся и передавался для исполнения годовой план.
Становление системы планирования и прогнозирования в Китае происходило в несколько этапов.
● Переход к рыночной экономике в Китае в 1980-х гг.
изменил методологию стратегического планирования..
До преобразований в Китае преобладало количественное планирование, прогнозировались различные показатели развития экономики провинций и страны в целом, социальная сфера не участвовала в данном процессе.
● После 1980-х гг. особое внимание стало уделяться прогнозированию и планированию в социальной сфере.
Коренные изменения в системе планирования и прогнозирования произошли при разработке 10-го пятилетнего плана 2000— 2005 гг. при вступлении
Китая в ВТО.
● Государственная политика Китая сейчас ориентирована на стратегическое планирование. В настоящее время в процессе составления планов выделяют три вида планирования: программное планирование;
планирование по основным объектам; региональное и

отраслевое.
Программное планирование в Китае представляет собой программу экономического развития по пятилеткам, а также долгосрочную программу развития страны. Оно решает задачи развития народного хозяйства Китая и является основной для всех остальных планов. Планирование по основным объектам осуществляется по тем направлениям хозяйственной деятельности, где необходимы изменения и реформы, и позволяет расширять и уточнять цели и задачи программного планирования.
В последнее время в Китае все большую роль стало играть отраслевое и региональное планирование и прогнозирование.
Региональное планирование включает в себя составление планов регионального экономического и социального развития.
Осуществляется региональное планирование органами местного самоуправления на уровне уездов, провинций и выше и полностью соответствует отраслевым планам и государственным программам, а также учитывает общую экономическую ситуацию в стране.
Разработка пятилетних планов в Китае проходит пять стадий:
1) составление программы;
2) составление плана по основным объектам;
3) составление отраслевых программ;
4) составление региональных программ;
5) исправления во всех видах программ.
33. Долгосрочное прогнозирование в Индии. Изменения в
организации прогнозной работы на национальном
уровне в Индии после 2015 года.
Опыт долгосрочного планирования экономического развития
в Индии (до 2015 года)
● Ведущий орган прогнозирования и планирования Индии
Плановая комиссия Индии (упразднен в 2015 году);
● С начала 1950-х годов было реализовано 12 пятилетних планов;
● Реформа системы планирования с 2015 года (переход к составлению дорожных карт и т.д.)
Долгосрочное планирование в Индии, одной из крупнейших стран мира, вступившей с 1950-х годов на путь самостоятельного развития, определяется как уникальное явление в мировой экономике. Но представляет собой целостную систему, в центре которой находится постоянный государственный орган —
Плановая комиссия Индии. Она работала под руководством премьер-министра и наделена высокими и важными полномочиями, среди которых главное значение имеют
разработка и мониторинг реализации пятилетних планов
социального и экономического развития страны, что

составляет, в свою очередь, одну из особенностей концептуальных подходов, избранных основоположниками независимой Индии для решения ее грандиозных и многочисленных проблем.
Основные принципы долгосрочного планирования в Индии состоят в следующем:
• поскольку в стране господствовали архаичные отношения
(например, неприкасаемость, долговое рабство), концепция планирования предусматривала проведение ряда неотложных социально-экономических реформ. Они были направлены на ликвидацию формально независимых княжеств (числом около
600), на устранение крупного феодального землевладения,
уравнивание всех граждан независимо от кастового статуса и пр.;
• сами особенности экономики — господство доиндустриального способа производства и преобладающая роль отсталого аграрного сектора, слабое развитие промышленности, острая иностранная конкуренция, наконец, дискриминационная деятельность англо- индийских колониальных властей — заставили разработчиков концепции придать особую роль государству.
В Индии в 2015 г. изменилась организационная структура планирования экономики, а функции Плановой комиссии Индии были переданы Национальному Институту Трансформации
Индии (НИТИ Айог), за стратегические цели были приняты главные Цели устойчивого развития тысячелетия ООН.
Главная миссия комиссии НИТИ заключается в активном вовлечении 29-ти штатов и 7 союзных территорий в составление экономической политики страны. Миссия этой комиссии предназначена предоставлять стратегический и технический совет центральному правительству и правительствам штатов путем занятия подхода снизу вверх по сравнению с занятым до сих пор подходом по планированию курсов политики и социально-экономического развития. Учрежденная 1-го января
2015 года, Комиссия НИТИ имеет статус комиссии в правительственной номенклатуре, что означает квазинезависимый официальный орган.
34) Опыт стратегического планирования и
программирования в Японии.
Характер “базисного планирования” - свод среднесрочных и долгосрочных политических мероприятий, которые суммарно отображают общую картину будущего национальной экономики
(не императивное, а стимулирующее и индикативное
планирование)
Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно

технологических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный
при правительстве, Управление экономического
планирования, Министерство внешней торговли и
промышленности (МВТП), Управление по науке и
технологии.
В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы
(носящие индикативный характер). Они разрабатываются по заданию правительства, в котором сформулированы важнейшие стратегические цели. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей.
Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых,
показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в- третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем.
Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста. В 1987 г. была принята программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии, или «Доклад Маэкавы».
Это экономическая стратегия развития Японии накануне ХХI
века. В ее основе Концепция преобразования Японии в международное государство, которое, с одной стороны, было бы гармонично интегрировано в мировую систему, а с другой – само представляло бы внутренне сбалансированный социально- экономический организм. Среди средств и путей достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в
Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное
налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное
субсидирование, поддержка рискованных инновационных
проектов, государственный заказ.
Со временем окончания WW2 японское правительство
разработало 13 планов экономического развития страны.
Ещё некоторые особенности Японии:
● система пожизненного найма (в традиции)
● население с самым большой продолжительностью жизни, но детей рожают мало
● Японская экономика находится в топе по ВВП, однако население страны не получает выгоды от этого
Из-за всяких проблем были проведены структурные реформы,
включающие 5 категорий:


● оживление экономики
● улучшение качества жизни
● выполнение страной своих обязанностей в мировом сообществе
● поддержку программ развития науки и техники, подготовки и воспитания кадров
● административно-финансовая реформа
В Японии есть генеральный план (типа долгосрочный прогноз),
который определяет важнейшие и перспективные сферы для
Японии (например информатика и телекоммуникации, подготовка человеческих ресурсов, здравоохранение, общество с нулевым отходами и т д)