Файл: Программа среднего профессионального образования Право и организация социального обеспечения Дисциплина менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Открытый социально-экономический колледж»
Программа среднего профессионального образования
Право и организация социального обеспечения
Дисциплина: менеджмент
Практическое задание №2
Выполнил:
слушатель Евтропов Анатолий Владимирович
Преподаватель:
Тарновская Ирина Юрьевна
Тула – 2023
Задание 1.
Разработайте вариант линейно-функциональной структуры управления для придуманной вами туристской фирмы. Поясните, какие виды деятельности будут выполняться линейными подразделениями, а какие функциональными.
Для эффективной работы организации важно четко определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношения. Каждый сотрудник должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими сотрудниками. Каждое должностное лицо принимает решения в пределах своей компетенции и функциональных обязанностей, но оно может проявить инициативу, хотя направление инициативы определено должностной инструкцией. Это достигается с помощью схемы организации, дополненной соответствующими инструкциями и распределением обязанностей. Выбор организационной структуры зависит от ряда факторов:
-
организационно — правовой формы предприятия; -
сферы деятельности (типа выпускаемой продукции); -
используемых технологий;
Так же существуют принципы, исходя из которых, формируется организационная структура предприятия. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
-
организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям; -
следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию; -
формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними; -
между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом; -
организационная структура управления должна быть адекватной;
Линейно — функциональная организационная структура управления.
В основу положен шахтный принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.п.). На каждую подсистему формируется иерархия служб. Такую организационную структуру целесообразно применять в тех предприятиях, где управленческий аппарат выполняет часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции.
В качестве преимуществ можно отметить:
-
улучшенную подготовку решений и планов, связанных со специализацией сотрудников; -
освобождение главного линейного менеджера от детального изучения проблем; -
повышение обоснованности команд управления линейного руководителя за счет привлечения специалистов.
К недостаткам относятся:
-
недостаточно четкую ответственность; -
невозможность быстрого реагирования на меняющиеся условия внешней среды; -
отсутствие гибкости во взаимоотношениях между подразделениями;
опасность конфликтов.
Туристическая деятельность - это организованная деятельность по предоставлению туристических услуг. Рынок туризма характеризуется большим числом субъектов, участвующих в процессе производства и продвижения туристической услуги. Организационная структура управления туризмом позволяет упорядочить совокупность взаимосвязанных элементов внутри любой туристической организации, туристического рынка. Управление туристической структурой представляет собой распределение задач между структурными подразделениями и работниками, в том числе наделение их полномочиями на осуществление того или иного направления туристической деятельности или деятельности по обеспечению функционирования организации. Организационная структура управления в сфере туризма, также как в любой другой организации, включает звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи между ними - горизонтальные и вертикальные. Звенья управления в туристической организации определяются ее масштабами. Уровни управления туризмом представляют собой совокупность звеньев управления, отражают иерархическое построение организации и отношения руководства и подчинения между уровнями разного уровня.
Организационная структуры турфирмы «Алекс Трэвэл».
Данная организационная структура является традиционной линейно-функциональной структурой управления, с преобладанием вертикальных связей, отражающих соответствующие функциональные отношения, сложившиеся в организации. В ней отражены основные направления деятельности фирмы (российский и местный туризм, зарубежный туризм) и направленность фирмы на осуществление маркетинговой деятельности (отдел маркетинга).
В составе отделов туризма работает по 2 специалиста — это менеджеры по туризму, которые решают все вопросы, связанные с организацией туров, заключением договоров с собственниками туристических объектов и услуг, перевозчиками, с отправкой туристов (российский и местный туризм), а также с покупкой и продажей туров у туроператоров (зарубежный туризм). Тем самым специалисты указанных отделов занимаются непосредственным выполнением туроператорских и турагентстких функций турфирмы.
В отделе маркетинга работают 2 специалиста, имеющие образование по специальности «маркетолог», и они выполняют все функции по управлению маркетингом в турфирме.
Организационный отдел также включает 2 человека, которые занимаются всеми вопросами, связанными с организацией деятельности турфирмы, ее материально-техническим и информационным обеспечением, обеспечивают ежедневное функционирование офиса, его комфорт. Они же выполняют функции кадровой службы.
Бухгалтер совмещает функции бухгалтера и экономиста, осуществляя все финансовые расчеты, планируя экономические показатели деятельности турфирмы, отвечая за ее финансовую отчетность. В части планирования он тесно взаимодействуют с директором и собственниками фирмы.
В рамках действующей организационной структуры все нити управления сосредоточены в руках директора, который осуществляет управление и контроль за всеми направлениями деятельности фирмы. Руководители отделов непосредственно подотчетны ему, и в их полномочия входит решение задач, связанных с работой отделов, достижением каждым отделом плановых показателей, обеспечением качественного обслуживания клиентов, поддержанием партнерских отношений. Обратная связь директора с линейными руководителями осуществляется в рамках еженедельных совещаний, на которых рассматриваются возникающие проблемы, принимаются управленческие решения, происходит корректировка планов.
