Файл: Древнерусское государство (Киевская Русь) Древнерусское государство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, согласно данным современной исторической науки - Повесть временных лет вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

Согласно гипотезе А. Шахматова, которую впоследствии развил Д. Лихачев первый свод Летописи (т.н. древнейший) был составлен в 1037 году в Киеве, при митрополичьей кафедре Приводится по: Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники. - «ТОДРЛ». М.-Л., 1940. С. 34-53. . Основные источники для летописи - устные рассказы современников, предания, песни, некоторые письменные документы. Указанный древнейший свод продолжил в 1073 году другой монах - Никон.

Затем в 1093 году игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода.

В 1010-1012 годах Нестор переработал Начальный свод, расширил его историографическую основу и привёл описание древнерусской истории в рамки традиционной христианской историографии. Также его роль состоит в том, что он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

Таким образом - Нестора нельзя представить как единственного автора летописи. Скорее он автор-летописец.

Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в Михайловском монастыре в 1116 году. В ней, по сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 году составляется третья редакция ПВЛ (по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича).

Перейдем к описанию содержания Повести временных лет.

В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь.

Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.

При написании летописи использовались документы из княжеского архива, что позволило сохранить до нашего времени тексты русско-византийских договоров 911, 944 и 971 годов. Часть сведений бралась из византийских источников.


Еще одна особенность источника - это то, что Повесть Временных лет, в первую очередь, представляет собой так называемую «официальную» (княжескую) точку зрения, к которой многие события и данные приводятся к своего рода «общему знаменателю» христианской средневековой историографии, что, естественно, отражается на общей тональности данных источника.

- Повесть Временных Лет - это наиболее старый из дошедших до нас летописных сводов. Датируется двенадцатым веком. Был составлен в Киеве. Представляет собой комплекс источников - редакций и списков, которые имеют незначительные отклонения в списках, внесенных позднейшими переписчиками.

Софийский собор

Правление Ярослава Мудрого известно расцветом древнерусского государства, развитием культуры и образования. При нем богатели города, строились храмы, а Киев сравнивали с Константинополем. В истории он остался как величайший правитель. А еще – как создатель Софийского собора, главного христианского храма Руси.

Как гласит «Повесть временных лет», победа над кочевниками-печенегами стала важнейшей для киевлян и началом конца для печенегов. После поражения они начали переселяться в Венгрию и вскоре исчезли как племя. В память о столь значительном событии в 1037 году на месте сражения Ярослав Мудрый повелел возвести каменный собор Святой Софии – как символ победы христианства над язычеством, символ христианской Руси.

Его начали строить на самом высоком месте старого Киева 40 зодчих, приглашенных из Константинополя. Строительство шло 2,5 года, и в это время в Киеве существовал особый налог. Кто приезжал в город на повозке, платил за въезд несколько камней – для стройки.

Церковь получилась совершенно уникальной – и архитектурно, и в типаже, и в формах. Этот крестово-купольный храм производил неизгладимое впечатление даже своими размерами – 55 х 35 м. Венчающие его 13 куполов символизировали Христа и 12 апостолов. Купола были исполнены пирамидально: главный – в центре, 4 купола расположены над алтарной частью, 8 более низких куполов – над западными углами храма. Монументальность церкви с пятью нефами облегчали галереи – они в два ряда окружали с трех сторон собор. На своды купола уложили свинцовую кровлю. Для XI века это было совершенно передовое, новаторское строительство.

С тех пор прошли века. Первоначальный вид церкви сохранился только в письменных источниках и немногочисленных изображениях. Храм не раз разрушали и восстанавливали. Самым варварским стал грабеж собора ханом Батыем, он захватил Киев в 1240 году. «Продолжателями» дела Батыя были литовские князья и крымские ханы. Собор был заброшен и разрушался. Пока не случился большой пожар, который послужил толчком к восстановлению храма.



Оно началось под патронажем митрополита Варлаама, его дело продолжил митрополит Рафаил. Церковь перестроили в манере украинского барокко, придав сооружению еще более грандиозный вид: добавили 6 куполов, сделав собор 19-купольным; фасады получили фигурные фронтоны и орнамент; окна украсили пышными наличниками и лепниной; храм оштукатурили и побелили, добавив его облику света; построили колокольню высотой 76 м в виде пирамиды.

Зато интерьер храма оставлен в том виде, каким он был в XI веке. Конечно, отреставрированный. Особую ценность представляют мозаики центрального купола площадью 260 кв. м. Изображения XI века выполнены из кусочков цветного стекла с вкраплением драгоценных камней. Разноцветье палитры этой смальты насчитывает 117 оттенков.

В сводчатой части центрального алтаря – 6-метровое мозаичное изображение Богоматери. Одетая в ярко-голубые одежды, окруженная золотым мерцанием, Богородица поднимает руки к небу, как бы прося о снисхождении к человеческим грехам. Это самая известная мозаика храма. Легенда рассказывает, что во время нашествия татар в 1240 году враги били тараном в стену собора, в котором укрылись киевляне. С той стороны, где сияла мозаика Богоматери, стена устояла.

Зенит купола украшает мозаика Спаса Вседержителя размером более 4-х метров. Его окружают 4 архангела. Описать все великолепие мозаик собора невозможно. Это все надо видеть своими глазами.

Отдельный рассказ – фрески на стенах и столпах собора. Они занимают площадь более 5 000 кв. м.

Софийский собор представляет самый полный в мире комплекс подлинных фресок и мозаик XI века. И был награжден золотой медалью Европы за сохранение исторических памятников.

