Файл: 11. Особенности восприятия и освоения пространственных отношений детьми дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
Практическое задание № 2
по учебному курсу «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста»
Студент | Ю.С. Курочкина | |
Группа | ППОбп-1901а | |
Преподаватель | О.А. Еник | |
Тольятти 2023
Проверяемое задание 2
Тема 11.Особенности восприятия и освоения пространственных отношений детьми дошкольного возраста
«От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования.
Содержание | Возраст | |||
Ранний | Младший | Средний | Старший | |
Представления | Умеет ориентироваться в ближайшем окружении по образцу по слову. | Умеет ориентироваться на себе, овладеть умением определять пространственные направления от себя: впереди – сзади, вверх – вниз, справа – слева. Различает правую и левую руку. | Определяет пространственное направление от себя, умеет двигаться в заданном направлении ( вперед-назад, направо- налево, вверх –вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе( перед0 мной, справа от меня, слева, сзади) Знаком с пространственными отношениями : далеко-близко ,высоко –низко) | Умеет ориентироваться в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений( вверху –внизу; впереди (спереди) сзади, слева справа, между, рядом с, около); определяет свое местонахождение среди людей и предметов, двигается в заданном направлении в соответствии со знаками указателями. Обозначает в речи взаимное расположение предметов. Умеет ориентироваться на листе бумаги. |
Способы познания | Свободное перемещение по группе на участке. Во время игр, в повседневной жизни. | Дидактические игры, упражнения, занятия, в повседневной жизни. | На занятиях, в повседневной жизни, на прогулке, дидактические игры. | Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе в результате включения в занятия упражнений на ориентировку в пространстве |
Содержание | Возраст | |||
Ранний | Младший | Средний | Старший | |
Представления | Элементарные ориентировки на собственном теле ( где ручки, где глазки) Развитие первых пространственных представлений (высокий — низкий, длинный — короткиq) | Умеет различать и называть пространственные направления относительно себя («от себя» — Я -»): вверху — внизу; впереди — позади; справа — слева. | Умееть определять местоположения предмета относительно себя. Учить определять собственное положение в пространств Учить определять местоположение предмета относительно другого лица | Умеет определять местоположение предметов относительно друг друга Умеет двигаться в указанном направлении. Умеет ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку). Умеет «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах, схемах. . |
Способы познания | В повседневной жизни. В процессе одевания раздевания, во время игры, | В процессе игр, повседневной жизни, на занятиях, дидактические игры. | В процессе игр, повседневной жизни, на занятиях, дидактические игры. | В процессе игр, повседневной жизни, на занятиях, дидактические игры. |
Выводы
Проведя анализ задач по двум общеобразовательным программам « От Рождения до школы « и « Истокам можно сделать вывод.
Для развития пространственных представлений сензитивным периодом является дошкольный возраст. В этом процессе участвуют кинестетический, осязательный, зрительный и слуховой анализаторы.
Первым этапом является обучение ориентировке в собственной схеме тела и в пространстве относительно себя. Далее формируется восприятие пространственных отношений между предметами, ориентировка в микро пространстве в период старшего дошкольного возраста. Наблюдения и словесное пояснение расположения предметов в пространстве, пояснение и графическое обозначение направлений, дидактические и подвижные игры - основные приемы формирования ориентировки в пространстве. Важным условием является использование пространственной терминологии.
В процессе посещения ребенком детского дошкольного учреждения существует масса ситуаций и возможностей для формирования пространственных представлений. Специальные игры и игровые упражнения используют на занятиях по физической культуре, в режимных моментах, на рисовании и конструировании, в лепке и аппликации, а так же на музыкальных занятиях. Для того чтобы ребенок не путал правую и левую стороны необходимо накопить опыт практического действия правой и левой рукой, побуждать различать руки по названию и самостоятельно.
Следующая задача - ориентировка от себя, в основе чего лежат знания пространственного расположения отдельных частей собственного тела. Только после этого можно переходить к обучению пространственной ориентировке от других объектов. На всех этапах обучения важно обращать внимание на использование пространственных терминов, что служит показателем знаний об этих отношениях.
Таким образом, расширение пространственных представлений детей в дошкольном учреждении в рамках пяти образовательных областях с опорой на все анализаторы представляется перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных ориентировок, что способствует овладению различными видами движений.