Таким образом, общее количество работников в турфирме составляет 13 человек. Это — средняя численность персонала, которая обычно имеет место в большинстве российских турфирм местного уровня.
Задание 2.
Как вы представляете формальную и неформальную структуры организации? В чем их принципиальные отличия? Оказывает ли неформальная организация воздействие на формальную? Если да, то раскройте механизм такого воздействия.
Неформальные и формальные организации создаются во имя определенных целей, и именно они определяют вид и структуру компании. Общеизвестно, что организация отличается наличием сложных и многообразных целей, к ним относятся:
-
стратегические цели. Постановка глобальных, долгосрочных целей компании – важная часть деятельности топ-менеджеров; -
тактические цели. Путь к достижению глобальных целей всегда лежит через достижение кратоксроных целей. К этому виду целей относятся текущие и операционные задачи, которые обязательно укладываются в общее стратегическое направление развития; -
экономические цели. Любая организация ставит перед собой коммерческие цели по получению прибыли, он обязательно должны быть выражены в цифровом значении: в суммах и времени достижения; -
производственные цели. Развитие компании невозможно без модернизации и усовершенствования производства. Закупка оборудования, разработка технологий, поиск новых сфер реализации – все это укладывается в производственную стратегию; -
социальные цели. Создание благоприятных условий для работы, формирование корпоративной культуры, влияние на социум и культуру – все это важная часть деятельности организации.
Цель формальной организации обычно закрепляется в уставе и носит идеологический и мотивационный характер, она должна быть связана с миссией компании. Цели неформальных групп обычно не фиксируются в письменной форме и предстают в виде общих ценностей и интересов. Все цели организация выстраивает в порядке значимости и, опираясь на них, формулирует стратегию и тактику работы.
Несмотря на значительные отличия между организациями, их объединяют характеристики, присущие любой из них. Самая главная характеристика организации - наличие цели, которая близка всем ее участникам. Важная характеристика формальной организации - ее правовой статус и обособленность. Организация должна иметь официально-закрепленную форму хозяйствования, которая и обеспечивает ее особый статус. Обособленность также проявляется в замкнутости производственных и управленческих внутренних процессов, которые создают границу между организацией и внешним миром. Следующий признак организации - это непременное наличие ресурсов: человеческих, финансовых, материальных, государственные организации в качестве ресурса могут иметь власть. Организация имеет такую характеристику, как саморегуляция, она имеет свою зону ответственности и принимает основные решения самостоятельно.
Но при этом она остается зависимой от внешней среды, которая влияет на ее деятельность. Немаловажным признаком является наличие организационной культуры, которая существует в виде корпоративных норм, традиций, ритуалов, мифов.
Кроме общих признаков характеристика формальной организации имеет собственные отличительные особенности. Первым из таких признаков является наличие свода документов, регулирующих ее деятельность: инструкции, устав, законы, постановления, предписывают ей определенный порядок действий в разных ситуациях. Таким образом, ее деятельность изначально заформализована. Формальная структура организации включает и неформальные группы, но ее формальные компоненты всегда остаются доминирующими. Таким образом, формальная организация всегда шире и больше неформальной.
Уникальные характеристики неформальных организаций отличают ее от своего антипода. К таким признакам относятся:
-
наличие общественного контроля; -
неформальные организации находятся под неусыпным контролем своих членов и внешнего окружения, с целью выявления одобряемого и неодобряемого поведения; членам неформальных групп предписываются определенные поведенческие модели, за отступление от норм и правил члена группы ждет порицание или даже исключение из группы; -
препятствование переменам. Еще одним признаком неформальных групп является внутреннее сопротивление к переменам, группа стремится к самосохранению и рассматривает изменения как угрозу своему существованию.
Кроме того что существуют формальные и неформальные организации, также возможно выделение и других видов. Их можно классифицировать по отраслям: торговые, производственные, посреднические, сервисные и т. п. По правовому статусу организации можно разделить на коммерческие и некоммерческие. По объему производства можно выделить малые, средние и крупные организации. Основные классификации относятся преимущественно к формальным организациям, но некоторые виды могут существовать и в неформальной группе. Важным признаком организации является наличие у нее внутренней среды. К ней традиционно относят цели, задачи, оргструктуру, человеческие ресурсы и технологии. Внутренняя среда - это подвижная структура, так как она сильно зависит от ситуации. Система формальной организации складывается из групп, созданных руководством, в своей деятельности они руководствуются нормами и правилами, изложенными в документах. В этом аспекте о внутренней среде обычно говорят, как об элементе корпоративной культуры организации. Формальная группа при этом может быть подвержена изменениям, но их инициатором является менеджер. Неформальные группы