Файл: 11. Особенности восприятия и освоения пространственных отношений детьми дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ


ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт

Практическое задание № 2
по учебному курсу «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста»

Студент

Ю.С. Курочкина





Группа

ППОбп-1901а





Преподаватель

О.А. Еник





Тольятти 2023

Проверяемое задание 2


Тема 11.Особенности восприятия и освоения пространственных отношений детьми дошкольного возраста

«От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования.

Содержание

Возраст

Ранний

Младший

Средний

Старший

Представления

Умеет ориентироваться в ближайшем окружении по образцу по слову.

Умеет ориентироваться на себе, овладеть умением определять пространственные направления от себя: впереди – сзади, вверх – вниз, справа – слева. Различает правую и левую руку.

Определяет пространственное направление от себя, умеет двигаться в заданном направлении ( вперед-назад, направо- налево, вверх –вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе( перед0 мной, справа от меня, слева, сзади)

Знаком с пространственными отношениями : далеко-близко ,высоко –низко)

Умеет ориентироваться в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений( вверху –внизу; впереди (спереди) сзади, слева справа, между, рядом с, около); определяет свое местонахождение среди людей и предметов, двигается в заданном направлении в соответствии со знаками указателями.

Обозначает в речи взаимное расположение предметов. Умеет ориентироваться на листе бумаги.

Способы познания

Свободное перемещение по группе на участке.

Во время игр, в повседневной жизни.

Дидактические игры, упражнения, занятия, в повседневной жизни.

На занятиях, в повседневной жизни, на прогулке, дидактические игры.

Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе в результате включения в занятия упражнений на ориентировку в пространстве





Содержание

Возраст

Ранний

Младший

Средний

Старший

Представления

Элементарные ориентировки на собственном теле ( где ручки, где глазки)

Развитие первых пространственных представлений (высокий — низкий, длинный — короткиq)

Умеет различать и называть пространственные направле­ния относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева.

Умееть определять местоположения предмета относительно себя. Учить определять собственное положение в пространств Учить определять местоположение предмета относительно другого лица


Умеет определять местоположение предметов относитель­но друг друга Умеет двигаться в указанном направлении. Умеет ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку). Умеет «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах.

.

Способы познания

В повседневной жизни.

В процессе одевания раздевания, во время игры,

В процессе игр, повседневной жизни, на занятиях, дидактические игры.

В процессе игр, повседневной жизни, на занятиях, дидактические игры.

В процессе игр, повседневной жизни, на занятиях, дидактические игры.

Выводы


Проведя анализ задач по двум общеобразовательным программам « От Рождения до школы « и « Истокам можно сделать вывод.

Для развития пространственных представлений сензитивным периодом является дошкольный возраст. В этом процессе участвуют кинестетический, осязательный, зрительный и слуховой анализаторы.

Первым этапом является обучение ориентировке в собственной схеме тела и в пространстве относительно себя. Далее формируется восприятие пространственных отношений между предметами, ориентировка в микро пространстве в период старшего дошкольного возраста. Наблюдения и словесное пояснение расположения предметов в пространстве, пояснение и графическое обозначение направлений, дидактические и подвижные игры - основные приемы формирования ориентировки в пространстве. Важным условием является использование пространственной терминологии.



В процессе посещения ребенком детского дошкольного учреждения существует масса ситуаций и возможностей для формирования пространственных представлений. Специальные игры и игровые упражнения используют на занятиях по физической культуре, в режимных моментах, на рисовании и конструировании, в лепке и аппликации, а так же на музыкальных занятиях. Для того чтобы ребенок не путал правую и левую стороны необходимо накопить опыт практического действия правой и левой рукой, побуждать различать руки по названию и самостоятельно.

Следующая задача - ориентировка от себя, в основе чего лежат знания пространственного расположения отдельных частей собственного тела. Только после этого можно переходить к обучению пространственной ориентировке от других объектов. На всех этапах обучения важно обращать внимание на использование пространственных терминов, что служит показателем знаний об этих отношениях.

Таким образом, расширение пространственных представлений детей в дошкольном учреждении в рамках пяти образовательных областях с опорой на все анализаторы представляется перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных ориентировок, что способствует овладению различными видами движений.