Файл: Древнерусское государство (Киевская Русь) Древнерусское государство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– потомки русских, белорусов и украинцев. Они расселились на огромные территории от Карпат до Оки, от верхнего Дона до Ладожского озера и Невы, по Днепру и его притокам. В 6-9 веках восточнославянские племена объединились в племенные союзы. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, ильменские словене, дулебы (позднее известные как волыняне и бужане), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.
Во времена существования Киевской Руси большая угроза для русских земель постоянно исходила от степных регионов. Оттуда на Русь совершали постоянные набеги кочевые племена. Так в начале 10 века в южной степи появились печенеги, с которыми вели постоянную борьбу русские князья. Потом в середине 11 века появились более воинственные и сильные племена половцев, которые стали серьезной проблемой для Руси. Кроме того, бывали годы, когда вражда между русичами и кочевниками утихала, тогда ее место занимали торговые отношения.
История Киевской Руси тесно связана с кочевниками, которые приходили с глубин азийской степи. Так в начале 10 века на территории южной степи пришли племена печенегов, которые фактически стали главным врагом Руси в этот период времени. Правда, в 1036 году печенеги были окончательно разбиты. После этого в степь пришли половцы, которые были намного воинственными, чем печенеги. С ними по началу у Руси складывались мирные отношения, которые базировались на торговле. Но, когда между князьями началась внутренняя вражда, половцы тут же начали совершать набеги на русские земли. С тех пор началась непрекращающаяся борьба.
Распад Киевской Руси начался в 12 веке. Причиной этого масштабного стало множество внутренних и внешних факторов. В государстве сложилась благоприятная обстановка для отделения, обособления княжеств. Сначала на это повлияли междоусобные войны, а затем и ослабление Киева как экономического и политического центра. Феодальная раздробленность сопровождалась наличием монголо-татарского ига, так как страна стала уязвимой после разделения на самостоятельные княжества. Также в них сформировалась особая культура.
Экономическая зависимость Руси от Золотой Орды
Конечно же, в качестве основной зависимости Руси от Золотой Орды являлся сбор подати, который осуществлялся через великого князя, получившего ханский ярлык на правление русской землёй. Однако, кроме этого существовали и другие формы экономической зависимости:
· Как уже было сказано выше, для того чтобы осуществлять сбор финансовых средств, князь был обязан получить ярлык за которым приходилось ехать в Орду, доказывая там (порою неудачно, что становилось причиной смерти) свою авторитетность и силу перед лицом русского народа у хана.
· Результатом сбора податей, различных грабежей и присутствия ордынцев на Русской земле часто вспыхивали народные восстания (которые, всё же быстро подавляли), наносящие уроны в экономическом плане государству.
· Из-за постоянного влияния и тотального контроля над русскими князьями Золотой Орде долго удавалось играть роль арбитра на сцене политических событий Руси. Именно благодаря негативному настрою Орды, никак не могла утихнуть вражда между отдельными самостоятельными княжествами. Тем самым ордынцы страховались от попыток русских князей централизовать власть.
Экономическая зависимость Русского государства от Золотой Орды в период её правления проявлялась не только в том, что русский народ был обязан уплачивать ордынскому хану дано, но и в том, что Ордой также собирались для своих нужд ремесленники, воины, урожай и прочее.
При этом, в данное время в государственной системе много чего изменилось. Такие изменения затронули законы, организацию власти, политическую карту и даже такие вещи как одежду, быт и монеты. Русская земля испытывала очень мощное влияние ордынской культуры, впитывая в себя понемногу военные обычаи и систему государственной организации правления.
Таким образом, самыми важными экономическими последствиями (или, так или иначе, к ним относящиеся) ордынского периода были:
· фактическое сокращение численности населения Руси; · ордынское нашествие и его последствия смогли отбросить Русь в её развитии на долгие годы; · обоюдное заимствование в языке, быту и ведении хозяйства; · заведение ямской гоньбы; · укрепление государственных границ и порядка.
Регулярно пополняя ордынскую казну Русь ослабевала, теряя возможность для восстановления прежнего единого мощного государства с сильной экономикой и военной силой.
1. Географические, экономические и политические предпосылки образования Древнерусского государства.
Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Античные авторы упоминают славян под именем венедов, антов, скларинов. В эпоху великого переселения народов славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Ю-В Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне. Особенности земледелия заставляли их колонизировать большие территории. Славяне селились вдоль больших рек, служивших транспортными артериями. Восточные славяне в 6-9 вв. В 6 в. Из славянства выделились вост. славяне, которые стали заселять Вост.-Евр. Равнину. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытнообщинного строя. Территория восточных славян (6-9 вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне. К западу от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи, которые по Западной Двине соседствовали с полочанами. К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене. Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские и финно-угорские племена. На востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Южнорусские степи в 8-9 вв. занимали мадьяры - финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, серп, каменные зернотёрки и ручные жернова. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали раздел между семьями. Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля(кром, детинец). Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, - слободами. В большинстве случаев города строились на торговых путях (Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока). Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. К 6 в. на территории Киевской Руси были такие города, как Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во
главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Походы за сбором дани - "полюдье". Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов.
2. Принятие христианства.
В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое знач. для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. "Божий слуга" - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - "десятину" (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в.) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".
3. Древняя Русь в X-XII вв.: социально-экономический и политический строй.