Особый интерес представляет некрополь собора. Он насчитывает свыше 100 захоронений великих князей, а также митрополитов. Некоторые из них в течение веков были утрачены. Другие обнаружились совсем недавно.

Как выяснилось, обычай оставлять надписи типа «Здесь были Киса и Ося» имеют традицию длиной минимум в тысячу лет. Найденные на стенах собора надписи стали уникальным источником информации, почти таким же, как фрески. Тематика – самая разнообразная. Эта своеобразная летопись в камне рассказывает о фактах не только церковной, но и светской жизни, исторических личностях и событиях прошлого.

Многие оставляли на стенах собора автографы. Так, рядом с фреской св. Пантелеймона обнаружен автограф дочери Ярослава Анны, будущей королевы Франции. Для идентификации ее почерка проведена гигантская работа историков и графологов.


Среди более поздних граффити интересны надписи, оставленные в XVI-XVIII столетиях представителями самых разных религий – православными, католиками, протестантами, униатами. Это свидетельство того, что Софийский собор объединял все религии. Такой факт может стать новой страницей в истории межконфессиональных отношений в Киеве.

Есть и забавные светские надписи, например, такая, полная негодования: «Козьма – тать украл мясо. Осину на твою голову. Аминь!»

Всего найдено более 7000 надписей, нацарапанных на штукатурке прихожанами прошлых веков.

Современная наука не дает единого ответа на вопрос, как появилось слово «Русь». Большинство исследователей отмечает, что первоначально русью назывался народ или племя — по аналогии с племенами чудь, весь, корсь. Повесть временных лет в начале XII века сообщала о событиях 862 года: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы». Под 882 годом в том же источнике указывалось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Академик Дмитрий Лихачев уточнял, что оставалось неясно, прозывались ли русью только «прочие» или все вместе — варяги, славяне (вероятно, автор имел в виду племя словен) и другие.

Многочисленные гипотезы о происхождении слова «Русь» можно разделить на три группы. Норманская теория возводит «Русь» к финскому Ruotsi, что значит «Швеция». С XVIII века норманисты пытались доказать, что шведы варяги, пришедшие на Русь во главе с Рюриком, дали покоренным племенам свое название. Современные исследователи эту теорию критикуют, ведь в скандинавских источниках нет упоминаний о подобных событиях. Ученые спорят и о том, кем были варяги. Принято считать, что это скандинавы германского происхождения, однако существует версия, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря и были славянским племенем. Она объясняет слова летописца о варягах, называвшихся «русью» и противопоставленных шведам. Эта версия не отрицает, что русские князья приглашали в наемники скандинавов. О путешествиях на Русь «на заработки» сообщалось и в северогерманских источниках.

Вторая теория о происхождении слова «Русь» — индоарийская. Согласно ей, слово имеет индоарийский корень ruksa-/ru(s)sa- («свет, светлый») и «Русь» переводится как «Белая сторона». Третья теория — славянская. Праславянский корень rud-/rus- имеет значение «красный, рыжий». Сторонники этой теории предполагают, что народ получил имя либо по названию реки Рось — правого притока Днепра, — либо по названию города Руса (ныне — Старая Русса). Есть версия, что «русь» родственна «руслу» и могла обозначать ложбину, по которой протекает река. Так как восточные славяне селились по рекам, они могли называть себя «речным» народом подобно тому, как бедуины именуют себя «жителями пустынь», а приморские чукчи — «морскими жителями».


После возникновения в начале IX века государства восточных славян, под названием Русь объединились разные племена. Но в период феодальной раздробленности XII–XIV веков Русью часто называли лишь отдельные «центральные» княжества. Так, в новгородских документах о Руси говорилось как о сопредельных землях — сами новгородцы не считали свою республику частью Руси.

В сирийской хронике VI века упоминался народ hros или hrus, живший в Предкавказье. Имел ли он отношение к русам, доподлинно неизвестно. Византийцы, постоянно контактировавшие с восточными славянами, с IX века упоминали в документах неких росов. В православной Византии это название появилось не от слова «Русь», а из Священного писания, где упоминается воинственный северный народ рош. По-гречески еврейский звук [ш] произносился как [с], и потому библейское племя рош превратилось в росов. Отмечалось также, что имя свое росы получили за внешность, однако древние авторы не поясняли, о каких особенностях внешности шла речь. Но, учитывая корень «красный, рыжий», ученые предположили, что росы были светловолосы и красны лицом. Последнее могло быть последствием пребывания северян на южном солнце.

В сочинении византийского императора Константина Багрянородного «О церемониях» X века впервые встречается слово Rosia — страна росов. Слово быстро вошло в книжный обиход и из греческих церковных книг в конце XIV — начале XV века попало в русский язык. Уже в XV веке в русских записях понятия «Русь» и «Росия» (с одной «с») стали употребляться на равных. В документах XVII века второе слово стало встречаться чаще, чем «Русь», и писалось уже через удвоенное «с» — вероятно, по аналогии со словом «русский». При Иване Грозном, принявшем в 1547 году титул царя, великое княжество Московское стало именоваться Русским царством (или на византийский манер — Российским). В 1721 году Петр I переименовал Российское царство в Российскую империю.

Слово «Русь» стало употребляться только в историческом или поэтическом контексте. Производное от него — «русский» — означало и до сих пор означает национальный признак. Производное от России — «российский» — значит «принадлежность к России, проживание в ней». В Сибири и на Дальнем Востоке слово «Россия» до сих пор используется и в узком значении — «европейская часть страны».

В осточные славяне