Образование Древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности и часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце 6-7 вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся союзницей Византии. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности. Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а поляне находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос. стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ. Строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад имел довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм. В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой.
Во времена существования Киевской Руси большая угроза для русских земель постоянно исходила от степных регионов. Оттуда на Русь совершали постоянные набеги кочевые племена. Так в начале 10 века в южной степи появились печенеги, с которыми вели постоянную борьбу русские князья. Потом в середине 11 века появились более воинственные и сильные племена половцев, которые стали серьезной проблемой для Руси. Кроме того, бывали годы, когда вражда между русичами и кочевниками утихала, тогда ее место занимали торговые отношения.
История Киевской Руси тесно связана с кочевниками, которые приходили с глубин азийской степи. Так в начале 10 века на территории южной степи пришли племена печенегов, которые фактически стали главным врагом Руси в этот период времени. Правда, в 1036 году печенеги были окончательно разбиты. После этого в степь пришли половцы, которые были намного воинственными, чем печенеги. С ними по началу у Руси складывались мирные отношения, которые базировались на торговле. Но, когда между князьями началась внутренняя вражда, половцы тут же начали совершать набеги на русские земли. С тех пор началась непрекращающаяся борьба.
Распад Киевской Руси начался в 12 веке. Причиной этого масштабного стало множество внутренних и внешних факторов. В государстве сложилась благоприятная обстановка для отделения, обособления княжеств. Сначала на это повлияли междоусобные войны, а затем и ослабление Киева как экономического и политического центра. Феодальная раздробленность сопровождалась наличием монголо-татарского ига, так как страна стала уязвимой после разделения на самостоятельные княжества. Также в них сформировалась особая культура.
Экономическая зависимость Руси от Золотой Орды
Конечно же, в качестве основной зависимости Руси от Золотой Орды являлся сбор подати, который осуществлялся через великого князя, получившего ханский ярлык на правление русской землёй. Однако, кроме этого существовали и другие формы экономической зависимости:
· Как уже было сказано выше, для того чтобы осуществлять сбор финансовых средств, князь был обязан получить ярлык за которым приходилось ехать в Орду, доказывая там (порою неудачно, что становилось причиной смерти) свою авторитетность и силу перед лицом русского народа у хана.
· Результатом сбора податей, различных грабежей и присутствия ордынцев на Русской земле часто вспыхивали народные восстания (которые, всё же быстро подавляли), наносящие уроны в экономическом плане государству.
· Из-за постоянного влияния и тотального контроля над русскими князьями Золотой Орде долго удавалось играть роль арбитра на сцене политических событий Руси. Именно благодаря негативному настрою Орды, никак не могла утихнуть вражда между отдельными самостоятельными княжествами. Тем самым ордынцы страховались от попыток русских князей централизовать власть.
Экономическая зависимость Русского государства от Золотой Орды в период её правления проявлялась не только в том, что русский народ был обязан уплачивать ордынскому хану дано, но и в том, что Ордой также собирались для своих нужд ремесленники, воины, урожай и прочее.
При этом, в данное время в государственной системе много чего изменилось. Такие изменения затронули законы, организацию власти, политическую карту и даже такие вещи как одежду, быт и монеты. Русская земля испытывала очень мощное влияние ордынской культуры, впитывая в себя понемногу военные обычаи и систему государственной организации правления.
Таким образом, самыми важными экономическими последствиями (или, так или иначе, к ним относящиеся) ордынского периода были:
· фактическое сокращение численности населения Руси; · ордынское нашествие и его последствия смогли отбросить Русь в её развитии на долгие годы; · обоюдное заимствование в языке, быту и ведении хозяйства; · заведение ямской гоньбы; · укрепление государственных границ и порядка.
Регулярно пополняя ордынскую казну Русь ослабевала, теряя возможность для восстановления прежнего единого мощного государства с сильной экономикой и военной силой.
1. Географические, экономические и политические предпосылки образования Древнерусского государства.
Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян, по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Античные авторы упоминают славян под именем венедов, антов, скларинов. В эпоху великого переселения народов славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Ю-В Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне. Особенности земледелия заставляли их колонизировать большие территории. Славяне селились вдоль больших рек, служивших транспортными артериями. Восточные славяне в 6-9 вв. В 6 в. Из славянства выделились вост. славяне, которые стали заселять Вост.-Евр. Равнину. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытнообщинного строя. Территория восточных славян (6-9 вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне. К западу от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи, которые по Западной Двине соседствовали с полочанами. К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене. Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские и финно-угорские племена. На востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Южнорусские степи в 8-9 вв. занимали мадьяры - финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, серп, каменные зернотёрки и ручные жернова. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля). Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали раздел между семьями. Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля(кром, детинец). Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, - слободами. В большинстве случаев города строились на торговых путях (Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока). Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. К 6 в. на территории Киевской Руси были такие города, как Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - "лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча", разделенная на "сотни"). Во
главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Походы за сбором дани - "полюдье". Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов.
2. Принятие христианства.
В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое знач. для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. "Божий слуга" - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - "десятину" (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в.) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".
3. Древняя Русь в X-XII вв.: социально-экономический и политический строй.
Образование Древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности и часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце 6-7 вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, "Держава волынян", являвшаяся союзницей Византии. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности. Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а поляне находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос. стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ. Строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад имел довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм. В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой.